САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

« Назад

Духовно-нравственное просвещение на современный лад. 10.12.2022 00:00

В нашей стране не так много памятников православным личностям. Однако среди них можно выделить два — преподобномученику Афанасию в г. Бресте и святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве. Оба святых очень почитаются в Беларуси за их вклад в сохранение чистоты нашей православной веры, так сказать, в наш культурный и исторический код.
 
Страшно даже представить, что было бы на месте нашей страны, если бы не труды подобных личностей. Как справедливо заметил один исследователь про значимость святителя Георгия (Конисского): «…Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории».
 
Сейчас наша страна упорно продолжает свою историческую линию — борьбу за чистоту, как бы наивно это ни выглядело: за чистоту семейных отношений (защита традиционных семейных ценностей), за «чистоту» миропорядка (за мир и равноправие на мировой арене), за чистоту экономических отношений, за чистоту межличностных, межконфессиональных отношений, даже за чистоту на улицах и т.д. Уже в названии нашего государства содержится намек на стремление к чистоте и порядку. Можно с уверенностью сказать, что это национальная черта белорусов. Но не всем это нравится. В мирной и спокойной Беларуси время от времени пытаются зажечь огонь разногласий, распрей и междоусобиц. А на какой почве легче всего разжечь конфликт? Почти во всех крупных конфликтах в истории найдете религиозную (идеологическую) подоплеку.
 
Только утихли новостные ленты, освящающие открытие памятника святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве (6 августа 2022 г.), как современным почитателям памяти просветителя был преподнесен сюрприз…


19 сентября 2022 г. Могилевский областной краеведческий музей открыл выставку с провокационным названием: «Два лика. Одна вера. Одна земля».
 
Выставка посвящена православному святителю Георгию (Конисскому), который боролся как раз с чудовищным гонением католической Речи Посполитой на православных верующих, и католическому архиепископу Станиславу Богушу-Сестренцевичу … Авторы выставки утверждением «одна вера» фактически ставят знак равенства между православием и католицизмом, что является не чем иным, как провокацией. Работники такого авторитетного музея не могли не знать, что христианство как единое вероисповедание (религия) перестало существовать еще в далёком 1054 году. Такое незнание или оплошность простительно нерадивому старшекласснику или студенту, но никак не специалистам такого серьезного заведения, как музей. Далее следует (раз затронули деликатную тему) немного прояснить различия в вероисповеданиях и указать на глубину заблуждений некоторых, кто считает, что якобы различия православной и католической веры незначительны.
 
Итак, в 1054 г. произошло окончательное разделение на Католическую и Православную церкви. Причем различия в вероисповеданиях стали настолько принципиальны, что особых изменений в догматическом плане ни с той, ни с другой стороны на протяжении веков так и не было. Более того, потом появилось множество протестантских (христианских) церквей, причем на сегодняшний день их столько, что перечислить их (и их особенности) сможет, наверное, редкий религиовед. Поэтому на сегодняшний день считать, что все религии, которые исповедуют (якобы исповедуют) Христа — это христиане, мягко говоря, неразумно. Да, католицизм и православная вера внешне очень близки. Но это только внешне. Это как оригинал и хорошая подделка. Только вопрос — где подделка, а где оригинал, каждый решает сам для себя. И это нормально. Жизнь на этой земле и дана, чтобы каждый выбирал, где ложь, а где правда… Истина может быть только одна. Давайте решим простую логическую задачку. Допустим, одна из двух церквей исповедует Истину, а другая заблуждается, тогда при перемешивании (объединении) их (вероисповеданий) что произойдёт? Искажение Истины, и обе церкви потеряют ее. Честно говоря, очень уважаю простых верующих-католиков, и обидно, что гипотетическое «объединение церквей» приведет к потери Истины у Костела, если вдруг Православная церковь ошибается догматически… Поэтому, если одна из церквей обладает полнотой Истины, то, дабы не потерять последнюю, возможен только полный переход к одной из сторон, но никак не «микс», как хотят это видеть некоторые.

Если бы не было таких принципиальных отличий между двумя рассматриваемыми вероисповеданиями, не было бы много веков борьбы, мучеников и исповедников, не было бы Георгия (Конисского), Афанасия Брестского… Поэтому они, эти принципиальные отличия, есть. И очень значимые, раз люди шли на подвиги, смерть…

Сейчас не стоит останавливаться на этих различиях. Автор названия выставки «Два лика. Одна вера. Одна земля», убежден, прекрасно осознавал эти различия. Тогда вопрос: зачем таким провокационным названием будоражить людей? В сложнейший период, когда народ должен быть един, необходимо так грубо расшатывать религиозный веками сложившийся мир в нашей замечательной Беларуси? Мы все разные, в нашей стране прекрасно сосуществуют представители разных национальностей, вероисповеданий, и объединяет их как раз не стремление переделать кого-то или сделать всех одинаковыми, а наоборот – понимание и уважение различий друг от друга на основе и выработанных веками общих ценностей.
 
Хотелось бы закончить словами уважения и признательности к трудам и взглядам могилёвского католического епископа (затем архиепископа и митрополита) Станислава Богуша-Сестренцевича. Не знаю, рассказывают ли на упомянутой выставке, что последний являлся ярым сторонником западнорусизма, но данные взгляды действительно делают католического иерарха подобным православному святителю Георгию (Конисскому).
 
Для Станислава Богуша-Сестренцевича Белоруссия была не чем иным, как Западной Россией, или Западной Русью (слова эти для него были синонимичны). Историю Руси (России) он рассматривал как одно целое. Это исходное единство было разорвано, считал он, феодальной раздробленностью (гражданскими войнами в его терминологии) и завоевательными действиями соседей, которые воспользовались последствиями монгольского нашествия. В результате земли Западной Руси стали добычей Литвы. Естественно, что преподавал свои взгляды С. Богуш-Сестренцевич по-польски.

Вполне логичным было бы название выставки, посвященной двум белорусским деятелям, которые правильно понимали исторический путь нашей Родины — «Два служителя. Две веры. Исторический путь – один». Кстати, первоначально так и было, но кто-то подправил…
 
Очень надеюсь на благоразумие руководства Могилевского областного краеведческого музея и то, что название выставки изменится.

Юрий К., г. Могилев.
 


От редакции "Вечернего Могилёва". Когда эта статья вышла на страницах газеты «Вечерний Могилев», по промыслительному совпадению в редакцию поступил тревожный сигнал от могилевчанина, оказавшегося по работе в городе Жлобине.


Местный историко-краеведческий музей, куда наш читатель зашел, чтобы просветиться, пошел еще дальше. В галерее рядом с картиной, на которой изображен лик Иисуса Христа и церковные купола, разместился цикл картин откровенно эротического содержания (на фото 2,3).


Мы, конечно же, не знатоки изобразительного искусства и не претендуем на роль ценителей высокого художественного мастерства, однако очевидно, что такое соседство является не просто неуместным, но даже и кощунственным, так как затрагиваются религиозные чувства верующих.

Более того, в соседней зале расположилась прекрасная экспозиция церковной утвари и икон (на фото 4,5).

В ходе небольшой полемики нашего читателя с культурным работником по телефону он услышал объяснение, что картины с полуобнаженными девицами нарисованы на библейские сюжеты. Правда, в чем эти сюжеты выразились, не совсем понятно. И почему подобные зарисовки не встречаются на обложках самой Библии. Вот такое новаторство.
 

Поневоле вспоминается пословица: на тебе, Боже, что нам негоже… Характерная зарисовка нашего времени, которое отличается стремлением государственных мужей разного уровня придать новый импульс патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ориентированного на культивирование духовно-нравственных ценностей.

 
 

Надо отдать должное, в годы советского застоя, при всей нетерпимости государства к религиозным институтам, такой безвкусицы не было. Не было и глумления над чувствами верующих, когда выставленное на всеобщее обозрение, подвешенное к музейной стене, обкромсанное в виде обрубка тело Иисуса Христа гордо именуется в среде культурной интеллигенции арт-объектом (на фото1).
Похоже, ряд белорусских культурных деятелей скоро переплюнет европейский авангардизм, для которого изображение фекалий — верх эстетики и признак благородного вкуса.

Вечерний Могилёв


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru