Имя святителя Георгия Конисского известно, наверное, каждому православному белорусу. Ревностный архипастырь, человек горячей веры, бескомпромиссной честности и удивительных дарований, наделенный от Творца острым умом и дипломатическими способностями, он был поставлен на служение архиепископа Могилевского в 1755 году - в трагическое для Западной Руси время.
Георгий Конисский
Новая волна, вернее уже «девятый вал» жестоких гонений обрушился на православных Речи Посполитой. Святитель Георгий, в полной мере используя свой незаурядный ум и яркие дипломатические способности, сумел отстоять Православие на вверенных ему землях. Попутно он принимал деятельное участие в спасении Отечества, усиленно способствуя воссоединению белорусских земель с единоверной Россией.
"Много ли таких, как Вы, умных людей в России?" - спрашивал у епископа польский король Станислав. "Я - самый последний", - отвечал владыка со скромностью истинно великого человека.
Сам А. С. Пушкин восхищался стойкостью и дипломатическим гением святителя: "Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории".
Удивительно, что почти неизвестным осталось при этом имя ученика, соратника и близкого друга святителя Георгия - епископа Минского (а затем Малороссийского) Виктора (до монашеского пострига - Василия Садковского).
Виктор Садковский
Малоросс по происхождению, Василий познакомился и сблизился с отцом Георгием еще во время учебы в Киево-Могилянской духовной академии, где отец Георгий служил префектом (учителем), а затем и руководил всей академией.
В 1755 году архимандрит Георгий Конисский был рукоположен во епископа Могилевского. Покидая Киев, молодой владыка взял с собой из Киева пять наиболее близких учеников, в том числе и Василия. С тех пор преданный юноша постоянно оставался "при боку епископа Могилевского" в течение целых 17-ти лет, и все эти годы были проникнуты самыми добрыми, можно сказать, дружественными отношениями между наставником и учеником.
Василий был личным секретарем ("письмоводителем") епископа Георгия Конисского, сопровождал владыку во время его поездки в Варшаву в 1765 году, где имел возможность наблюдать его блестящую полемику с униатами и дипломатические схватки с поляками в защиту православного народа. "Столп церковный", "энергичный народный борец", "боевой конь", "могучий орел" - так называл своего учителя письмоводитель Василий, а впоследствии и епископ Виктор.
Под влиянием наставника Василий принимает монашеский постриг с именем Виктор и священнический сан. Он назначается настоятелем кафедрального собора, а вскоре владыка Георгий поручает отцу Виктору возглавить и Могилевскую духовную семинарию - самый ответственный участок в жизни епархии.
В 1774 году, усилиями своего архипастыря, Садковский был назначен на не менее ответственный пост капеллана при русском посольстве во враждебной Варшаве, где зарекомендовал себя как "честный, добросовестный и осторожный пастырь".
В 1783 году умер Слуцкий архимандрит Павел Волчанский. И святитель Георгий снова предлагает на опустевший участок духовного фронта своего ученика и единомышленника. В письме к митрополиту Новгородскому Гавриилу владыка Георгий подчеркивает, что "место сие могущее и долженствующее помогать церквам нашим, тамо угнетаемым, требует не инаго архимандрита, как такого, какой есть Садковский." Доводы архиепископа Георгия возымели должное действие - указом императрицы Екатерины II Виктор Садковский был назначен Слуцким архимандритом. Одновременно владыка Георгий прилагает огромные усилия для восстановления православной иерархии на русских территориях Речи Посполитой, на долгие годы оставшихся без архиерейского управления.
27 марта 1785 года был получен долгожданный указ об учреждении православной епископии в Речи Посполитой, с назначением на эту должность архимандрита Виктора (Садковского). А 9 июня 1785 года отец Виктор хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии, с местопребыванием в Слуцке.
Чтобы закрепить достигнутые успехи, владыка Георгий стремится предусмотреть все неприятные случайности, могущие возникнуть на пути осуществления указа, и предупредить их. Для этого он старается предостеречь епископа Виктора от необдуманных действий и готовит для него письменную инструкцию, в которой дает ученику подробные указания и рекомендации: как относиться к польскому правительству, как держать себя с католиками-панами, как - с униатским митрополитом; когда прибегать к смешанной комиссии и как проводить ее; о кротком управлении паствой и о многом другом.
В его заботах чувствовалось предельное беспокойство за молодого епископа: в состоянии ли он будет обойти все ловушки и интриги и вынести все испытания, ожидающие его на этом, без натяжки, боевом, посту: "Синод строго наблюдает за епископами, и одно доношение о Вас легко может уничтожить данное о Вас мнение, и тем легче, что Синод сам не испытывал Вас, и притом у Вас немало врагов. Пишу это для отвращения зла и от Вас, и от себя, можно сказать, поручителя за Вас".
Так отечески заботился святитель Георгий о своем питомце и ставленнике. До конца своей жизни он не переставал руководить учеником добрыми советами и мудрыми наставлениями. Об этом подробно рассказывает обширная переписка епископа Виктора с Могилевским архиепископом, найденная поляками в бумагах Виктора после его ареста. На основании этой переписки поляки со злостью называли Виктора "наперсником старого Конисского" и влиянием святителя объясняли "преступную", с их точки зрения деятельность епископа Виктора в пользу православно-русских интересов.
Тем временем архиепископ Георгий ждал епископа Виктора к себе, будучи уверен, что после рукоположения, по пути из Киева в Слуцк, тот заедет в Могилев. Он надеялся с глазу на глаз поделиться со ставленником своим архипастырским опытом и дать ему отеческие предостережения и наставления.
Но молодой епископ, ревностно торопясь к месту своего служения, на сей раз не заехал к своему учителю. Эта поспешность оказалась роковой. Расстроенный иерарх со страхом ждал провокаций для своего ученика со стороны поляков.
Опасения Георгия за епископа Виктора не замедлили оправдаться. 18 апреля 1789 года по сфабрикованному поляками обвинению в "подготовке всеобщего бунта для истребления польского населения" владыка был схвачен и заточен в Несвижский замок. Начался трехлетний крестный путь епископа Виктора. 27 мая он был грубо отконвоирован в Варшаву, а затем сослан в Ченстоховскую крепость, где был содержан "в несносном смраде" и почти умирал от истощения и болезни. Одновременно по Белоруссии прокатилась волна невиданных доселе гонений на православных.
В это трагическое время архиепископ Георгий, "телом быв в российском Могилеве, душою и сердцем был в самой гуще событий", опрашивал многочисленных беженцев из Польши, собирая все возможные сведения о положении православных. 25 мая 1789 года рапортом в Синод архиепископ Георгий представил ценную и обстоятельную информацию о судьбе епископа Виктора - каким образом, когда и кем он был привезен в Варшаву, каким издевательствам и глумлениям был подвергнут, и о том, что в оправдание этих насилий поляки пытаются обвинить якобы взбунтовавшихся православных.
Благодаря настойчивому вмешательству русского посла в Польше Слуцкий владыка был освобожден 22 июля 1792 года, а 4 сентября реабилитирован польским правительством, после чего назначен архепископом Минским, Изяславским и Браславским.
Вскоре, в 1793 году, Россия освободила из польского плена центральную часть Белоруссии - Минскую и восточную часть Виленской губернии. Лишь после этого сбылась мечта святителя Георгия - было разрешено возвращение униатов в веру их отцов. В первые полтора года только в Минской епархии его ученика - архиепископа Виктора - в Православие свободно вернулось почти полтора миллиона униатов!
Подготовила Юлия Логашёва
Используемая литература:
1. священник Михаил Булгаков "Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский"
2. священник Гордей Щеглов "Преосвященный Виктор Садковский, первый Минский архиепископ"
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!