САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го

Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го

« Назад

Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го 16.07.2015 10:40

В первой половине июля 1941 г. из Исландии была впервые переброшена в порт Молотовск – по западной трассе СМП – партия британско-канадских военных грузов, предназначенных для норвежского Сопротивления. Грузы перевозились судами и самолетами. Тем самым союзники опробовали возможность прохода по западному «коридору» Севморпути для последующих поставок в СССР по ленд-лизу. Опыт оказался удачным. Так началась боевая история легендарного СМП.

В первый период Великой Отечественной войны Германия неоднократно пыталась заблокировать трассу. Уже 23-26 июня 1941 г. германские ВВС и ВМС наносили мощные удары по коммуникациям СМП в советском секторе Европейской Арктики, чтобы окончательно блокировать СССР с Севера и одновременно предотвратить поставки ему от западных союзников. Вдобавок ставилась задача овладеть архипелагом Новая Земля, чтобы, «раскроив» надвое СМП, завладеть крупными запасами марганцевой руды на этих островах.
3

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США по ленд-лизу

 

В целом вся европейская часть трансарктической водно-транзитной трассы, то есть путь от северных берегов Исландии, датской Гренландии и Норвегии до арктического побережья Аляски (США), была под прицелом Берлина.

Вообще-то планы захватить эту важнейшую артерию Германией предпринимались еще в 1940 г., правда, тщетно. Во второй половине апреля британские войска заняли автономные от Дании приарктические Фарерские острова: они расположены в стратегическом «треугольнике» между Великобританией, Исландией и Норвегией. После капитуляции Дании (11 апреля 1940 г.) возникла реальная угроза «мирного» захвата автономных от Дании Фарер, а также Исландии и Гренландии и, таким образом, захвата Берлином всех важнейших коммуникаций в Европейской Арктике. Но автономные власти этих территорий и расположенные там датские войска примкнули к датскому Сопротивлению. Это наряду со вступлением британских войск в эти автономии, а также на норвежские Шпицберген и остров Ян-Майен (расположен восточнее Исландии) в апреле-июле 1940 г. предотвратило германскую оккупацию западного сектора трансарктического водного пути, примыкающего к СМП.

Тут есть одна деталь. Весной-летом 1940 г. Берлин периодически наносил «приарктические» удары по союзникам не только с захваченных им территорий, но и с примыкающей советской территории. Удивляться нечему: после подписания пакта Молотова–Риббентропа германские ВМС с ноября 1939 г. имели право временного базирования в Мурманске, Полярном (невдалеке от Мурманска) и в советском секторе акватории Баренцева моря.

В начале ноября 1940 г. на норвежском Ян-Майене высадилась нацистская экспедиция. Здесь начали создаваться база торпедоносцев и станция радиоэлектронного слежения за всей водной трассой Исландия – Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Новая Земля. Но в конце ноября 1940-го английский крейсер «Ринаун» высадил на Ян-Майене британско-канадско-норвежский десант, который смог взять в плен германских «визитёров» и захватить завезённую ими аппаратуру.

После 22 июня 1941-го захват СМП и примыкающих к нему портов был одной из главных «северных» задач Германии. Тем более что из упомянутых советских районов временного базирования германские ВМС были вытеснены только к концу июля.

Сперва это была операция по блокировке западных подступов к СМП в октябре 1941 г.: на этот архипелаг попытались высадиться германские войска, но получили отпор от британско-норвежского корпуса. Напомним, что Шпицберген был одной из баз норвежского Сопротивления и войск Норвегии, избежавших пленения после германской оккупации основной территории этой страны в апреле – начале мая 1940 г.

Чтобы предотвратить новые попытки захвата архипелага, здесь весной 1942-го высадились прибывшие из Шотландии и Исландии дополнительные норвежские части, британские и канадские части. А для оккупации Шпицбергена Берлин весной 1943 г. направил туда даже линкоры «Тирпиц», «Шарнхорст» и еще 9 эсминцев. Но высадиться там немецким войскам снова не удалось. Причем со Шпицбергена намечались германские десанты на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю.

Таким образом, западный сектор СМП, используемый в том числе для проводки грузовых конвоев западных союзников в приарктические порты Мурманск, Молотовск (с 1957 г. – Северодвинск), Архангельск, Кандалакшу, Беломорск и Мезень, остался под советским военным контролем.

 2

Маршруты движения союзных арктических конвоев

Летом 1942 г. – по опыту первой военной навигации (август-сентябрь 1941 г.) – было решено направить из Архангельска и Молотовска в район Диксон – Анадырь – Уэлен (азиатско-дальневосточный сектор СМП) конвой из 10 грузовых судов сквозным плаванием для загрузки товарами в приарктических портах США и Канады. Но немецкий крейсер «Адмирал Шеер» при поддержке действовавших в Карском море подводных лодок уничтожили три судна из упомянутых, обстрелял порт Диксон, а также радиостанции на мысе Желания и мысе Ходовариха. Немцам удалось также заминировать западный вход в пролив Маточкин Шар. Тем самым была прервана навигация советского флота в 1942 г.

В 1943 г. Государственный Комитет Обороны, обеспокоенный таким поворотом событий, решил усилить охрану союзнических конвоев и советских судов, главным образом за счет поступающих из США и Канады современных тральщиков и противолодочных самолетов «Каталина». Это решение позволило разблокировать центральный сектор СМП от германских ВВС и ВМС, а также предотвратить германские десанты на Новую Землю. Одновременно осенью 1943-го британские, американские, канадские и норвежские ВВС и ВМС окончательно вытеснили немцев из западного сектора Баренцева моря. Таким образом, была устранена угроза аннексии СМП и всего трансарктического водно-транзитного маршрута. Отметим в этой связи, что упомянутые успехи были обусловлены и тем, что союзные британско-американские ВВС и ВМС получили с осени 1942-го право временного базирования в Мурманской, Архангельской областях и у северного входа в Беломорканал.

 1

Британские и канадские ветераны арктических конвоев отметили 70-летие Великой Победы вместе с боевыми побратимами из России

Как следствие, в основной навигационный период 1944 г. (с середины августа по конец октября) с запада на восток по всей трассе СМП беспрепятственно прошли грузовые суда «Моссовет», «Игарка», «А.Андреев». А в обратном направлении – суда «Кингисепп» и «Революционер», доставившие из США (с Аляски) ряд грузов, включая оборудование, одежду и продукты для Усть-Енисейской и Усть-Ленской нефтеразведочных экспедиций.

* * *

К осознанию военно-стратегической значимости СМП, так наглядно доказанной в годы Великой Отечественной войны, власти Российской Федерации вновь пришли только в наши дни. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. В начале нынешнего десятилетия политическое и военное руководство страны обозначило Севморпуть и примыкающие к нему сухопутные районы в качестве одного из комплексных оборонных форпостов страны. Наши позиции в Арктике упрочиваются, в том числе в военном отношении. Такую линию можно лишь приветствовать.

____________________

Фото – http://www.uzags.gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/news/52907/;

http://flot.com/forum/index.php?PAGE_NAME=read&FID=18&TID=3028&print=Y;

http://maidanua.org/2015/04/lend-lyz-kak-proklyatyie-pyndosyi-spasly-dedov-y-sssr-vo-vtoroj-myrovoj-vojne-foto/

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru