« Назад 25.08.2016 16:01 Кирилл Соколов: Россия стремится предотвратить новую гражданскую войну в Таджикистане
Кредит будет предоставлен Таджикистану двумя траншами, первый из которых поступит до конца августа. В официальном сообщении ЕАБР говорится, что республика выполнила все условия для предоставления ей кредита, установленные решением Совета Евразийского фонда стабилизации и развития 8 декабря 2015 г. Предоставляемый банком кредит предназначен для «повышения устойчивости экономики к внешним шокам через реализацию осмотрительной денежно-кредитной и бюджетной политик и структурных реформ». Условием предоставления второго транша будет изменение таможенного и налогового администрирования, что должно привести к повышению его прозрачности и отмене неэффективных таможенных преференций. Таджикистан является самой зависимой от денежных переводов трудовых мигрантов республикой Средней Азии. Если Узбекистану до начала экономического кризиса они обеспечивали всего около 1/10, Киргизии – 1/3, то Таджикистану до половины ВВП. Причем эта ситуация не менялась на протяжении длительного времени. По данным Всемирного банка на апрель 2015 г., мигранты по-прежнему обеспечивали республике 48,8% валового внутреннего продукта. Ситуация начала меняться пару лет назад, когда Россия заметно ужесточила миграционное законодательство. Неэффективную систему квот заменили патентами, обязав мигрантов сдавать экзамен по русскому языку, истории и праву. Тем, кто нарушил условия пребывания в РФ, Федеральная миграционная служба РФ начала автоматически закрывать въезд в страну на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести правонарушения. Положение усугубил начавшийся в 2014 г. экономический кризис. Двукратное падение курса рубля по отношению к доллару и евро привело к тому, что суммы, отправляемые мигрантами на родину, в национальных валютах резко сократились. Вслед за рублем началось падение и среднеазиатских валют, но оно, как ни странно, оказалось не столь существенным и исправить ситуацию с денежными переводами не помогло. Если в первом квартале 2014 г. таджикские мигранты, по данным Центрального банка РФ, отправили на родину по платежным системам 644 млн. долл., то в первом квартале 2016 г. – всего 103 млн. В 2014 г. общий объем переводов, по данным таджикских аналитиков, составлял 4 млрд. долл., в 2015 г. – уже только 1,2 млрд., а в 2016 г. ожидается на уровне 1 млрд. В первом полугодии этого года объем денежных переводов из России по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на четверть. И это при том, что количество самих трудовых мигрантов, выехавших за рубеж, сократилось лишь на 8% и составило 308,6 тыс. человек. Отсутствие работы привело к возвращению в Таджикистан сотен тысяч трудовых мигрантов Кризис в экономике также обострился из-за падения мировых цен на основные статьи таджикского экспорта – хлопок и алюминий. На производстве алюминия негативно сказалось и прекращение поставок газа из соседнего Узбекистана, из-за чего объем его производства упал вдвое. В таких же пропорциях за три последних года сократился объем экспорта, составивший по итогам 2015 г. всего 890 млн. долл. 17 августа таджикские СМИ со ссылкой на данные Агентства по статистике сообщили, что в первом полугодии в республике сокращено или ликвидировано более 36 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, строительстве и других сферах. Правда, за этот период вновь было создано вдвое больше – 77,4 тыс. рабочих мест. Но насколько они окажутся привлекательными – не ясно. Под давлением властей такие места нередко создаются фиктивно с тем, чтобы формально выполнить распоряжение «сверху». О серьезности ситуации говорит и то, что в середине августа президент Э. Рахмон подписал постановление, обязывающее профильные ведомства найти новые страны, в которых могли бы работать таджикские мигранты. Помощь со стороны зарубежных стран, ключевую роль в оказании которой играет Россия, в этих условиях стала фактором выживания республики. Причем оказывать ее Таджикистану Москва начала еще в 2006 г., когда до наступления нынешнего кризиса было далеко. Предоставляется помощь как по линии ЕАЭС, ОДКБ и различных ведомств, так и в виде взносов в фонды специализированных учреждений ООН и других международных организаций. В 2010 г., например, через Антикризисный фонд ЕврАзЭС Таджикистану был предоставлен грант в размере 70 млн. долл. на поддержку государственного бюджета. В июле 2012 г. Россия приняла решение оказать единовременную продовольственную помощь Таджикистану и Киргизии в размере 2 млн. каждому. В том же 2012 г. по линии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Россией был выделен 1 млн. долл. на дополнительную иммунизацию населения республики против дифтерии. В июне 2013 г. было решено выделить Таджикистану 2,1 млн. долл. на реализацию проекта «Недоедание матерей и детей: призыв к срочным действиям». Большой объем помощи ежегодно предоставляется Россией Таджикистану по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Так, в 2010 г. ежегодный донорский взнос РФ в фонд программы составил 5,5 млн. долл., в 2011 г. – 5 млн. долл. и единовременный целевой взнос в размере 1 млн., в 2012 г. – 5 млн. плюс единовременный взнос в 2 млн. долл. В 2011 г., например, Таджикистану в рамках продовольственной программы ООН РФ было поставлено 6039 тонн пшеничной муки на сумму 2 млн. долл. В 2009-2010 гг. через Международный банк реконструкции и развития Россия финансировала проекты по снижению негативного воздействия высоких цен на продовольствие и по повышению качества образования. Только по линии МЧС за 2012 г. Душанбе было поставлено 113,5 тонны различной гуманитарной помощи, включая консервированное мясо и рыбу, обогреватели, электрогенераторы, посуду и т. п. на общую сумму более 3 млн. долл. В 2015 г. Россия, по данным Статагентства Таджикистана, предоставила республике гуманитарную помощь на сумму более 3 млн. долл. и заняла по этому показателю второе место (12,6%), уступив лишь Германии (23,3%), но значительно опередив Нидерланды (9,7%), Китай (8,9%), Данию (7,4%), США (7,1%) и Объединенные Арабские Эмираты (5,1%). Помимо продовольственной помощи и различных проектов в сфере здравоохранения, которые сама республика оплачивать не в состоянии, РФ финансирует и долгосрочные программы, направленные на улучшение экологической ситуации и устранение последствий различных «строек социализма». С 2012 г., например, она совместно с партнерами по Евразийскому союзу финансирует программу по рекультивации хвостохранилищ (хранилищ отходов, получаемых в процессе добычи радиоактивных металлов), оплачивая 75% выделенного для реализации этого проекта бюджета в размере 1 млрд. руб. Гуманитарная помощь оказывается Таджикистану и в экстренных ситуациях, вызванных, как правило, стихийными бедствиями. По данным российского посольства в Душанбе, в сентябре 2015 г. и январе 2016 г. республике по линии Госрезерва было направлено более 70 тонн гуманитарного груза стоимостью 4 млн. долл., а общий объем гуманитарной помощи, предназначенной для ликвидации последствий стихийных бедствий, с 2008 г. составил более 11 млн. долл. Кроме того, в 2012-2014 гг. по линии Всемирной организации здравоохранения Россия предоставила Таджикистану для борьбы с чрезвычайными ситуациями еще 3,6 млн. долл. Сложное социально-экономическое и геополитическое положение, в котором находится Таджикистан, а также его прочные политические, экономические и военные связи с Россией говорят о том, что масштабная помощь республике будет продолжена. Из партнеров РФ по ЕАЭС и ОДКБ в оказании этой помощи больше всего заинтересован Казахстан, который в случае дестабилизации военно-политической обстановки на южных рубежах СНГ будет затронут одним из первых. И нейтрализовать эти угрозы лучше до того, как обострение социальной и внутриполитической ситуации в Таджикистане станет необратимым, обернувшись еще одной кровопролитной гражданской войной. КомментарииКомментариев пока нет
|