Начало ХХ века выдалось неспокойным. В годы революции 1905 года Белоруссия стала ареной противостояния РСДРП, национальных организаций революционеров, с одной стороны, и сторонников Российского окраинного союза, созданного в Вильно в 1906 году - с другой. Центральное правительство из-за боязни осложнить отношения с пропольскими национальными лидерами не спешило идти навстречу идеологам западнорусизма.
Относительно благоприятная для Западной Руси эпоха продолжалась более шести десятилетий до образования Речи Посполитой (1569 г.), в котором ВКЛР стало играть сугубо подчиненную роль. Достаточно сказать, что в сейме Речи Посполитой (сейм ВКЛР был ликвидирован) польские магнаты и шляхта всегда имели большинство.
Потерпев очередную неудачу во внедрении церковной унии на подвластных Литве и Польше русских землях, римский престол потребовал от Казимира IV проведения жесткой антиправославной линии, тем более что в письме папе в 1468 году король признавал, что в Литве и подвластной ему Руси много «схизматиков» и число их растет. Казимир IV, по-видимому, сознавал, что гонения на православие способны нанести существенный вред самому польско-литовскому государству, но не смог противостоять давлению Рима.
420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.
Мысль о русской природе белоруса постоянно присутствует на страницах исторических источников. В известном смысле она даже приобретает императивную окраску, когда требуется подчеркнуть национальную особенность коренного жителя на территории современной Белоруссии. Например, в послании киевского воеводы князя Константина Острожского епископу владимирскому Ипатию Потею 21 июня 1593 года по поводу замышляемой унии с римской церковью говорится: «...донести князю великому Московскому и московскому духовенству, какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ тутошний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит и поносит».
В послевоенный период отношения между римско-католической церковью и советским государством носили непростой характер, что было прямым следствием сложного, а нередко и откровенно враждебного отношения католического клира к советской власти. В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Краёвой на территории западных регионов БССР и крайне отрицательно относились к произошедшему в 1939 году воссоединению Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР. Многие ксендзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.
В первые годы царствования Николая I был принят ряд ограничительных мер в отношении католической церкви в западнорусских губерниях. В 1826 году было запрещено строить каплицы в местностях с православным населением. В 1827 году в базилианские монастыри было разрешено принимать только униатов, а в униатском богослужении было предписано использовать церковнославянский язык. Эти меры были призваны затормозить латинизацию западнорусской униатской церкви, которая в то время состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой.
17 ноября в Минске состоялась очередная, тринадцатая по счету, пресс-конференция президента Белоруссии Александра Лукашенко для представителей российских СМИ. Глава республики более пяти часов отвечал на вопросы журналистов и блоггеров в форме «абсолютно доверительного диалога». Причем, как и в прошлые годы, большинство из вопросов не касались глобальных проблем, а были связаны либо с повседневностью, либо с проблемами местного характера. При этом нельзя сказать, что встреча получилась безынтересной, так как на ней все же прозвучали слова, которые прекрасно демонстрируют нынешнюю позицию руководства республики по целому спектру проблем.
Мечты белорусских переселенцев о сытой и размеренной жизни в Сибири оборвались в 1914 году. Судьбы этих людей были неразрывно связаны с выпавшим на долю их огромной страны жребием. На долгие 30 лет Россия была ввергнута в пучину всевозможных жестоких катаклизмов: Первая мировая война, революция, гражданская война, военная интервенция, ужасы “чрезвычаек”, диктатура адмирала Колчака, грандиозный голод, сталинские репрессии, Великая Отечественная война… Одному богу известно, сколько людей погибло в кровавом водовороте этих событий. Вне всяких сомнений, общая демографическая катастрофа сказалась и на наших соотечественниках в Сибири. По подсчетам некоторых ученых, к началу 1950-х годов там проживало примерно в четыре раза меньше белорусов, чем перед началом Первой мировой войны. Однако уже во времена так называемой “хрущевской оттепели” произошло то, что смело можно назвать вторым белорусским заселением Сибири.
После второго и третьего разделов Речи Посполитой и устранения на Западной Руси католического религиозного гнета значительно ускорился процесс перехода униатов в православие. В 1794 году Екатериной II был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к православной церкви, что отвечало чаяниям большинства западнорусских униатов.
Согласно конвенции от 22 сентября 1772 года к России отходила восточная часть современной Белоруссии до Двины, Друти и Днепра, включая старинные русские города Витебск, Полоцк и Мстиславль. При этом Россия приобретала и некоторые прибалтийские земли – Ливонию и Задвинское герцогство. Но опять же напомним, что до конца XIII века они находились под контролем Полоцка и Новгорода и были в последующем захвачены крестоносцами.
Оказавшимся в Сибири начала XX века белорусским переселенцам приходилось приспосабливаться к непривычным природным условиям, суровому климату и совершенно новой социальной среде. Кто-то сдавался и возвращался обратно, но большей части оказавшихся в этих краях белорусов все же удалось найти здесь свой второй дом или, по крайней мере, подняться по социальной лестнице. Параллельно с ростом благосостояния переселенцев увеличивалось и значение самой Сибири, которая из пустынного, но богатого сырьевого придатка постепенно превращалась в один из важнейших регионов Российской империи.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), за последний год прошел достаточно серьезный путь своего развития. Несмотря на многие скептические взгляды и прогнозы экспертов, новое интеграционное объединение не только не остановило, но и продолжило свое движение вперед, привлекая к себе все больше внимания, как на просторах бывшего СССР, так и за его пределами.
Одна из самых интересных и малоизученных проблем в истории русско-белорусских взаимоотношений – это произошедшая в самом начале XX века массовая миграция белорусов в Сибирь. Известно, что за годы столыпинской аграрной реформы этот богатый и по большому счету пустынный край принял около 3 миллионов переселенцев, значительную часть которых составляли выходцы из белорусских земель.
14 октября нынешнего года в столице Армении состоялся очередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который многие аналитики посчитали абсолютно «проходным» мероприятием, свидетельствующем о постепенном затухании постсоветской интеграции. Якобы на встрече стороны не приняли никаких значимых документов и даже не смогли выбрать нового генерального секретаря (вопрос отложен до конца года). Однако на самом деле, подобные оценки деятельности ОДКБ звучат уже не первый год, а организация продолжает существовать вопреки всем пессимистичным прогнозам. Более того, на фоне обострившейся международной обстановки ее роль в обеспечении безопасности постсоветского пространства и вовсе может стать определяющей в решении существующих глобальных проблем.
Насаждение унии и ее нарастающая латинизация вызывали непрекращающееся сопротивление западнорусского народа. Так, в ноябре 1623 года в Витебске в ответ на притеснения (были закрыты все православные церкви) и глумления со стороны полоцкого униатсткого епископа Иосафата Кунцевича (приказал выкопать тела усопших, похороненных по православному обряду и бросить на съедение собакам) вспыхнуло восстание и епископ-узувер был убит.
Поражения в России, под Лейпцигом и при Ватерлоо поставили крест на Наполеоне как полководце, но миф его оказался непобедим. Роковая фигура гениального Empereur des Français до сих пор у многих вызывает восхищение и желание быть сопричастным к подвигам Бонапарта. Порой эта “наполеономания” захватывает не только отдельных людей, но и целые народы. Не миновала сия чаша и Беларусь, где постепенно входит в моду легенда о том, что Наполеон собирался восстановить Великое княжество Литовское в прежнем виде.
10 октября глава МИД Белоруссии Владимир Макей во время пресс-конференции по итогам встречи со своим польским коллегой Витольдом Ващиковским заявил, что Белоруссия будет стремиться «уйти от сильной зависимости» от России, так как Минск хочет «быть менее зависимыми от одного государства, что особенно ущербно в периоды финансово-экономических кризисов». При этом, по словам главы внешнеполитического ведомства республики, в Белоруссии считают, что «в наших национальных интересах развитие нормальных добрососедских отношений с нашими западными партнерами, со странами Европейского союза, с Европейским союзом в целом…».
В 1581 году русские земли посетил папский нунций, иезуит Антоний Поссевин. Вначале он побывал в Москве для переговоров с Иваном Грозным о соединении церквей, но успеха не имел. Затем, проехав через Западную Русь, настоятельно предложил королю и иезуитам самым решительным образом действовать в подвластных русских областях в направлении унии, т.к. прямого подчинения православного населения римской курии достигнуть было невозможно.
Общеизвестно, что Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко квалифицировали разрушение СССР как геополитическую катастрофу ХХ века. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер вновь подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».