Одна из самых интересных и малоизученных проблем в истории русско-белорусских взаимоотношений – это произошедшая в самом начале XX века массовая миграция белорусов в Сибирь. Известно, что за годы столыпинской аграрной реформы этот богатый и по большому счету пустынный край принял около 3 миллионов переселенцев, значительную часть которых составляли выходцы из белорусских земель.
14 октября нынешнего года в столице Армении состоялся очередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который многие аналитики посчитали абсолютно «проходным» мероприятием, свидетельствующем о постепенном затухании постсоветской интеграции. Якобы на встрече стороны не приняли никаких значимых документов и даже не смогли выбрать нового генерального секретаря (вопрос отложен до конца года). Однако на самом деле, подобные оценки деятельности ОДКБ звучат уже не первый год, а организация продолжает существовать вопреки всем пессимистичным прогнозам. Более того, на фоне обострившейся международной обстановки ее роль в обеспечении безопасности постсоветского пространства и вовсе может стать определяющей в решении существующих глобальных проблем.
Насаждение унии и ее нарастающая латинизация вызывали непрекращающееся сопротивление западнорусского народа. Так, в ноябре 1623 года в Витебске в ответ на притеснения (были закрыты все православные церкви) и глумления со стороны полоцкого униатсткого епископа Иосафата Кунцевича (приказал выкопать тела усопших, похороненных по православному обряду и бросить на съедение собакам) вспыхнуло восстание и епископ-узувер был убит.
Поражения в России, под Лейпцигом и при Ватерлоо поставили крест на Наполеоне как полководце, но миф его оказался непобедим. Роковая фигура гениального Empereur des Français до сих пор у многих вызывает восхищение и желание быть сопричастным к подвигам Бонапарта. Порой эта “наполеономания” захватывает не только отдельных людей, но и целые народы. Не миновала сия чаша и Беларусь, где постепенно входит в моду легенда о том, что Наполеон собирался восстановить Великое княжество Литовское в прежнем виде.
10 октября глава МИД Белоруссии Владимир Макей во время пресс-конференции по итогам встречи со своим польским коллегой Витольдом Ващиковским заявил, что Белоруссия будет стремиться «уйти от сильной зависимости» от России, так как Минск хочет «быть менее зависимыми от одного государства, что особенно ущербно в периоды финансово-экономических кризисов». При этом, по словам главы внешнеполитического ведомства республики, в Белоруссии считают, что «в наших национальных интересах развитие нормальных добрососедских отношений с нашими западными партнерами, со странами Европейского союза, с Европейским союзом в целом…».
В 1581 году русские земли посетил папский нунций, иезуит Антоний Поссевин. Вначале он побывал в Москве для переговоров с Иваном Грозным о соединении церквей, но успеха не имел. Затем, проехав через Западную Русь, настоятельно предложил королю и иезуитам самым решительным образом действовать в подвластных русских областях в направлении унии, т.к. прямого подчинения православного населения римской курии достигнуть было невозможно.
Общеизвестно, что Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко квалифицировали разрушение СССР как геополитическую катастрофу ХХ века. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер вновь подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».
История народа – это не летопись частной жизни человека. Об истории народа нельзя сказать: это было, это прошло. История имеет дело с вечным – с духом народа, его делами. «Народы, – отмечал Гегель, – суть то, чем оказываются их действия»
В последние годы между Белоруссией и Россией не наблюдается сколько-нибудь серьезных противоречий ни в политическом, ни в экономическом планах. Единственным серьезным проблемным моментом, который на протяжении всего 2016 года портит двухсторонние отношения, является вопрос цены на российский газ для Белоруссии. Несмотря на то, что еще 11 сентября белорусский президент поручил своему правительству наконец-то найти консенсус с российскими партнерами, прошедший недавно очередной раунд переговоров между представителями официального Минска и ПАО «Газпром» завершился безрезультатно.
Трагический конец Речи Посполитой разделил судьбы белорусской шляхты. Те, кто так и не смирился с гибелью Республики Обоих Народов, становились участниками наполеоновской авантюры и польских восстаний, иные же верой и правдой служили Российской империи. Если к судьбам первых в современной Беларуси приковано самое пристальное внимание, то имена вторых постепенно предаются забвению. К числу последних, безусловно, относится и генерал Петр Михайлович Капцевич, бывший одним самых влиятельных сановников Российской империи.
«Заговор русских князей» не удался, и Западная Русь по-прежнему оставалась под польско-католическим гнетом, но все же гибель Ивана Гольшанского и Михаила Олельковича не осталась без последствий для Польши и Литвы. Многие из русских вельмож, подданных Литвы, осознали, что русская составляющая этого государства стремительно ослабевает.
В мире существует понятие «диктатура юбилеев», означающее резкий рост интереса к каким-либо историческим явлениям и событиям к моменту их празднования. Полна такими «юбилеями» и памятными датами и нынешняя белорусская действительность, в которой существует довольно большое количество различного рода мифов, имеющих политический подтекст. Это и образование так называемого первого независимого белорусского государства Белорусской Народной Республики, и объявление пособников фашистов борцами за независимость и многое другое. Особое место среди таких мифов занимает Оршанская битва 1514 года, которая в Белоруссии уже не первый год отмечается местной оппозицией как «День белорусской воинской славы».
Вновь подчинив западнорусские земли, польский ставленник и фанатичный католик великий князь литовский Сигизмунд обрушил на сторонников антипольской партии жестокие репрессии с конфискацией вотчин, поместий и смертными казнями. Среди православных широко распространилось мнение, что он хочет истребить всех князей и бояр.
В информационном пространстве Белоруссии за последние несколько месяцев появился ряд аналитических записок, которые в той или иной степени затрагивают взаимоотношения республики с Российской Федерацией. И необходимо отметить, что многие из них наполнены непонятной злобой и своеобразной русофобской риторикой, которая в былые годы не была свойственна белорусским экспертам и аналитикам. При этом если ранее в нападках на Россию были замечены, как правило, оппозиционные средства массовой информации и различного рода аналитические центры, то сегодня на столь скользкую дорожку стали выходить и некоторые окологосударственные издания.
В последние годы в Беларуси наблюдается повышенный интерес к истории местных шляхетских родов. Реставрируются старинные замки, издаются научные монографии, выходят документальные фильмы. Ничего плохого в подобном интересе к собственной истории нет. Впрочем, как это часто бывает в подобных случаях, благое дело наших историков привело к довольно гротескным, если не сказать уродливым, результатам. Трудно без смеха смотреть на окончившего девять классов чиновника, заплатившего архивистам за свое “благородное” генеалогическое древо или на банку селедки, на которой изображен Михал Радзивилл “Рыбонька”. Белорусов стали пичкать рассказами о царившей в Речи Посполитой в “золотой век” шляхты социальной идиллии, а любое случавшееся в то время крестьянское восстание стали называть “бандитским”.
Следующая попытка западной церкви утвердиться на западнорусских землях связана с именем основателя Великого княжества Литовского Миндовга, под властью которого к середине XIII века находилась не только собственно Литва, но и некоторые русские города: Новгородок (ныне. Новогрудок), Волковыск, Слоним (все – совр. Гродненская обл.) и Здитов (ныне деревня в Брестской области). А в 1252 году под рукой Миндовга оказался и Гродно.
В начале августа стало известно, что Соединенные Штаты Америки, которым, как известно, есть дело абсолютно до всего, что происходит в мире, по-прежнему остаются недовольными ситуацией в области религии, которая сложилась в некоторых странах постсоветского пространства. Администрация Вашингтона, как это было уже ни один раз, официально заявила, что в Белоруссии и России сегодня продолжается наблюдаться притеснение различных верований и религиозных течений.
Появление католицизма на западнорусских землях непосредственно связано с роковым для всей последующей истории Западной (Белой) Руси событием – Кревской унией 1385 года. В современной белорусской историографии Кревская уния преподносится как исключительно как положительное событие, которое способствовало сложению военных сил Польши и Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) в борьбе против такого хищного и опасного врага, как германский Тевтонский орден, агрессивные устремления которого ставили под сомнение само существование этих государств. Такая точка зрения сложилась еще в советской исторической науке под несомненным влиянием известных трагических событий XX века.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося белорусского историка, доктора наук, члена-корреспондента АПН СССР Лаврентия Семеновича Абецедарского, однако событие осталось практически незамеченным как белорусскими властями, так и местной общественностью. Как всегда в подобных случаях, причины подобного пренебрежительного отношения к знаменитому ученому исключительно идеологические. Последние два десятилетия представители так называемого “свядомага кола”, в том числе и коллеги по цеху, обвиняли Абецедарского в конъюнктуре, идеологизированности, тенденциозности и даже в том, что он чуть ли не угробил белорусскую историческую науку.
Инновации и идеология – самые модные в постсоветской Белоруссии слова, без которых не обходится ни одно выступление уважающего себя чиновника. На поверку оказывается, что под инновациями понимается давно уже ставшее банальными и даже морально устаревшим за рубежом, а «заниматься» инновациями, идеологией, наукой и образованием приходится зачастую тоже немолодым людям, причём в условиях дефицита компетенций и разворовывания скудного финансирования.