САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

« Назад

10.03.2017 09:31

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

Сформулируем несколько очень важных вопросов.
 
Во-первых, напомним факты.

В лесном урочище на окраине Минска, которое стало известно в новейшей истории Беларуси как Куропаты, действительно покоятся люди, там массовое захоронение.

Точное число погибших там неизвестно. Есть серьезные основания — в том числе документальные — полагать, что часть захоронений относится к периоду Большого Террора в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов XX века.

Есть версия и о том, что кроме попавших под молот сталинских репрессий там покоятся и расстреляные немцами в период Великой Отечественной войны лица еврейской национальности. Евреи могли быть как из местного гетто, так и этапированные из Западной Европы.

Эта версия тоже имеет основания, и она пока никак не опровергнута.

Во-вторых, надо понимать, что с самого начала Куропаты стали не просто местом скорби и памяти, а символом политического противостояния.

И последние события, связанные с ними, надо рассматривать именно в этом ключе. Предложение создать там национальный мемориал, посвященный невинным жертвам, тоже связано с этим, это попытка деполитизации темы. Кстати, здравая в идеале.

Но идеальные ситуации бывают редко, особенно если дело касается политической борьбы.

Прежде чем говорить о создании в Куропатах такого мемориала, надо ответить на несколько очень важных вопросов и широко ознакомить общественность с ответами на них во избежание спекуляций.

Сформулируем эти вопросы:

1. Сколько реально людей там погребено, известны ли их имена? Для ответа необходимо наконец профессионально провести раскопки, эксгумировать останки, провести судебную, генетическую экспертизу, внимательно изучить архивы.

На это нужны средства. Немалые. Ну так пусть в этом деле ради установления правды государству помогут всевозможные активисты и защитники исторической памяти.

2. Все ли там погребенные были невиновны и какая их часть понесла наказание заслуженно — за реально совершенные преступления? Скажем, за антисоветский или обычный бандитизм?

3. Если там, в том числе, погребены коммунисты, чекисты, евреи, которые не отказывались от своих убеждений и вероисповедания, то мемориальная символика должна быть лишена идеологизированной окраски или односторонней трактовки. Если сейчас в урочище есть кресты, то почему нет, например, меноры и Звезды Давида?

4. Почему именно Куропаты надо считать общенациональным мемориалом, ведь есть в Беларуси и другие места массовых захоронений этого периода, где, возможно, погребено еще больше людей?

И самое главное — надо четко понимать, какие цели во всем этом преследуют националисты, активно спекулирующие на теме Куропат.

Куропаты нужны им для дискредитации всего советского наследия нашей страны и разжигания межнациональной вражды, ведь в их трактовке репрессии носили характер целенаправленного геноцида белорусов со стороны коммунистов и Москвы.

Но сталинские чистки не были связаны с национальной принадлежностью, под них попадали люди всех национальностей. Никто не ставил целью уничтожение белорусов и их национальной интеллигенции.

Куропаты нужны как опорная точка для десоветизации и продвижения националистической версии истории.
 
Сначала — мемориал такой, какой они хотят, затем — Институт национальной памяти наподобие украинского, с основной целью очернения именно советской истории. Ну а затем — переименование улиц и снос памятников.

Алгоритм именно такой, он был отработан в Восточной Европе практически везде. Единственное исключение — Беларусь. Поэтому им и надо заняться.

Куропаты — одна из мин замедленного действия, заложенных по всему Советскому Союзу в эпоху перестройки с целью разрушения страны. Поэтому сейчас нужно не приводить мину в действие вновь, а нейтрализовать её.

Самое верное, взвешенное решение по Куропатам — новое непредвзятое исследование. Для почитания памяти — создать простое место скорби, а не некий памятник страдания белорусов от русских и коммунистов с националистическим подтекстом.

И если там что-то будет, во избежание односторонней трактовки истории нужно и то, о чем сказал Протоирей Фёдор Повный: «Возводя памятный комплекс жертвам репрессий, нам нужно иметь музей достижений советской эпохи. Только тогда возможна цельность восприятия и объективность».

imhoclub.by



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
20.02.25

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни. Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

18.02.25

Многие политики и политологи в России и Беларуси впали в экстаз от прихода Трампа к власти в США. Вместо того чтобы признать крах всей своей политической деятельности в постсоветский период, ориентированной на принятие в семью коллективного Запада и всерьез задуматься о том, как выходить из этой неприятной ситуации, хватаются за палочку-выручалочку в виде Трампа, который, дескать, разрешит все проблемы (отменит санкции против наших стран, закончит войну на Украине в интересах России, покончит с русофобией в США и Европейском союзе, восстановит традиционные ценности). Можно сказать, что сегодня нет больших политических иллюзий, чем иллюзии трампизма в головах многих политиков. Остановимся на основных иллюзиях трампизма.

14.02.25

Один из великих гениев человечества, первый представитель народов незападного мира, ставший лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, индиец Рабиндранат Тагор в сентябре 1930 года посетил Россию и написал ряд философско-исторических очерков о стране Советов, в которых раскрыл историческое значение Русской революции как для российского народа, так и для всего человечества. Мысли великого индийца не только не потеряли своей актуальности для современной России, но и приобретают фундаментальный характер для всего современного мира в плане понимания того, какой должна быть счастливая жизнь человека, ничего общего не имеющая с поклонением идолу мамоны.

14.02.25

5 февраля 2025 года президент Российской Федерации В.В. Путин внёс в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект закона о ратификации  Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, который был подписан президентами А.Г. Лукашенко и В.В. Путиным 6 декабря 2024 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске.

11.02.25

Выборы 2025 года стали самыми спокойными и конструктивными за последнее время. Но будут выборы 2030 года и другие. Наши враги готовятся к ним уже сейчас. Хорошо, что в 2020 году эти попытки сорвал сильный национальный лидер. А что будем делать, когда его не будет? Или будем дожидаться, пока кто-то с дрожащими руками в аналогичной ситуации капитулирует перед улицей и подпишет очередное «отречение» под давлением иностранных «посредников»?

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru