САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище.

Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище.

« Назад

Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище. 02.06.2023 00:00

При создании скульптур и размещении их в городском ландшафте нужно учитывать то, какой ассоциативный ряд возникает у человека нашей культуры при первом впечатлении, как говорят, с первого взгляда. И даже после убедительных объяснениях искусствоведов и экскурсоводов чувства, вызванные первым впечатлением, надолго будут определять общее представление о посыле, который несет скульптурная композиция – положительные или отрицательные эмоции. Это как при знакомстве, если мы настроены негативно, то будем выискивать всякие недостатки, если позитивно, то найдутся достоинства, которых на самом деле и нет. 

Никто не переубедит вас в том, что свастика сегодня ассоциируется исключительно с языческим символом и давно пора забыть о том, что это нацистская символика - символ геноцида и угнетения целых народов. Если вы разместите вывеску на конструкции, которая напоминает «классическую» виселицу, большинство тех, кто знаком с военной хроникой, будет воспринимать ее как орудие казни и вы не убедите их в том, что это вывеска на обычной конструкции.  

С 2014 года для многих центральная площадь города Киева с Монументом Незалежнасци Украины, отлитом из бывшего памятника Ленину в лихие украинские 2000-е, ассоциируется с незаконным государственным переворотом, с военными парадами НАТО в Киеве. Этот Монумент Незалезжнасци Украины сегодня у многих ассоциируется с бандеровским нацистским гимном: «Батько наш - Бандера, Украина – маци», хотя создатели памятника, возможно, не предполагали, что их творение будет «орудием» националистов в их пропаганде. 

Вообще антропоморфизация таких абстрактных понятий, как республика в XXI веке выглядит странно. Антроморфизация абстрактных понятий характерна для примитивных культур, в языке и символике которых не сформированы собирательные термины. Есть племена, в языке которых нет слова «рыба», «птица» и т.п., хотя есть виды разных птиц и рыб, но собирательного понятия пока не существует. Именно поэтому в древности абстрактные силы природы: сила, притяжение, электрический ток молнии и др. конкретизировались в антропоморфных божествах. Так проще было объяснить мир с его явлениями, опираясь на мифологию. Кстати, для данного уровня развития характерно не линейное, а циклическое представление о времени. История не идет от прошлого к будущему, от неразвитости к прогрессу, а лишь повторяется. Тут даже об истории говорить не приходится, потому что понимание историчности, связи событий, причинно-следственные связи – это тоже достижение мышления, способного использовать абстрактные понятия.

У нас даже дети понимают, что такое Республика Беларусь, им не надо показывать скульптуру женщины и объяснять, что это образ Беларуси. Тем более, что с Белоруссией связаны другие ассоциации: аист, зубр, границы на карте, а также конкретный человек, который не дал развалить промышленность и сельское хозяйство этой бывшей советской республики. Почему-то геральдическая традиция условно обозначать принадлежность к стране животными сохранилась в нашей культуре устойчивее, нежели антроморфизация. Понятие о тотеме утрачено, а вот использование в качестве символики тотемического животного сохранилось. 

Лично у меня скульптура женщины, в названии которой есть слово «свобода» или «незалежнасть», ассоциируется с известной картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», написанной в 1830 году. Любой культурный и образованный человек знает о французской революции, о символах революционеров того времени, знает, как эта символика использовалась и используется сегодня планировщиками оранжевых революций, которые быстро перерастают в англо-саксонские интервенции. «Статуя Свободы» или «Свобода, озаряющая мир» в женском обличии – это символ Америки. Кстати, она была подарена французским правительством в честь 100-летия США. Копии Статуи Свободы или образы женщин, символизирующих свободу стали появляться во многих странах, как вестник того, что к ним пришла демократия и либеральная идеология – понятия, которые уже давно стали ругательными, т.к. вместе с ними в страну вползает «управляемый» хаос, наблюдается упадок экономического развития, демографическая зима, деградация и примитивизация культуры и образования.  

Лично для меня было действительно новостью то, что в Минске планируют на Октябрьской площади поставить скульптурную композицию со статуей Беларуси в виде женщины в середине и какими-то женщинами, которые бы олицетворяли шесть областей РБ, вокруг. Общий вид напоминает типичное расположение скульптур в идольском капище. 

Октябрьская площадь

Во-первых, никаких инициатив о создании, а тем более размещении в центре Минска, статуи женщины, олицетворяющей Беларусь, не было. В СМИ об этом не писали, инициативной группы, которая бы собирала подписи и направила обращение с обоснованием необходимости такого памятника, не было. 

Второе, что обращает на себя внимание – излишняя поспешность в принятии решений. Для города Минска это нетипично. Наши чиновники очень осторожны, вынашивают идеи долго, согласуют проекты медленно, изыскивают финансирование скрепя сердце, боятся вызвать жалобы и нарекания местных жителей. А тут такая предприимчивость, такая скорость принятия решений… К чему бы это? Тем более, что уже много лет существуют неформальные инициативные группы минчан, которые предлагают вернуть памятник Александру II, поставить памятники Машерову, Притыцкому, Рокоссовскому.

В-третьих, не понятно, почему такое внимание именно той площади, на которой уже был памятник? Неужели в новых районах столицы нельзя предусмотреть для скульптурной композиции большую площадку, где можно было бы проще создать архитектурный ансамбль, на фоне которого задуманный проект смотрелся бы более эффектно, чем на сравнительно небольшой и уже архитектурно завершенной Октябрьской площади? 

Четвертое, что надо учитывать – Октябрьская площадь все годы незалежнасци РБ была местом тусовок, шествий и попыток помайданить «тутэйшай оппозиции» - проплаченных Западом инагентов. Весь мир облетели фотографии с Майдана Незалежнасци в Киеве. Площадь без скульптуры была бы менее узнаваемая. Обратите внимание, что это название места, а не событие. Т.е., если перевести белорусский проспект Незалежнасти на украинский язык, то он будет назваться праспэкт Незалежнасци, если бы в Минске была площадь Независимости, то она по-украински называлась бы майдан Незалежнасти, но пока площадь на проспекте Независимости в городе-герое Минске по-украински звучит «Жовтневэй майдан». 

Если представить, что в РБ опять начнется попытка незаконного госпереворота и площадью для размещения майданных палаток и других атрибутов дикой примитивной «кострюлеголовой» уличной жизни посреди города, где есть электричество, канализация и центральное отопление, станет Октябрьская площадь, то на фото, которые должны были бы облететь весь мир, не будет хватать какой-нибудь типичной для постсоветских «незалежнастей» скульптуры или скульптурной композиции. Дворец Республики – здание малоузнаваемое, да и строился по еще советскому проекту - больше напоминает мавзолей. Возможно, зарубежные инициаторы установки скульптур, если они есть, создают типичную майданную площадь с типичной майданной символикой – статуей республики. Кстати, скульптура женщины, олицетворяющей Беларусь, уже есть около Дворца Независимости в Минске, это «Беларусь гостеприимная».

Так что же явилось причиной столь быстрого желания занять одну из центральных площадей Минска, где изначально стоял памятник Сталину, хоть какой-нибудь скульптурной композицией? Мало кто знает, но по инициативе неравнодушных граждан уже отлит памятник Сталину на спонсорские деньги, ведутся согласования с исполкомом г. Минска об его установке. Предварительный опрос граждан показал, что большинство минчан хотели бы видеть памятник Сталину на прежнем месте, т.е. на Октябрьской площади.

В 2013 году инициативная группа представителей белорусской интеллигенции дважды обращалась в минские городские органы власти с просьбой о восстановлении памятника Александру II в сквере на пл. Свободы. В управлении культуры Минского горисполкома заявителям ответили, что восстановление памятника невозможно, т.к. «градостроительная ситуация и архитектурный облик застройки в районе площади Свободы, где в центре сквера в 1901 году был установлен памятник Александру II, в настоящее время значительно изменилась». Из Национальной академии наук Белоруссии, мнение которой было запрошено Мингорисполкомом, пришёл ответ следующего содержания: «Роль Александра II в истории Белоруссии противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе».

А еще через три года, 3 сентября 2016-го, на площади Свободы был открыт парный памятник польскому композитору Станиславу Монюшко и белорусско-польскому драматургу Винценту Марцинкевичу. Видимо, для них «градостроительная ситуация» в центре Минска изменилась незначительно…

Похоже, что в ситуации с попыткой белорусами вернуть памятник Сталину на прежнее место, власти пошли по тому же пути –  срочно занять Октябрьскую площадь, «изменить градостроительную ситуацию», чтобы, если будут собраны подписи, будет много обращений, отказать в установке монумента Верховному Главнокомандующему, под руководством которого был разгромлен фашизм в 1945. Не надо забывать, что в 1939 при содействии Сталина БССР обрела территориальную целостность и нынешние границы.   

Юлия Чирва


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
12.09.24

3-6 сентября 2024 года во Владивостоке прошёл уже девятый Восточный экономический форум (ВЭФ), который проводится по решению Президента Российской Федерации В.В.Путина для расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и развития экономики российского Дальнего Востока. Обе эти цели сопряжены напрямую, так как Владивосток является восточными воротами России, а его развитие, соответственно, является одним из приоритетов для России  как в настоящий момент, так и в среднесрочной, и долгосрочной перспективе.

12.09.24

Рецензия на рукопись книги Е.Я. Подлесного «Полонизация белорусских земель: специфика и проблемы».

05.09.24

Биография Андрея Васильевича Хрулева самая обыкновенная – сын деревенского кузнеца. Участвовал в Русской революции, потом красноармеец, бил Деникина и Врангеля. Потом направлен на учебу. С 1930 года набрался серьезного опыта. Был начальником финансового управления наркомата обороны, затем командовал военными строителями. Все военные годы начальник тыла Красной Армии. А самые тяжелые годы по совместительству еще и нарком путей сообщения.

31.08.24

Постсоветская история самостоятельного существования трёх отдельных русских государств – России, Белоруссии и Украины наложила свой отпечаток на концепцию триединства русского народа. Тем более, что после распада Советского Союза развитие всех трёх государств пошло самостоятельными и различными в силу ряда обстоятельств путями.

31.08.24

Война, поводом для начала которой послужил роковой выстрел злосчастного Гаврилы Принципа, впервые в истории носила общемировой характер. Боевые действия одновременно велись на Восточном и Западном фронтах, на Балканском, Африканском, Ближневосточном (русско-османский Кавказский фронт был частью этого ТВД) и Итальянском театрах военных действий. 23 августа 1914 года присоединилась к Антанте и объявила войну Германии и её союзникам Япония. В ходе боевых действий на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий японские и британские (из Австралии и Новой Зеландии) войска вели борьбу за завоевание германских колониальных владений в территориальном Китае и Тихом океане.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru