« Назад 08.04.2024 18:31 Все пожекты зело добрыми быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Ежели кто прожекты начнёт абы как ляпать, тому чина лишу и кнутом драть велю. Пётр I Прозападники совместно с финансируемыми Соросом академиками и стипендиатами, ставшие авторами многих школьных учебников, не простояв и дня за учительским столом, так накуролесили в образовании, что их последствия не может устранить даже Президент, занимаясь постоянно. Они отравили не только сознание народа, но и подсознание, что отразилось даже чехардой в изменении названия соответствующего министерства: Министерство народного просвещения (таковым оно было до начала горбачёвских реформ на протяжении полутора веков) → Министерство народного образования → Министерство образования (в России вернулись к Министерству просвещения). Но если образование не народное, то каково оно? Это, во-первых. А во-вторых, образовывать – давать знания, а просвещать - и образовывать, и воспитывать. Но реформаторам неймётся, и они пошли дальше - добрались до вузов. Они теперь не храмы науки и просвещения, а учреждения. Названием их, как и школ, приравняли к конторе Вторсырья. Даже названия школьных предметов изменили до неузнаваемости. Раньше на протяжении многих веков по названию школьного предмета можно была догадаться о его содержании. Что изучают первоклассники теперь на уроках математики? Или что такое Читалочка? Ведь Математика – это совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы. Это тоже самое, что в медицинских вузах курс Анатомия человека переименовать в Медицину человека. По международному рубрикатору УДК различных математических наук более 100. От цунами всевозможных реформ, начатых с хрущёвских времён, стонут родители, стонут учителя, но больше всех страдают дети. И их страдания не уменьшаются, что пора уже «Песню первоклассника», 1978 года создания, петь в новом варианте: Нагружают больше нас Страдание каждого ребёнка – это мои страдания. Я не могу слышать и видеть страдания детей. Такова моя надломленная психика малолетнего узника. Диалектическое мышление не воз¬никает сразу в готовом виде, а прохо-дит через определенные ступени свое¬го развития в разные возрастные периоды. Серьезные издержки педагогика имеет при стремлении уже в началь-ных классах обучать детей сразу высшему уровню мышления. Такая мето-дика способна только затормозить умственное развитие ребенка, так как мешает осуществлению естественно¬го, поступательного развития логики мышления. Можно заставить учени¬ка начальных классов твердить, что Земля вращается вокруг Солнца. Но весь его конкретно-чувственный опыт будет противоречить этому: он посто¬янно видит, как Солнце «ходит» по небу. Проведённые советскими психологами опыты показали, что уменьшения сроков формирования ступеней мышления за последнее столетия не произошло. А анализ педагогической литературы показал, что ни белорусские, ни российские учителя и преподаватели педагогических вузов слабо подготовлены по части знания психического развития ребенка. Поскольку ни учителя, ни родители не соглашаются с выше приведенным утверждением, радуясь, как дети легко запоминают конкретные операционные действия со смартфоном, приведу пример из российской прессы: «Н.И.Чиркова, О.А.Павлова (кандидаты педагогических наук, преподаватели вуза) «Развитие начальных логических умений на уроках математики». П р и м е р 1. Первоклассникам предложили построить ломаную линию из нескольких звеньев, количество которых не называлось. Затем им надо было начертить отрезок, равный сумме длин звеньев ломаной. С этим заданием школьники справились. Отвечая на вопрос: «Что можно сказать о длине ломаной и длине получившегося отрезка?», ученики говорили, что длина отрезка больше, чем длина ломаной. П р и м е р 2. При формировании представления о площади фигуры второклассникам дали два одинаковых прямоугольника и предложили сравнить их по площади способом наложения. Ученики убедились, что площади прямоугольников одинаковые. Затем в каждом прямоугольнике провели диагональ. Один прямоугольник разрезали по диагонали на два одинаковых треугольника, из которых составили разные фигуры Сравнивая прямоугольник и получившиеся фигуры по площади, ученики не видели, что она равна. Причину допущенных ошибок можно объяснить недостаточно развитым умением дифференцировать признаки предмета. Результат — изменение одного свойства принимается за изменение другого (форма — длина, форма — площадь). Конечно, со временем логические ошибки такого вида исчезают, но сохраняются другие. Например, зачастую школьники полагают, что квадрат не является прямоугольником, хотя определения понятий «квадрат» и «прямоугольник» знают. Причина ошибки в том, что при подведении под понятие они опираются на отдельные признаки, а не на их систему, указанную в определении.) «Начальная школа», № 5, 2017г., с.- 61)». Получается, что ученики не понимают, что от них хотят услышать учителя, а учителя не понимают - почему ученики не понимают простейшие очевидные вещи. Научить нажимать на кнопки можно и обезьяну, а вот мыслить логически - никогда. Простите за грубость. Может быть, когда человечество себя погубит, обезьянам придётся поумнеть, пройдя эволюционный процесс в миллионы лет. Когда первоклассник правильно отвечает на вопрос – что легче, килограмм пуха, или килограмм железа? – у меня такие дети вызывают опасение за их дальнейшее психическое развитие. Сколько сейчас развелось классов, в которых обещают родителям за деньги логически развивать детей с пелёнок. К сожалению, педагогически правильный процесс формирования диалектического мышления нарушен всеми авторами белорусских школьных учебников. В большинстве из них язык изложения научный, а содержание приближается к институтскому. Получается не учебник, а энциклопедический справочник Нарушены и другие педагогические принципы как написания учебников, так и их методического обеспечения. Теперь уже все педагогические журналы подчёркивают, что они научные. От авторов требуют, чтобы их статьи соответствовали требованиям ВАК. Учитель и его проблемы уже для журналов второстепенная фигура. Но об этом разговор должен быть со специалистами. Чтобы понять не только специалистам, но и родителям, как трудно учиться их детям, покажем на примере учебников по географии для 6-го и 7-го классов с русским языком обучения, созданных авторским коллективом под руководством декана факультета БГУ. Как сообщается на сайте университета (https://bsu.by/employee/75662-d), она проходила стажировку в Швеции, Литве, Израиле. Рассмотрим эти учебники
Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В. «География. Физическая география». 6-й класс, год издания 2016. Уже с первых уроков на учеников, у которых ещё конкретно-образное мышление, обрушивается огромный массив абстрактных текстов (нарушен процесс формирования знаний – от навыков к знаниям, а не наоборот). Судите, читатели сами. «Современная география включает целую систему наук. Традиционно географию делят на две крупные ветви – физическую и социально –экономическую. Физическая география (от греч физис – природа) изучает природу нашей планеты, а социально-экономическая - население Земли и его хозяйственную деятельность. Каждая из них подразделяется на ряд отраслевых наук. Особое место отведено общегеографическим наукам, в том числе картографии. Именно она обеспечивает географию своим собственным незаменимым языком - географическими картами. Как любая наука, география обладает собственными методами исследования. Самые древние из них - сравнительный и описательный. По мере изучения неизведанных земель к ним добавился экспедиционный метод. Во время путешествий составлялись планы и карты открытых земель – так возник – картографический метод.» (с.- 8) Или. В восьмом параграфе «Внутреннее строение Земли. Литосфера» (не более 5 страниц текста – материал одного урока) темы «Литосфера и рельеф Земли» четыре пункта. Процитируем некоторые сведения второго пункта «Внутреннее строение Земли». Ученикам сообщается, что они узнают: «Как изучают строение Земли? О многослойном внутреннем строении нашей планеты. В чём различие земной коры под континентами и океанами? О дрейфе литосферных плит.» (с.-45) После изучения только данного материала ученики должны знать, что «Изучение внутреннего строения Земли производят сейсмическими методами. Земля имеет многослойное строение и состоит из ядра, мантии и земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоёв осадочного, гранитного, и базальтового. В океанской коре гранитный слой отсутствует.» (с. -50). Но на этом же уроке сообщается материал ещё трёх пунктов этого же параграфа.
*** Не лучшего качества и учебник для учащихся 7-ых классов 2017 года издания. Ограничимся рассмотрением первого урока, тема которого «Введение. Географическая оболочка как объект изучения физической географии». «Географическая оболочка и её границы. Вы знаете, что компоненты природы (воздух, вода, горные породы, почва, растения и животные - выделено мною – И.М.) постоянно взаимодействуют между собой, образуя природный комплекс. Природные комплексы различаются не только сложностью организации, но и размерами. Самый крупный природный комплекс нашей планеты — географическая оболочка.» (с. – 7). Как известно, о чём сообщается во всех энциклопедиях и Википедии, компонентами природы являются: климат, а не воздух, вода, рельеф (не указан в перечне), горные породы, почва, растения и животные (П.А.Лярскі “Прырода Беларусі”, Мн., 2005г., с. - 11). Воздух – газообразное вещество, составляющее атмосферу Земли, а климат – метеорологические условия, свойственные данной местности. Климат рядом расположенных возвышенности и низины различаются при одном и том же воздухе. Цитируем далее. «Зональность географической оболочки проявляется в её разделении на географические пояса и природные зоны. Наряду с зональностью географической оболочки проявляется и азональность. Азональность — это неоднородность географической оболочки, связанная с проявлением внутренних процессов Земли. Азонально размещаются материки и океаны на поверхности Земли, горы и равнины на материках и на океаническом дне». (с.- 11). За один урок ученик должен понять и запомнить: «Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс, в состав которого входят вся гидросфера и биосфера, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы. Для географической оболочки характерны: целостность, ритмичность, круговорот вещества и энергии, зональность и азональность. Ноосфера — современный этап развития географической оболочки» (с. -12). Дети в детский сад, а школьники в школу должны бежать с радостью. Но на пути создания ШКОЛЫ РАДОСТИ как стояло, так и стоит Министерство образования (прекратило со мной переписку и все контакты после обсуждения на приёме у Министра 2-го ноября 2022 года поднимаемых в этой статье вопросов). И не только оно. Ещё 10 июля 2020 года я передал высокопоставленному минскому чиновнику записку с предложением своих услуг, если будет запрос власти, - как не допустить в стране Майдан. В краткой беседе я сказал, что страну будет постоянно лихорадить пока не будет ликвидирована издательско-информационная мафия. На его возражение, что у него нет данных ни за, ни против, сказал, что первоначальные данные я предоставлю, а дальше должны работать специалисты. И тогда в образовании откроются безобразии покрупнее, чем в медицине. Некачественная медицина приносит, в основном, физические страдания, а некачественное образование – и физические и духовные. ШКОЛА РАДОСТИ не маниловские фантазии, а реальность, которая создавалась на базе Кадинской СШ Могилёвского района, и научно-педагогический комплекс на базе СШ № 1 г. Чаусы, в которых применялись разработанные мною материалы, прошедшие проверку в экспериментальных Академии педнаук СССР. Об этом показывали на телевидении, писали газеты и журналы как республиканские, так и всесоюзные. Так во всесоюзной «Учительской газете» было опубликовано несколько статей. Например, уже 6 ноября 1989 года появилась статья «Четвёртая встреча», после появления которой Кадинскую школу посетили десятки делегаций учителей со всех уголков России. По комплексу был нанесён удар – штаб комплекса, начиная от заместителя председателя райисполкома до директора школы, уволен. Подверглись наказанию и учителя, которые применяли мои методические материалы. Был уволен и я по инициативе соросского академика с должности проректора. Очень жаль, если за провалы в образовании придётся отвечать одному неплохому Министру образования с большими потенциальными возможностями, если ему помогут навести порядок в своём министерстве, а также будет наведён порядок в других министерствах и ведомствах. Сегодня мировой исход битвы сил Добра и Зла, когда решается вопрос – быть или не быть цивилизации? - решается за школьной партой. Этот должен понять каждый человек, какую бы должность он не занимал и какой бы национальности не был. Иван Мартынов, КомментарииКомментариев пока нет
|