Белорусская государственность сформировалась в условиях общерусского цивилизационного времени и пространства, союза с русским народом, совместного строительства Союзного государства, т.е. союзной, национальной модели развития в противоположность модели унионистской, антинациональной.
Разрушение Советского Союза – это, несомненно, геополитическая катастрофа. Дело в том, что «парад суверенитетов» сопровождался неслыханными страданиями миллионов людей, попавших в жернова так называемой независимости и рыночных реформ. Реальностью стали подзабытые за десятилетия советской истории такие явления, как война, кровь, насилие, межнациональные конфликты, этнические чистки, вытянутые из мглы веков всевозможные «исторические обиды».
Западный фланг Великого Княжества Литовского и Русского и коренные литовские земли защищал от крестоносцев князь Кейстут, а Андрей Полоцкий по поручению своего отца, великого князя Ольгерда, в большей степени следил за восточными рубежами государства и активно вмешивался в дела русских княжеств, так как конечной целью и Ольгерда, и поддерживавшего его Андрея было объединение всей Руси и освобождение её от монголо-татарского ига Золотой Орды. Но это была очень сложная задача и оба князя, отец и сын, понимали, что на это уйдёт много времени и сил, поэтому старались хотя бы расширить пределы ВКЛиР, присоединяя к нему приграничные русские земли. Но в этом вопросе столкновение интересов, а то и прямые военные действия между ВКЛиР и набирающим силу Московским и другими русскими княжествами были неизбежны.
Уже два десятка лет Российская Федерация и Республика Беларусь официально находятся в союзнических отношениях, которые, к сожалению, не отличаются поступательностью развития. Более того, их едва ли ни постоянно сопровождают разноплановые конфликтные ситуации. Сложившееся положение порождает мнение, что Республика Беларусь едва ли не сторонится своего союзнического долга и начала дрейф в сторону Запада. Возможность подобного развития событий вызывает закономерную обеспокоенность в обществе, как в Российской Федерации, так и в Белоруссии. Портал «Вместе с Россией» знакомит читателей с мнением представителей белорусского экспертного сообщества по очерченному кругу проблем.
Андрей Полоцкий – один из самых знаменитых русских князей своего времени, при жизни был широко известен и в самой Руси, и далеко за её пределами. Вместе с тем, по прошествии веков, он оказался в тени младшего брата Ягайло и других знаменитых князей и властителей того периода – своего отца Ольгерда и великого московского князя Дмитрия Донского. Многие историки полагают, что, если бы после смерти Ольгерда великим князем литовским и русским стал сторонник православия и единения русских земель Андрей, а не сторонник унии с Польшей Ягайло, как это и должно было быть по старшинству, история и Польши, и Великого Княжества Литовского и Русского, и Московского княжества, как и Руси в целом могла пойти совсем по иному пути.
Два десятка лет Российская Федерация и Республика Беларусь официально находятся в союзнических отношениях, которые, к сожалению, не отличаются поступательностью развития. Более того, их едва ли ни постоянно сопровождают разноплановые конфликтные ситуации. Сложившееся положение порождает мнение, что Республика Беларусь едва ли не сторонится своего союзнического долга и начала дрейф в сторону Запада. Возможность подобного развития событий вызывает закономерную обеспокоенность в обществе, как в Российской Федерации, так и в Белоруссии. Портал «Вместе с Россией» знакомит читателей с мнением представителей белорусского экспертного сообщества по очерченному кругу проблем.
В январе 1595 года Гедеон Балабан созвал во Львове проуниатский Собор , на который были собраны обработанные в пользу унии архимандриты, игумены, иеромонахи, протопопы и священники из Львовской епархии, а также некоторых других православных епархий Великого княжества Литовского и Русского и Короны Польской.
Начало ХХ века выдалось неспокойным. В годы революции 1905 года Белоруссия стала ареной противостояния РСДРП, национальных организаций революционеров, с одной стороны, и сторонников Российского окраинного союза, созданного в Вильно в 1906 году - с другой. Центральное правительство из-за боязни осложнить отношения с пропольскими национальными лидерами не спешило идти навстречу идеологам западнорусизма.
Относительно благоприятная для Западной Руси эпоха продолжалась более шести десятилетий до образования Речи Посполитой (1569 г.), в котором ВКЛР стало играть сугубо подчиненную роль. Достаточно сказать, что в сейме Речи Посполитой (сейм ВКЛР был ликвидирован) польские магнаты и шляхта всегда имели большинство.
Потерпев очередную неудачу во внедрении церковной унии на подвластных Литве и Польше русских землях, римский престол потребовал от Казимира IV проведения жесткой антиправославной линии, тем более что в письме папе в 1468 году король признавал, что в Литве и подвластной ему Руси много «схизматиков» и число их растет. Казимир IV, по-видимому, сознавал, что гонения на православие способны нанести существенный вред самому польско-литовскому государству, но не смог противостоять давлению Рима.
420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.
Мысль о русской природе белоруса постоянно присутствует на страницах исторических источников. В известном смысле она даже приобретает императивную окраску, когда требуется подчеркнуть национальную особенность коренного жителя на территории современной Белоруссии. Например, в послании киевского воеводы князя Константина Острожского епископу владимирскому Ипатию Потею 21 июня 1593 года по поводу замышляемой унии с римской церковью говорится: «...донести князю великому Московскому и московскому духовенству, какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ тутошний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит и поносит».
В послевоенный период отношения между римско-католической церковью и советским государством носили непростой характер, что было прямым следствием сложного, а нередко и откровенно враждебного отношения католического клира к советской власти. В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Краёвой на территории западных регионов БССР и крайне отрицательно относились к произошедшему в 1939 году воссоединению Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР. Многие ксендзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.
В первые годы царствования Николая I был принят ряд ограничительных мер в отношении католической церкви в западнорусских губерниях. В 1826 году было запрещено строить каплицы в местностях с православным населением. В 1827 году в базилианские монастыри было разрешено принимать только униатов, а в униатском богослужении было предписано использовать церковнославянский язык. Эти меры были призваны затормозить латинизацию западнорусской униатской церкви, которая в то время состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой.
17 ноября в Минске состоялась очередная, тринадцатая по счету, пресс-конференция президента Белоруссии Александра Лукашенко для представителей российских СМИ. Глава республики более пяти часов отвечал на вопросы журналистов и блоггеров в форме «абсолютно доверительного диалога». Причем, как и в прошлые годы, большинство из вопросов не касались глобальных проблем, а были связаны либо с повседневностью, либо с проблемами местного характера. При этом нельзя сказать, что встреча получилась безынтересной, так как на ней все же прозвучали слова, которые прекрасно демонстрируют нынешнюю позицию руководства республики по целому спектру проблем.
Мечты белорусских переселенцев о сытой и размеренной жизни в Сибири оборвались в 1914 году. Судьбы этих людей были неразрывно связаны с выпавшим на долю их огромной страны жребием. На долгие 30 лет Россия была ввергнута в пучину всевозможных жестоких катаклизмов: Первая мировая война, революция, гражданская война, военная интервенция, ужасы “чрезвычаек”, диктатура адмирала Колчака, грандиозный голод, сталинские репрессии, Великая Отечественная война… Одному богу известно, сколько людей погибло в кровавом водовороте этих событий. Вне всяких сомнений, общая демографическая катастрофа сказалась и на наших соотечественниках в Сибири. По подсчетам некоторых ученых, к началу 1950-х годов там проживало примерно в четыре раза меньше белорусов, чем перед началом Первой мировой войны. Однако уже во времена так называемой “хрущевской оттепели” произошло то, что смело можно назвать вторым белорусским заселением Сибири.
После второго и третьего разделов Речи Посполитой и устранения на Западной Руси католического религиозного гнета значительно ускорился процесс перехода униатов в православие. В 1794 году Екатериной II был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к православной церкви, что отвечало чаяниям большинства западнорусских униатов.
Согласно конвенции от 22 сентября 1772 года к России отходила восточная часть современной Белоруссии до Двины, Друти и Днепра, включая старинные русские города Витебск, Полоцк и Мстиславль. При этом Россия приобретала и некоторые прибалтийские земли – Ливонию и Задвинское герцогство. Но опять же напомним, что до конца XIII века они находились под контролем Полоцка и Новгорода и были в последующем захвачены крестоносцами.
Оказавшимся в Сибири начала XX века белорусским переселенцам приходилось приспосабливаться к непривычным природным условиям, суровому климату и совершенно новой социальной среде. Кто-то сдавался и возвращался обратно, но большей части оказавшихся в этих краях белорусов все же удалось найти здесь свой второй дом или, по крайней мере, подняться по социальной лестнице. Параллельно с ростом благосостояния переселенцев увеличивалось и значение самой Сибири, которая из пустынного, но богатого сырьевого придатка постепенно превращалась в один из важнейших регионов Российской империи.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), за последний год прошел достаточно серьезный путь своего развития. Несмотря на многие скептические взгляды и прогнозы экспертов, новое интеграционное объединение не только не остановило, но и продолжило свое движение вперед, привлекая к себе все больше внимания, как на просторах бывшего СССР, так и за его пределами.