В первой половине июля 1941 г. из Исландии была впервые переброшена в порт Молотовск – по западной трассе СМП – партия британско-канадских военных грузов, предназначенных для норвежского Сопротивления. Грузы перевозились судами и самолетами. Тем самым союзники опробовали возможность прохода по западному «коридору» Севморпути для последующих поставок в СССР по ленд-лизу. Опыт оказался удачным. Так началась боевая история легендарного СМП.
В первый период Великой Отечественной войны Германия неоднократно пыталась заблокировать трассу. Уже 23-26 июня 1941 г. германские ВВС и ВМС наносили мощные удары по коммуникациям СМП в советском секторе Европейской Арктики, чтобы окончательно блокировать СССР с Севера и одновременно предотвратить поставки ему от западных союзников. Вдобавок ставилась задача овладеть архипелагом Новая Земля, чтобы, «раскроив» надвое СМП, завладеть крупными запасами марганцевой руды на этих островах.
Передача советским морякам фрегатов из состава флота США по ленд-лизу
В целом вся европейская часть трансарктической водно-транзитной трассы, то есть путь от северных берегов Исландии, датской Гренландии и Норвегии до арктического побережья Аляски (США), была под прицелом Берлина.
Вообще-то планы захватить эту важнейшую артерию Германией предпринимались еще в 1940 г., правда, тщетно. Во второй половине апреля британские войска заняли автономные от Дании приарктические Фарерские острова: они расположены в стратегическом «треугольнике» между Великобританией, Исландией и Норвегией. После капитуляции Дании (11 апреля 1940 г.) возникла реальная угроза «мирного» захвата автономных от Дании Фарер, а также Исландии и Гренландии и, таким образом, захвата Берлином всех важнейших коммуникаций в Европейской Арктике. Но автономные власти этих территорий и расположенные там датские войска примкнули к датскому Сопротивлению. Это наряду со вступлением британских войск в эти автономии, а также на норвежские Шпицберген и остров Ян-Майен (расположен восточнее Исландии) в апреле-июле 1940 г. предотвратило германскую оккупацию западного сектора трансарктического водного пути, примыкающего к СМП.
Тут есть одна деталь. Весной-летом 1940 г. Берлин периодически наносил «приарктические» удары по союзникам не только с захваченных им территорий, но и с примыкающей советской территории. Удивляться нечему: после подписания пакта Молотова–Риббентропа германские ВМС с ноября 1939 г. имели право временного базирования в Мурманске, Полярном (невдалеке от Мурманска) и в советском секторе акватории Баренцева моря.
В начале ноября 1940 г. на норвежском Ян-Майене высадилась нацистская экспедиция. Здесь начали создаваться база торпедоносцев и станция радиоэлектронного слежения за всей водной трассой Исландия – Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Новая Земля. Но в конце ноября 1940-го английский крейсер «Ринаун» высадил на Ян-Майене британско-канадско-норвежский десант, который смог взять в плен германских «визитёров» и захватить завезённую ими аппаратуру.
После 22 июня 1941-го захват СМП и примыкающих к нему портов был одной из главных «северных» задач Германии. Тем более что из упомянутых советских районов временного базирования германские ВМС были вытеснены только к концу июля.
Сперва это была операция по блокировке западных подступов к СМП в октябре 1941 г.: на этот архипелаг попытались высадиться германские войска, но получили отпор от британско-норвежского корпуса. Напомним, что Шпицберген был одной из баз норвежского Сопротивления и войск Норвегии, избежавших пленения после германской оккупации основной территории этой страны в апреле – начале мая 1940 г.
Чтобы предотвратить новые попытки захвата архипелага, здесь весной 1942-го высадились прибывшие из Шотландии и Исландии дополнительные норвежские части, британские и канадские части. А для оккупации Шпицбергена Берлин весной 1943 г. направил туда даже линкоры «Тирпиц», «Шарнхорст» и еще 9 эсминцев. Но высадиться там немецким войскам снова не удалось. Причем со Шпицбергена намечались германские десанты на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю.
Таким образом, западный сектор СМП, используемый в том числе для проводки грузовых конвоев западных союзников в приарктические порты Мурманск, Молотовск (с 1957 г. – Северодвинск), Архангельск, Кандалакшу, Беломорск и Мезень, остался под советским военным контролем.
Маршруты движения союзных арктических конвоев
Летом 1942 г. – по опыту первой военной навигации (август-сентябрь 1941 г.) – было решено направить из Архангельска и Молотовска в район Диксон – Анадырь – Уэлен (азиатско-дальневосточный сектор СМП) конвой из 10 грузовых судов сквозным плаванием для загрузки товарами в приарктических портах США и Канады. Но немецкий крейсер «Адмирал Шеер» при поддержке действовавших в Карском море подводных лодок уничтожили три судна из упомянутых, обстрелял порт Диксон, а также радиостанции на мысе Желания и мысе Ходовариха. Немцам удалось также заминировать западный вход в пролив Маточкин Шар. Тем самым была прервана навигация советского флота в 1942 г.
В 1943 г. Государственный Комитет Обороны, обеспокоенный таким поворотом событий, решил усилить охрану союзнических конвоев и советских судов, главным образом за счет поступающих из США и Канады современных тральщиков и противолодочных самолетов «Каталина». Это решение позволило разблокировать центральный сектор СМП от германских ВВС и ВМС, а также предотвратить германские десанты на Новую Землю. Одновременно осенью 1943-го британские, американские, канадские и норвежские ВВС и ВМС окончательно вытеснили немцев из западного сектора Баренцева моря. Таким образом, была устранена угроза аннексии СМП и всего трансарктического водно-транзитного маршрута. Отметим в этой связи, что упомянутые успехи были обусловлены и тем, что союзные британско-американские ВВС и ВМС получили с осени 1942-го право временного базирования в Мурманской, Архангельской областях и у северного входа в Беломорканал.
Британские и канадские ветераны арктических конвоев отметили 70-летие Великой Победы вместе с боевыми побратимами из России
Как следствие, в основной навигационный период 1944 г. (с середины августа по конец октября) с запада на восток по всей трассе СМП беспрепятственно прошли грузовые суда «Моссовет», «Игарка», «А.Андреев». А в обратном направлении – суда «Кингисепп» и «Революционер», доставившие из США (с Аляски) ряд грузов, включая оборудование, одежду и продукты для Усть-Енисейской и Усть-Ленской нефтеразведочных экспедиций.
* * *
К осознанию военно-стратегической значимости СМП, так наглядно доказанной в годы Великой Отечественной войны, власти Российской Федерации вновь пришли только в наши дни. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. В начале нынешнего десятилетия политическое и военное руководство страны обозначило Севморпуть и примыкающие к нему сухопутные районы в качестве одного из комплексных оборонных форпостов страны. Наши позиции в Арктике упрочиваются, в том числе в военном отношении. Такую линию можно лишь приветствовать.
____________________
Фото – http://www.uzags.gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/news/52907/;
http://flot.com/forum/index.php?PAGE_NAME=read&FID=18&TID=3028&print=Y;
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!