« Назад 12.11.2018 08:33 Политическая осень 2018 г. привнесла в белорусско-российские отношения динамизм, решение ряда важнейших вопросов и кадровое обновление. О том, какими видятся перспективы строительства Союзного государства, а также что на них может повлиять, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук Вадим Гигин. — На самом деле, эти разговоры были всегда, еще с момента заключения договора в 1999 году стоял вопрос о его имплементации, выдвигались предположения о возможности заключения следующего договора в рамках продвижения интеграции. Но, с моей точки зрения, мы не выполнили до конца все пункты нынешнего договора. Если говорить о следующем правовом акте, его разработке и заключении, нужно проанализировать, что не было выполнено в текущем договоре, и проанализировать, почему. Новый документ возможен, но его разработка займет достаточно много времени за счет согласования позиций, я думаю, это вопрос нескольких лет. Кроме того, новый документ должен учитывать те недостатки, которые содержал прошлый, должен быть практичен и реализуем. Последнее — он должен соотноситься с тем уровнем интеграции, который сейчас построены на евразийском пространстве, учитывать реалии ЕАЭС, ОДКБ и других интеграционных проектов, которые существуют. — В последние годы все чаще звучат оценки аналитиков, что строительство Союзного государства фактически остановилось. В чем вы видите причины этого? — Эта тема также не нова. На момент заключения договора было множество завышенных ожиданий от Союзного государства. Давайте скажем прямо — когда договор заключался и запустился довольно бурный процесс, многие ожидали создания некоей конфедерации либо же федерации. Хотя и в тот момент перспективы этого были довольно призрачные, учитывая сложную ситуацию внутри России в конце 1990-х гг. Несмотря на то, что слово «конфедерация» звучало не всегда, с научной точки зрения именно она и предполагалась в итоге. Этого не случилось. Но на той стадии построения интеграции некоторые республики-субъекты Российской Федерации выступали против. Я хорошо помню позиции Татарстана и Ингушетии, которые говорили, что, если Беларусь объединится с Россией на особых условиях, тогда они бы тоже хотели видеть эти условия. К этому добавлялся целый ряд других условий. Это тоже повлияло на то, что договоренности были выполнены в недостаточной мере. Нужно учитывать и тот момент, что договоренности по Союзному государству заключали Александр Лукашенко и Борис Ельцин. Приход Владимира Путина к власти в России изменил вектор направления Российского государства при соблюдении преемственности, а также отношение к тем или иным проектам и способам их реализации. «Финляндизация» Беларуси не подходит — Какие решения или события могли бы придать новый импульс союзному строительству, перезапустить его? — Однозначно, это военно-политические угрозы. Нестабильная ситуация на мировой арене не оставляет других вариантов, как отбросить разногласия и действовать сообща. Немалую долю в укрепление отношений вносят и введенные против России санкции Запада. Конечно, мы надеемся на улучшение отношений с Западом в перспективе. Но сейчас мы не видим необходимой экономической отдачи от Европейского союза, условно говоря, мяч на их стороне поля, президент Беларуси неоднократно это подчеркивал. Второе — это расширение экономического сотрудничества с Китаем. КНР является вторым стратегическим партнером для Республики Беларусь, мы активно участвуем в проекте «Один пояс — один путь». Союзному государству необходимо закрепление механизма урегулирования противоречий в торговых отношениях, что неизбежно повлечет за собой углубление интеграции. — В свое время предлагался на рассмотрение ряд концептов из мировой практики. Финляндский проект, который был характерен для Финляндии и Советского Союза, нам явно не подходит. Сейчас говорят о канадизации Беларуси, т.е. вариант построения отношений по аналогии Канады и США (к слову, экономическая зависимость Канады от США гораздо выше, чем Беларуси от России). Но Союзное государство — более глубокая интеграция, чем отношения между Канадой и Штатами. Сравнивать с Европейским союзом сложно, поскольку там много государств, и они разновеликие. Беларусь же относительно небольшое среднеевропейское государство, а Россия — это огромная страна, с огромным потенциалом и еще большими амбициями. Поэтому можно говорить об особой, белорусской модели интеграции. А как это имплементировать в политические органы — нужно договариваться. Да, возможно, некоторые из существующих органов устарели. Нужно создать новые, не увеличив при этом количество бюрократии. Но эти вопросы должны обсуждать политики, а аналитики должны давать соответствующие материалы. Интеграция с Россией не влечёт политической зависимости — Как вы оцениваете изменения во взаимоотношениях Беларуси и России за последние 2—3 года и какие видите перспективы? — Эти годы показали, что тесная интеграция с Российской Федерацией не влечет какую-либо политическую зависимость. Нам постоянно пытаются это голословно предъявить, но жизнь опровергает эти доводы. Особая позиция Беларуси по украинскому конфликту, в котором Беларусь выступает как миротворческая площадка, наши отношения с Грузией — в России могут по-разному к этому относиться, но сам факт наличия данных отношений свидетельствует о свободе внешней политики Республики Беларусь. При этом следует отметить и определенные проблемы. Руководству России хотелось бы, чтобы Беларусь более активно выступала на стороне Российской Федерации в том откровенном геополитическом противостоянии, которое существует. Республика Беларусь, оставаясь на стороне России, о чем свидетельствуют проведенные совместные учения и голосования по так называемым Крымским резолюциям в Организации Объединенных Наций, полностью поддерживает позицию России. Вместе с тем, вполне уместно и логично, белорусская сторона пытается воспользоваться ситуацией в своих интересах. Даже с международно-правовой точки зрения, наш уровень отношений с Европейским союзом гораздо хуже, чем у Российской Федерации. У нас нет таких рамочных соглашений, договоров с ЕС, которые существуют у России. Да, санкции их значительно ограничили, но у нас их вообще нет. Поэтому нам хотелось бы хотя бы достичь уровня Российской Федерации. Это в интересах наших граждан, и с точки зрения визового вопроса, и с точки зрения торговли, организации бизнеса. Если говорить о так называемых санкционных продуктах, которые якобы поступают с белорусской территории, очевидно, что этот коридор, и это уже доказано, используют различные российские теневые предприниматели. Здесь стороны просто должны разобраться, что происходит и как это решить. Понятно, что стремительная динамика нарастания геополитической напряженности придает особый характер информационному шуму вокруг достаточно рутинных вещей между союзниками, которые и раньше существовали. Посмотрите, в 90-е гг. отношения между нашими странами порой были намного хуже. Что показывали в 1996, 1999 гг. некоторые российские каналы про Беларусь, что говорили российское правительство, отдельные депутаты, министры, порой было на порядок хуже, чем в моменты текущих обострений. Тем не менее тогда это не драматизировалось. — То, что у нас в стране есть посол России, — это уже хорошо. Потому что, к примеру, полноценного посла Соединенных Штатов в Беларуси нет. Факт того, что новый посол молодой, энергичный, с большим опытом работы и влиянием внутри России — это тоже неплохо. Вокруг этого назначения ходят множество инсинуаций, и это делается сознательно. Здесь не нужно идти на поводу у информационных провокаций, различных вбросов, фейков. Они на это и рассчитаны — создать вокруг отдельных фигур и действий особую шумиху, принудить политиков и отдельных граждан принимать неверные решения. В России назначают очень много послов, но вы слышали столько мнений вокруг других фигур? Нет. Это говорит о том, что для России Беларусь — это важное направление, одно из ключевых. И особый статус, которым наделен Бабич, показывает, что Россия придает первостепенное значение отношению со своим главным союзником на европейском континенте, а это Республика Беларусь. Исходя из этого, как мы в Минске можем оценивать это, кроме как положительно? Поэтому то, что посол есть, и это такой опытный человек, даже шумиха вокруг его назначения — это положительные моменты. А будут ли негативные стороны этого назначения — покажет время. — Насколько сегодня подобны позиции Беларуси и России на международной арене, особенно учитывая разную политику Запада по отношению к нашим странам? Как уменьшить возможные риски непонимания между Беларусью и Россией в связи с этим? — Если брать конкретные ситуации, давайте рассмотрим яркие примеры Абхазии и Южной Осетии. Россия признала их независимость, Беларусь — нет. Вокруг этого существует множество спекуляций. Во-первых, сама Российская Федерация от Беларуси этого шага никогда не требовала, как и не требовали ни Абхазия, ни Южная Осетия. Во-вторых, с моей точки зрения, самой Российской Федерации, даже в перспективе, хоть некоторым и кажется это фантастикой, но это вполне реально, союзная Грузия не менее важна, чем вышеупомянутые страны. И особые отношения Беларуси и Грузии, которые отличаются от российских, создают дополнительный коридор для решения этой проблемы. Наши конкуренты ждут от нас прямолинейных, дуболомных ходов. А мы должны действовать более умно, косвенно. Пусть они на определенном этапе смогут порадоваться, что между нами не все так хорошо, в этой ситуации важно проводить четкую линию поведения. Важно, чтобы эти линии были согласованы, не противоречили друг другу в ключевых моментах и были направлены на достижение конечного результата. КомментарииКомментариев пока нет
|