САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии

Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии

« Назад

Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии 06.09.2017 16:30

К осени 1942 года после создания военно-оперативных органов по руководству партизанским движением (ЦШПД и БШПД) и воссоздания на Урале и в Сибири новых мощных индустриальных центров на базе эвакуированных заводов из западных районов Советского Союза, все потребности фронта, в том числе партизан стали удовлетворяться в полном объеме.

Это особо проявилось в установлении постоянно действующего воздушного моста между партизанами и Большой землей.

Рассмотрим конкретно один вопрос. Кто и как устанавливал такой мост с партизанскими формированиями на временно оккупированной фашистскими войсками территории Белоруссии. И какую роль в этом сыграло руководство БССР?

Во-первых, ЦШПД возглавил 1-й Секретарь ЦК ВКП(б)Б Пономаренко П.К.

Во-вторых, БШПД возглавил 2-й Секретарь ЦК КП(б)Б Калинин П.З.

В-третих, во всех этих органах работали многие партийные и государственные деятели нашей республики.

Безусловно, решающую роль в этом сыграла Красная Армия.

И в первую очередь в снабжении партизан Белоруссии главную роль сыграла советская авиация. wx1080
По заявкам ЦПШД и БШПД на республику работали следующие авиационные соединения и воинские части:
1.    Авиация дальнего действия (АДД).
 Командующий генерал-майор А.Е. Голованов.
Начальником Управления бомбардировочной авиации АДД был белорус генерал-майор Горбацевич Леонид Антонович.
На белорусском направлении работали:
•    1-я авиатранспортная дивизия ГВФ. 
(Командир генерал майор Казьмин).
Состав: 101, 102, 110, 112 авиаполк.
(Командир 101 ап Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
•    7-й авиакорпус АДД.
(Командующий генерал майор Нестерцев).
•    Дивизия ГВФ.
(Командир Герой Советского Союза генерал майор Молоков В.С).
Состав: 62, 120, 105 авиаполк.
•    А также ночные бомбардировочные полки 213 и 314 и 979 шап из 211 Невельский штурмовой авиадивизии.
•    Непосредственно в подчинении БШПД постоянно находился 19-й отдельный авиаотряд.
(Командир старший лейтенант Сараев Сергей Филиппович).

С начала освобождения Белоруссии и до ее полного освобождения (сентябрь 1943 года – июль 1944 года) при многих общевойсковых армиях были отдельные авиаэскадрилии. Их командование тесно взаимодействовало с представительствами БШПД на всех 4-х фронтах, освобождавших Белоруссию.

images За планирование и регулярное авиационное обеспечение партизан всем необходимым для борьбы с противником отвечали: майор Полосухин Порфирий Порфирьевич и майор Задорожников Владимир Иванович старший помощник начальника оперативного отдела БШПД.

БШПД (с марта 1944 года и до октября 1944 года) начальник оперативного отдела был полковник А.И.Брюханов после войны издал книгу «В штабе партизанского движения».

Все войска ГВФ подчинявшиеся Маршалу авиации Астахову Федору Алексеевичу, который с 1943 года и до окончания войны возглавлял Главное управление ГВФ и одновременно был заместителем Командующего ВВС РККА.

Следует отметить, что все полки ГВФ в годы войны обеспечивали боевые действия партизан не только Белоруссии, но и Украины, Северного Кавказа и других регионов, временно оккупированных фашистами. Кстати начальником управления кадров ВВС РККА был белорус генерал Орехов Вадим Иванович. Он оперативно выполнял заявки Начальника БШПД П.З.Калинина о направлении авиаполков для обеспечения партизан с прифронтовых аэродромов, а также подготовки комендантов партизанских посадочных площадок и по другим вопросам.

По интенсивности и по времени полетов к белорусским партизанам надо выделить летчиков 1-й авиатранспортной дивизии генерала Казьмина (247 летчиков в течении почти 2-х лет летали в Белоруссию. 21 летчик погиб.

За годы войны отдельные пилоты произвели в тыл врага по 200-300 и более вылетов, их них по 100-150 с посадкой в партизанской зоне.
Больше всех боевых вылетов совершили: Г.А.Таран – 660; Н.П.Локтев – более 700;  П.М.Михайлов – 520; Б.Г.Лунц – 405.

За доблесть, мужество и героизм проявленные при выполнении сложных боевых заданий 17 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, а один их них штурман майор Таран Григорий Алексеевич был удостоен этого звания дважды.

Из этой кагорты 4 летчика были удостоены звания Героя Югославии за спасение руководства Югославской национально освободительной армии во главе с Иосифом Броз Тито (Шорников, Якимов, Калинин, Шкадунович).

Абсолютное большинство этих летчиков в послевоенные годы продолжали службу в ВВС или в ГВФ.

Необходимо заметить то, что в Республике Беларусь на этой конференции уделено столь большое и 66_26 справедливое внимание летчикам ГВФ. Достаточно сказать, что первый заместитель Министра ГВФ генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины. После войны был удостоен звания Герой России, кавалер 10 боевых орденов. Именно он 9 мая 1945 года доставил из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Лично он совершил за годы войны на Ли-2, в том числе 120 в блокадный Ленинград, 150 за линию фронта с посадкой на партизанских аэродромах. Войну встретил лейтенантом, закончил полковником, командиром полка. В 1957 году он первым в СССР совершил трансантлантический перелет Москва – Нью-Йорк на самолете Ту-104. В 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного пилота СССР. В авиации прослужил почти 40 лет.

Среди летчиков белорусов и уроженцев Белоруссии, которые летали к партизанам землякам следует назвать имена.

1.    Гнезденко Прохор Борисович из Шклова более 600 боевых вылета, 59 с посадкой в партизанской зоне.
2.    Командир эскадрилии Богданов Николай Григорьевич.
3.    Гришаков Иван Андреевич.
4.    Голубев Иван Васильевич совершил 325 боевых вылета в том числе 25 к белорусским партизанам.
5.    Ползунов Василий Степанович, кстати минчанин. После войны стал Героем Социалистического труда.
И многие и многие другие.

Всего за 1941 -1944 года (до начала операции «Багратион») в справке БШПД «Об авиаперевозках партизанам Белоруссии» указано:
- доставлено грузов  1591 тонна;
- заброшен в тыл людей  1409 человек;
- вывезен людей в советский тыл   5335 человек.

Эти цифры в комментариях не нуждаются.

Литература:
1.    Н.А.Якубовский, В.Н.Якубовский «Крылатые помощники партизан» Мн. Белар.наука, 1998г.
2.    Авиация партизанам Мн, НА РБ, 2005г.

Долготович Борис Дмитриевич. Член Совета Военно-научного общества, кандидат исторических наук, профессор, член Белорусского союза журналистов


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru