САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Кирилл Аверьянов-Минский: Белорусы против литвинов: украинский сценарий для Минска

Кирилл Аверьянов-Минский: Белорусы против литвинов: украинский сценарий для Минска

« Назад

20.10.2016 20:15

Кирилл Аверьянов-Минский: Белорусы против литвинов: украинский сценарий для Минска

Продолжающийся кризис на Украине наглядно показывает, что в постсоветской республике живут две политические нации: русские и украинцы. При этом у русского вполне может быть фамилия Шевченко, а у украинца — Иванов. Дело здесь не в этничности, а в политической позиции. К примеру, Наталья Поклонская и Надежда Савченко имеют одинаковое этническое происхождение (бывший прокурор Крыма родом из-под Луганска), однако для одной героем является Николай II, а для другой — Степан Бандера.

В Белоруссии наблюдается примерно такое же, пусть и не столь выпуклое, разделение общества на две нации: белорусов и литвинов. Белорусы считают себя частью Русского мира / общерусской цивилизации / русского народа (возможны различные формулировки), говорят на русском языке и видят свои корни в Древней Руси. Литвины же категорически отрицают собственную русскость, воображая себя частью «Западного мира», пытаются «размаўляць на мове» и выводят свою родословную из Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Этноним «белорусы» происходит из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы, сложившейся в Российской империи. Корень -рус- с самого начала раздражал местечковых националистов, а потому они отчаянно пытались переименовать белорусов сначала в кривичей, а затем — в литвинов (так в Великом княжестве Литовском называли всех подданных вне зависимости от их этнического происхождения). Последняя попытка провести всеобщую «литвинизацию» была предпринята самостийниками сразу после развала Советского Союза, однако и тогда подавляющее большинство граждан РБ предпочло сохранить своё исконное русское имя — белорусы.

Убедившись в невозможности навязать всем жителям Белой Руси литвинскую идентичность, «свядомые» товарищи договорились придерживаться такой формулы: литвины — это предки белАрусов (соединительная гласная «а», невозможная в литературном русском языке, должна, по мнению «свядомых», придать общерусскому этнониму щепотку самостийности). Поэтому литвинов можно также называть «беларусами», противопоставляя их белорусам.

Численное соотношение русских белорусов и литвинов-беларусов можно примерно определить по следующим данным. Согласно результатам социологического опроса, приведённого зарегистрированным в Вильнюсе Независимым институтом социально-политических и экономических исследований, «ровно две трети белорусов считают, что белорусы, русские и украинцы — это три ветви одного народа, что это разные народы считают 27,1%». По сообщению министра внутренних дел Белоруссии Игоря Шуневича, две трети белорусских граждан, участвовавших в боевых действиях на территории Новороссии, воевали на стороне ДНР и ЛНР, и одна треть — на стороне украинских карателей. Таким образом, белорусы, придерживающиеся общерусских взглядов, составляют большинство населения Белоруссии, при этом количество литвинов, вопреки мнению многих российских экспертов, весьма значительно.

Политические взгляды белорусов и литвинов расходятся по двум основным вопросам: геополитической ориентации Белоруссии и статусу русского языка. Белорусы выступают за союз с Россией и свободное пользование русским языком, литвины — за вступление РБ в Европейский союз и насильственную языковую «белорусизацию».

Политический антагонизм между белорусами и литвинами на сегодняшний день сглаживается благодаря тому, что президент РБ Александр Лукашенко проводит линию «и нашим, и вашим». С одной стороны, Белоруссия участвует во всех интеграционных проектах, инициированных Россией, с другой — неуклонно дрейфует на Запад. С одной стороны, русский язык имеет в Белоруссии статус государственного, с другой — в республике проводится постепенная «белорусизация».

Впрочем, стычки между белорусами и литвинами периодически происходят. Так, в феврале 2015 года СМИ сообщили об инциденте, произошедшем в Барановичах: употребление гостями свадьбы «роднай мовы» вызвало крайне негативную реакцию у большинства присутствующих на праздничном мероприятии, в результате чего дело дошло до драки. А в июле этого года на минском рынке «Экспобел» активисты прозападной организации «Молодой фронт» подрались с белорусами, подошедшими к хлопцам с «Погоней» со словами: «Мы русские, и это наша земля».

С нашей точки зрения, после смены политического руководства в Белоруссии конфликт «белорусы vs. литвины» существенно обострится. Причём произойдёт это вне зависимости от того, кто займёт кресло президента РБ — представитель сегодняшней оппозиции или преемник Лукашенко, поскольку и тот, и другой гипотетический президент будет придерживаться «литвинского» курса и, соответственно, действовать вопреки чаяниям белорусского большинства.

Если антирусская направленность оппозиции очевидна всем, то относительно «команды Лукашенко» у многих (особенно в России) имеются совершенно непростительные иллюзии. Дескать, «батька» поставит вместо себя такого же пламенного сторонника интеграции с Россией, как он сам. На самом деле Лукашенко сегодня является единственным номинально пророссийским политиком в высших эшелонах власти Белоруссии, всё его окружение (сформированное, безусловно, самим Александром Григорьевичем) ориентировано на Запад. Такая конструкция очень удобна при выпрашивании у Москвы дешёвых энергоносителей и безвозвратных кредитов. «Я тут единственный за Россию, берегите меня, а то придут западники», — лукаво говорит «батька» представителям российского истеблишмента.

Проблема, однако же, в том, что кроме западников прийти некому. Так, на сегодняшний день наиболее вероятным преемником Лукашенко видится нынешний министр иностранных дел РБ Владимир Макей, который в 2013 году не исключил, что Белоруссия в обозримом будущем может вступить в Европейский союз, а недавно, находясь с официальном визитом в Польше, заявил о желании «уйти от сильной зависимости от России». Как на политику такого президента-литвина отреагирует белорусское большинство? Очевидно, что резко негативно.

При этом на данный момент у сторонников общерусского единства в Белоруссии нет никаких политических и даже общественных институтов, отстаивающих их интересы. В случае обострения ситуации белорусы окажутся полностью беззащитными перед литвинами, за спиной которых стоит разветвлённая инфраструктура западных НКО. Сегодня, как и в далёкие времена литовско-польского господства на Белой Руси, единственная надежда белорусов — это помощь из братской Великороссии. Российской Федерации следует взять под своё крыло белорусское большинство, являющееся стабилизирующим фактором в западной части Русского мира. В противном случае расколотая на две нации Белоруссия рискует повторить путь Украины, где украинская политическая нация во всех смыслах слова уничтожает русскую.

eadaily.com



Комментарии


2017-01-22 15:36:21 Юрий № 1715204
Александр Пушкин Александр Пушкин - стихи

Клеветникам России

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

У Лермонтова тоже: http://litviny.blogspot.com.by/2005/03/blog-post.html

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru