САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Игорь Валентинов: В арктических широтах России строится уникальная железная дорога

Игорь Валентинов: В арктических широтах России строится уникальная железная дорога

« Назад

31.08.2016 14:43

Игорь Валентинов: В арктических широтах России строится уникальная железная дорога

Внезапная вспышка сибирской язвы на Ямале в первой декаде августа стала, как говорят эксперты, дополнительным аргументом для ускорения создания новой транссибирской магистрали «Северный широтный ход» (СШХ). Странная, на первый взгляд, связь – ликвидация эпидемии и железная дорога.

Но все становится на свои места, если услышать мнение губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Он особо подчеркивает, что «вакцинацию (животных) отменили в 2007 году согласно научным обоснованиям, которые утверждали, что при нашей почве на Ямале сибирская язва жить не может. Почему-то, имея самое большое стадо северных оленей (около 700 тыс. голов. – И.В.), было принято такое решение. Это было ошибкой, которая привела к вспышке сибирской язвы». А далее отмечает, что «то же было в 1941 году. Никто никогда не сжигал, не закапывал, не уничтожал, не бетонировал трупы животных, павших от сибирской язвы на Ямале - это надо признать. Справиться с бедой помогла железная дорога Обская - Бованенково (северо-западное ответвление СШХ около 530 км. - И.В.), потому что переброска войск для ликвидации последствий осуществлялась именно по этой ветке». Следовательно, убежден губернатор, «вспышка сибирской язвы подтверждает еще раз, что надо строить железную дорогу до порта Сабетта» (т.е. от Бованенково. – И.В.).

Надо сказать, что транссибирскую магистраль «Заполярный Транссиб» (ныне это «Северный широтный ход») начали строить еще в 1940-1941 гг., затем в 1947-1953 гг. продолжили, и к весне 1953-го было сооружено около трети трассы.

Тогда же стройку законсервировали. Предложения многих экспертов в 1970-х - начале 1980-х возобновить строительство наряду с модернизацией Севморпути замалчивались или отвергались в Москве. Скорее всего, потому, что в тот период сооружался БАМ, и почти все материальные и кадровые ресурсы направлялись туда.

Только в начале 2000-х, - в период разработки и утверждения «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», - состоялись первые решения правительства и компаний-участниц проекта ОАО РЖД, «Ямальская железнодорожная компания», «Урал Промышленный-Урал Полярный», «Газпром», «Росжелдор» по проекту СШХ, реализация которого намечалась к 2017-2018 гг. Конкретные планы по возобновлению строительства дороги, одобренные правительством РФ, появились в 2003 г. Тогда была создана и «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖК), а в середине 2005-го руководство страны поставило задачу комплексного развития промышленности, энергетики и транспорта в ЯНАО и в целом в Уральском федеральном округе.

В том же году был разработан проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» (УПП), куда включили СШХ. Затем в 2006 г. для реализации проекта УПП было учреждено ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» (с 2012 г. ОАО «Корпорация развития»). А с 2008 году проект СШХ включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Но губернатор Дмитрий Кобылкин недавно заявил о необходимости создания ответвления к ямальскому порту Сабетта. А как же быть с остальной, т.е. основной частью СШХ? И, вообще, в целом с магистралью Обская - Надым-Коротчаево-порт Игарка?

Так вот, что касается города и порта Сабетта на северо-востоке Ямала, то здесь создаётся один из крупнейших в мире заводов сжиженного природного газа и терминалов по его экспорту. Так что и по этой причине требуется ответвление от СШХ - Бованенково-Сабетта (около 200 км), о чем и говорит глава ЯНАО. А основная трасса магистрали Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево (около 800 км) пронизывает Северо-Запад, Север Западной Сибири и выходит на Север Восточной Сибири.

В первой декаде июня с.г. было распространено сообщение, что строительство железной дороги Бованенково – Сабетта начнется в 2017 году, если, как отметил Д. Кобылкин, «не возникнет проблем на внешнем рынке». Правда, в 2011-м эту часть СШХ намечалось построить к 2015 г., затем срок перенесли на 2016-2017 гг., а всю СШХ планировалось сдать в эксплуатацию к 2020 году. Кроме того, к 2017-му ОАО «РЖД» планировало завершить строительство вторых путей на линии Тобольск — Сургут — Коротчаево (Свердловская железная дорога), чтобы увеличить скорость движения дорог примыкания в канун эксплуатации СШХ и обеспечить увеличение пропускной способности всей магистрали.

Но в 2016-м возникли проблемы с оператором проекта «Корпорацией развития». По заявлению губернатора Д. Кобылкина, «руководитель РЖД Олег Белозеров взял на себя ответственность по началу строительства и допроектирования дороги. У него в инвестпрограмме появилась строчка “Северный широтный ход”». Чиновник также заметил: «Мы теперь просто помощники и участники этого масштабного проекта». Можно предположить, что оператором проекта намеревается выступить само ОАО «РЖД», а «Корпорацию развития» отстраняют от этой функции. Как говорится, поживем – увидим, важно, чтобы дорога строилась.

Магистраль, по многим экспертным оценкам, позволит на 25-40% увеличить валовой внутренний продукт (в сравнении с уровнем 2014-2015 гг.) более чем 10 субъектов РФ - тех, через которые эта линия проходит, и тех, которые к ней примыкают.

Такой результат можно получить, во-первых, за счет освоения в этом обширном регионе крупных запасов высококачественных нефти, газа, железной, марганцевой руд, фосфоритов, руд цветных металлов (ванадия, кобальта, меди), драгоценных и полудрагоценных металлов, графита, слюды. А также - крупных запасов лесных, рыбных ресурсов. А в случае налаживания переработки этого разнообразного сырья рост ВВП тех же регионов прогнозируется на 35% - 60%. Вдобавок с учетом железных дорог примыкания будут обеспечены транспортно-экономические связи Западной, Восточной Сибири и Северного Урала по кратчайшим маршрутам с Северо-Западным, Центральным, Дальневосточным регионами страны и, конечно, с обширным - от Мурманска до Таймыра (согласно основной трассе СШХ) - Приарктическим районом РФ.

Во-вторых, в работы по строительству и текущему содержанию СШХ и примыкающих к ней припортовых стальных артерий фактически вовлечены свыше 40 предприятий страны, в основном сектора тяжелой индустрии. Свыше половины из них - это предприятия Урала, Сибири и Северо-Запада РФ. Рост загрузки всех этих предприятий обеспечен благодаря СШХ. А это тоже немалый вклад в увеличение ВВП задействованных и примыкающих субъектов Федерации. Словом, актуальность СШХ обусловлена не только недавней эпидемиологической ситуацией в ЯНАО.

Добавлю, что пропускная способность новой транссибирской железнодорожной линии на пятый год эксплуатации оценивается минимум в 11 млн тонн; на 10-й год – в 14 - 16 млн тонн.

Предусмотрено также в перспективе продление СШХ до порта Игарка на Енисее (примерно 400 км). При этом пропускная способность «Заполярного Транссиба» может достичь 35 млн тонн в год. Позднее намечено дотянуть дорогу к Норильску и к близлежащему арктическому порту Дудинка.

Конечно, реализация проекта СШХ требует колоссальных капиталовложений, не менее 200 млрд руб., что обусловлено, прежде всего, сложнейшими природными условиями. Вдобавок, западные санкции существенно затрудняют привлечение в данный проект иностранных займов и технологий. А в условиях небезызвестной в РФ «оптимизации» расходов, стартовавшей с середины 2014 г. ввиду резкого падения мировых цен на нефть, едва ли можно рассчитывать на ускоренное создание «Заполярного Транссиба». Потому глава ЯНАО и говорит: «… если не возникнет проблем на внешнем рынке».

Как бы там ни было, а бессрочные преимущества магистрали стоят того. Плюс к тому она будет сухопутным дублёром Севморпути, играя при этом самостоятельную роль.

Эта дорога нужна и в связи с геополитической обстановкой в Арктике. Кстати, железнодорожные линии к арктическому побережью или вдоль него уже далеко не первый год существуют в США (Аляска), Канаде, Скандинавии. Такие линии имеют не только важное экономическое, но и военно-стратегическое значение. Таким образом, роль «Северного широтного хода» для России переоценить трудно.

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

31.03.25

Фактически позиция Топонимической комиссии при Совете министров РБ направлена на формирование нерусского (пропольского) топонимического ландшафта в Белоруссии, что не только грубо искажает белорусскую историю, но и способствует отдалению Белоруссии от России, торможению интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru