САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Белоруссия и Русский мир

Белоруссия и Русский мир

« Назад

Белоруссия и Русский мир 14.08.2015 14:24

Не так давно Александр Лукашенко дал пространное интервью двум западным русофобским радиостанциям (белорусской службе «Радио Свобода» и Еврорадио) и одному также прозападному белорусскому интернет-порталу «Tut.by». К слову, упомянутые радиостанции – это не обычные средства массовой информации, а активные рупоры информационной войны, которую Запад ведет против России и Русского мира.

В своих излияниях перед представителями этих «негосударственных СМИ» (так их окрестила государственная пропаганда) Лукашенко резко отрицательно (едва ли не в духе пропаганды киевской хунты) высказался о Русском мире, назвав эту идею «глупостью, которую кто-то неразумный предложил российской пропаганде». Подобный пассаж президента Республики Беларусь наводит на мысль, что в белорусских верхах не имеют ясного представления о том, что такое Русский мир (белорусские официозные СМИ предпочитают писать этот термин с малой, прописной буквы) и видят его в абсолютно искаженном свете.

А ведь идея Русского мира, в основе которой лежит национально-культурное единство восточнославянских народов, имеет в Белоруссии хорошие виды на широкое распространение. И это естественно, ведь до начала великих потрясений XX столетия (Первая мировая война, революция 1917 г., Гражданская война в России) белорусское население однозначно отождествляло себя с русским народом, Русью и Россией. О чем, в частности, убедительно говорится в фундаментальном многотомном труде выдающегося ученого-слависта Е.Ф. Карского «Белорусы» (первая четверть XX в.), равного которому по глубине научных исследований до сих пор ничего не создано.

В течение XX столетия общерусское сознание белорусов многократно подвергалось серьезным испытаниям. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в Белоруссии советскими и постсоветскими властями («пунктиками» которых была борьба с «великорусским шовинизмом») неоднократно (20-е, 40-е, 50-е, 90-е гг.) проводились жесткие политические кампании, направленные на искоренение общерусской составляющей национального самосознания белорусского народа. Эти кампании официально именовались «белорусизацией», являясь на деле политикой «дерусификации» (по определению главы белорусского парламента 1991-94 гг. С. Шушкевича) белорусского населения.

Практически целое столетие в разное время с разной степенью интенсивности (система образования, СМИ, идеологическая вертикаль) белорусам принудительно навязывалась мысль об отдельности белорусов от русского народа. И все же многолетняя политика дерусификации пока не достигла своей цели. Так, по данным исследований прозападного Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), проведенных в марте 2015 года, 2/3 опрошенных заявили, что белорусы, русские и украинцы являются ветвями одного народа. В том, что это разные народы убеждены 27,1% опрошенных. Таким образом, белорусское общество в основной своей массе готово к положительному восприятию идеи Русского мира.

Вместе с тем со стороны власти отношение к идее Русского мира довольно настороженное. И если судить по высказываниям А.Г. Лукашенко на эту тему, эта настороженность представителей белорусской власти вызвана скорее непониманием сути вопроса.

Итак, что такое Русский мир? Наиболее емкими представляются следующие определения. Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирное сообщество людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которого издревле выступали древние Киев и Великий Новгород, Полоцк, Суздаль и Владимир, Москва.
Основой Русского мира является русский народ. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием.

При этом необходимо учитывать, что среди белорусов и особенно украинцев немало тех, кто в результате столетнего русофобского оболванивания уже не отождествляет себя с русским народом и Русским миром. Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми. Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с русским народом и предал забвению русскость своих предков, то это его дело. Но было бы крайне несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии, желающих этого.

Русский мир многонационален. Помимо русских, к нему относятся также исторически дружественные Руси-России народы, созидавшие вместе с русскими историческую российскую государственность и Русскую цивилизацию.
Русский мир многоконфессионален. Русский мир и Русская Православная Церковь не есть абсолютно тождественные понятия. Естественно они близки и взаимосвязаны, и Патриарх Московский и всея Руси является духовным отцом Русского мира. И все же Русский мир значительно шире и разнообразней и не может сводиться только к православной доктрине. И об этом надо помнить, ведя разговор о Русской цивилизации.

Одной из основ Русского мира является такое понятие, как историческая Русская земля, на территории которой в настоящее время находятся, по крайней мере, три государства, которые являются полноценными субъектами международных отношений. Конечно, нынешние Россия, Республика Беларусь и Украина были частями одной державы, но сейчас действительность иная, и этого нельзя не учитывать при созидании современного Русского мира. В сложившихся условиях речь, прежде всего, должна идти о поддержке и развитии общерусского духовного и этнокультурного пространства, пробуждении и укреплении у великороссов, белорусов, малорусов и русин осознанного чувства общерусского национально-культурного, т.е. цивилизационного единства.

Казалось бы, это очевидные вещи, понятные любому мало-мальски образованному человеку. Однако в условиях масштабной многолетней информационной войны, ведущейся против общерусского цивилизационного единства, в сознании белорусских власть предержащих и части общества образовалась небезобидная мешанина, касающаяся истории, национального самосознания и культурно-цивилизационной принадлежности белорусского народа. И на это достойное сожаления обстоятельство нельзя более закрывать глаза, т.к. «страусиный» подход чреват самыми тяжелыми последствиями. Кровавый пример Украины более чем показателен.

Продвижение и популяризация идеи Русского мира в Белоруссии требует целенаправленной и системной работы информационной и культурно-просветительской направленности, в результате которой граждане Республики Беларусь должны не только узнать о существовании Русского мира как такового, но и обрести твердую убежденность в принадлежности Белоруссии к Русской цивилизации.

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru