« Назад 24.07.2016 12:10 Андрей Геращенко: Между георгиевской ленточкой и вышиванкой Белоруссия: борьба пророссийского и прозападного векторов развития страны не утихает. Традиционно лето в Белоруссии является временем различных праздников и массовых мероприятий, которые одновременно высвечивают и многие моменты борьбы пророссийского и прозападного векторов развития страны. Так, год тому назад День России оказался омрачённым неприятным инцидентом. В Могилёве с постамента только что установленного памятника А.С. Пушкину демонтировали доску со стихотворением «Клеветникам России». По мнению националистов и поддержавших их представителей власти, стихотворение оказалось «неоднозначным и обидным» для белорусов. Естественно, не самые приятные предположения по поводу предстоящего праздника возникали и на этот раз. Однако по инициативе молодого минского мэра Андрея Шорца российским соотечественникам предложили провести 12 июня 2016 г. в самом центре города День многонациональной России. Русские, дагестанские, чувашские и татаро-башкирские организации с удовольствием откликнулись на предложение. Центр Минска заполонили люди разных национальностей с триколорами и георгиевскими ленточками. Всё это с интересом и одобрением встретили минчане, тоже ставшие, таким образом, участниками этого мероприятия. А 26 июня в центре Минска прошёл праздник армянской культуры «Золотой абрикос». Предполагается проведение азербайджанского, украинского и грузинского праздников. Поэтому проведение Дня многонациональной России не стало исключением, однако то, что это мероприятие было проведено именно в День России, безусловно, подтвердило особое отношение властей к Российской Федерации. Вместе с тем, когда в Минске открылось Пятое всебелорусское народное собрание, российских соотечественников на него не пригласили. Хотя, что очень важно, не прозвучали и, увы, ставшие привычными в последнее время выпады против России или же обвинения в адрес российских соотечественников. Сами же российские соотечественники (вновь с триколорами и георгиевскими лентами) в этот день посетили Хатынь, где провели акцию «Свеча памяти», возложив к Вечному огню венок, охапку гвоздик и пять зажжённых лампад – по числу календарных лет войны. Хатынь – это единственное в Европе кладбище-мемориал сожжённых деревень, поэтому место проведения акции было выбрано не случайно. Заметна была деятельность в этом году сторонников интеграции с Россией и в северной белорусской столице – Витебске. «Война памятников», если можно так сказать, в Белоруссии в отличие от Украины, Прибалтики или Польши имеет свои характерные особенности: борьба идёт не за их снос, а за установку. В Витебске в своё время было принято решение об установке памятников православным русским святым – Александру Невскому и легендарной основательнице города – княгине Ольге. Но националисты подняли шум и стали добиваться отмены установки этих памятников как «символов чужой истории», «русского мира», «оккупантов» и т.д., в общем, привычного для постсоветского пространства набора русофобских «доводов». К сожалению, власти тогда дрогнули и в 2013 году ко Дню города (26 июня День освобождения от фашистов) решили установить памятник литовско-русскому князю Ольгерду. Это решение было с радостью встречено националистами, так как Ольгерд «прислонял копье к стенам Кремля». 2 июля 2016 года, как раз перед главным белорусским государственным праздником – Днём независимости, в Минске впервые на государственном уровне прошёл День вышиванки – национальной белорусской одежды с использованием традиционных узоров. В рамках праздника состоялись отдельные мероприятия с вполне красноречивыми и показательными названиями: арт-парад «Под знаменем с вышиванкой», акция «Это НАШЕ», дефиле моделей в костюмах с элементами вышиванки «Стиль. Вдохновение. Красота». В акции активное участие принял Белорусский союз молодёжи (БРСМ), что также весьма показательно, так как БРСМ принимает участие только в «правильных» и «согласованных» мероприятиях. Фактически произошла попытка властей перехватить и даже возглавить движение белорусских националистов, которые до сих пор хоть и активно, но без особой государственной поддержки всячески, по украинскому примеру, пропагандировали вышиванку как символ белорусской независимости. Впрочем, стоит отметить, что белорусы, как и украинцы, являются частью общерусского большого этноса, поэтому в Минске не придумали ничего нового – узоры используются в национальной одежде большинства народов мира, а русские народные рубахи, как и белорусские и украинские, часть нашего общего богатого культурного наследия. Другое дело, когда на всём этом начинают выстраивать националистическую основу. Любопытно, что 8 июня 2016 года при посещении В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко выставки «Белагро-2016» в Минске обоим лидерам подарили… вышиванки. Ну, а 3 июля 2016 года состоялся главный государственный праздник Белоруссии – День Независимости. Именно в этот день Минск был освобождён от немецко-фашистской оккупации в 1944 году в результате операции «Багратион». В этом году исполнилось 25 лет с момента обретения Белоруссией независимости, так что парад тоже был под стать событию. Перед зрителями в парадном строю прошли более 5000 военнослужащих, в том числе «коробка» псковских десантников, и 400 единиц боевой техники в составе 14 расчётов: советский танк периода Великой Отечественной войны ИС-2, танк Т-55, танк ПТ-76, боевая машина десанта БМД-1, основные боевые танки Белоруссии Т-72Б, боевые машины пехоты БМП-2, состоящие на вооружении сухопутных войск белорусской армии, БТР-80, система залпового огня «Полонез», созданная Белоруссией в кооперации с Китаем. «Полонез» стал особой гордостью белорусского президента А.Г. Лукашенко, который в выступлении перед началом парада заявил: «Сегодня в парадном строю пройдет реактивная система залпового огня «Полонез». Это современное грозное оружие. Его наличие является важнейшим фактором стратегического сдерживания от попыток разговора с нашей страной с позиции силы. Не менее важно и то, что за нами прочно закреплен статус космической державы». Однако всем в Белоруссии понятно, что реальную защиту стране обеспечивают не «Полонезы», а союзные отношения с Россией. После парада состоялось традиционное шествие горожан, но на этот раз без спортсменов. Зато с массовым использованием вышиванок, белорусских орнаментов и под песни на белорусском языке. 4 июля, в понедельник, белорусы, наконец, начали получать новые деньги. 1 июля прошла деноминация: были отброшены сразу четыре нуля и 100 рублей превратились в 1 копейку, впервые после советского времени вернулись монеты. Интересно, что старые деньги до 1 января 2017 года будут ходить наравне с новыми, а это означает, что иностранцы, приезжающие в Белоруссию, могут получить на руки 100 рублей образца 2000 года (1 копейку) и 100 рублей образца 2009 года, чья стоимость отличается в 10 000 раз! Новации отразились и на новых деньгах: по дизайну и купюры, и рубли (особенно монета в 2 рубля) напоминают евро. Кроме того, банкноты оформлены в национальном стиле с упором на историческое прошлое. Впрочем, достаточно избирательно – таким «анахронизмам», как советский период или же Брестская крепость, которая присутствовала на деньгах образца 2000 года, места не нашлось. Банкноты печатались в Великобритании, а монеты – в Литве и Словакии. Безусловно, это можно было сделать и в России, но так «более независимо и по- европейски». Белоруссия всё более и более становится «европейской», что наглядно представлено, прежде всего, в топонимике – всё более активном использовании в табличках с названиями улиц или станций метро не только надписей на белорусском языке, но и в двух вариантах – традиционной кириллице и только начинающей вводится полонизированной «белорусской латинице». На уже упоминавшейся новой купюре 100 рублей изображён замок магнатов Радзивиллов в Несвиже. Курс на всяческую популяризацию польско-литовской католической шляхты и стремление объявить её белорусской аристократией очевиден. В религиозно-конфессиональной сфере также отмечается активизация католиков и, что более важно, усиление их поддержки униатам (греко-католикам). 1-2 июля прошел многотысячный католический крестный ход из Минска в Будслав (Мядельский район Минской области) к костёлу бернардинцев, где прошли двухдневные торжества в честь чудотворной Будславской иконы Божией матери. Любопытно, что история этой иконы имеет и свой скрытый смысл - образ был подарен в 1598 году Папой Римским Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу по случаю его перехода из кальвинизма в католичество. Сам крестный ход мало походил на православный: бейсболки, флаги, велосипеды (на одном из них часть пути проделал и католический митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич). Было много молодёжи. Звучали мессы на белорусском и польском языках, и в оба дня фестиваля нашлось место для выступлений хора униатов и их мессы. Но главное даже не это, а достаточно провокационные действия эмиссаров из Ватикана – посланника Папы Франциска, венского архиепископа кардинала Кристофа Шёнборна, который передал белорусским униатам «реликвию святого Иософата Кунцевича». Того самого Кунцевича, который в середине XVII века отличился особыми издевательствами и жестокостями по отношении к православным, не желавшим переходить в унию, – православные храмы закрывали, похороненных без ведома униатов по православному обычаю выкапывали и бросали трупы собакам. Когда же в 1623 году Кунцевич избил православного священника в Витебске, витебляне восстали. Колокола городской ратуши и православных церквей ударили в набат, несколько тысяч горожан сошлись на вече, после чего двинулись к хоромам Кунцевича, где убили его, протащили тело по улицам города и бросили в Западную Двину. Все жители Витебска были объявлены мятежниками, город лишён магдебургского права, а ратуша разрушена. 120 человек, в том числе два бургомистра, приговорены к смертной казни. О накале конфессионального противостояния говорит и тот факт, что даже век спустя, когда в 1705 году Пётр Первый и А. Меншиков посетили униатский Софийский собор в Полоцке и вступили в спор о роли Кунцевича с местным духовенством, всё закончилось весьма печально – оскорблённый Пётр просто закрыл униатский храм и монастырь. Не приходится сомневаться, что выбор «подарка» Ватикана белорусским униатам неслучаен и является символичным ответом на установку памятника Александру Невскому в Витебске. Униатская церковь в Белоруссии крайне немногочисленна, её прихожанами чаще всего являются националисты различных мастей, тесно поддерживающие связи с униатами на Галичине. Православная церковь проявила поразительное равнодушие, «проглотив» провокацию. Да и могло ли быть иначе, если действо в Будславе было явно санкционировано властями?! Накануне, 1 июля 2016 года, на встрече в Минске белорусского министра иностранных дел Владимира Макея и папского легата кардинала Шёнборна обсуждалась возможность визита Папы в Белоруссию. К тому же православных постоянно атакуют националисты, обвиняя их, как и на Украине, в том, что они – «пятая колонна» Москвы. Настоящей травле националистов подвергся маленький православный храм Николая Японского в Минске, «посмевший» провести в День Независимости 3 июля акцию «Я помню, я горжусь», во время которой дети были одеты в военную форму периода Великой Отечественной войны и совершили «страшное преступление» - спели песню военных лет «А я в Россию, домой хочу». Но хуже всего даже не это, а то, что приход потом всячески пытался оправдаться перед зарвавшимся националистическим отребьем и пояснять, что «многое в приходе делается для белорусской независимости и белорусского языка». А 9 июля 2016 года под Сенно был торжественно открыт памятный камень на месте крупнейшего танкового сражения 1941 года между советскими и немецкими танковыми армиями. Монумент был сооружён сенненским отделением мотоклуба «Ночные волки». Сотни людей, множество мотоциклов, георгиевские ленты, люди, одетые в красноармейскую форму, сотни байкеров и простых зрителей, венок в форме красной звезды и море алых гвоздик на поле боя… 75 лет назад началась самая кровопролитная в мировой истории война. Прокатившись тяжёлым катком по Белоруссии, она унесла на тот свет четверть, а то и треть населения бывшей советской республики. Сегодня в Белоруссии выстрелы и взрывы раздаются разве что во время учений, но вовсю идёт другая война – идеологическая. Оказавшись на западной границе Русского мира и Русской цивилизации с цивилизацией объединённого Запада, Белоруссия оказалась местом духовной брани с неясным пока, к сожалению, исходом. КомментарииКомментариев пока нет
|