САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Иван Архипов: Малоизвестные  факты подвигов советских летчиков и партизан… 

Иван Архипов: Малоизвестные  факты подвигов советских летчиков и партизан… 

« Назад

Иван Архипов: Малоизвестные  факты подвигов советских летчиков и партизан…  06.09.2017 13:43

На Витебщине в городском поселке Бегомль с увенчанной моделью самолета возвышается обелиск, на котором высечены слова : «Здесь в 1942-1944 годах действовал партизанский аэродром, через который поддерживалась связь с Большой землей. Отсюда начала свой боевой путь группа организаторов партизанского движения в Литве».

Это был один из 41 партизанских аэродромов на территории Белоруссии, куда прилетели советские летчики с Большой земли. Они доставляли партизанам оружие и боеприпасы, взрывчатку, медикаменты, обмундирование, газеты и листовки. Отсюда обратно эвакуировали тяжело раненых партизан, детей, больных, местных жителей. Сюда также прилетали с Большой земли группы организаторов партизанского движения из числа командиров и политработников Красной Армии [1.с.155].

Словом, аэродромы одновременно были центрами, с которых партизан снабжали всем необходимым, Сюда доставлялись документы о действиях партизан а тылу врага, численном составе бригад, отрядов, аттестационный и наградной материал, а также, захваченные важные документы противника [2,с.105,106,140]. Большинство аэродромов по приему тяжелых и легких самолетов находилась в восточных областях Белоруссии (в Минской – 14. Витебской – 9, Могилевской -7, Гомельской-3). На западную часть республики приходилось 8 аэродромов, в том числе на Брестскую и Полесскую области по 3 аэродрома, а на Барановичскую и Пинскую - по 1.

Все полеты к партизанам Белоруссии можно было разделить на систематические полеты одиночных самолетов, групповые, крупные операции по авиаперевозкам, авиапланерские операции и полеты на десантирование людей [3, с.134-159].

Каждый полет советских летчиков к партизанам в тыл врага был сопряжен с большой опасностью на грани жизни и смерти. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры, отраженные в воспоминаниях командиров Красной Армии и партизан, писателей и журналистов.

В очерке «В партизанском крае» от 6 июля 1942 года Борис Полевой пишет «…Внизу под крылом самолета медленно плывет темная плотно окутанная синим сумерком летней ночи земля… И снова ровная, непроглядная тьма, лишенная каких бы то ни было земных ориентиров. Но летчик Петр Иовлев каким то особым чувством, шестым чувством пилота угадывает приближение фронта.

Самолет начинает круто набирать высоту и, достигнув своего потолка с приглушенным мотором почти планируя, продолжает бесшумно скользить вперед. И все же немцы нас заметили. Как красные ракеты, потянулись к нам снизу очереди снарядов автоматических зениток, ночь засверкала бисером трассирующих пуль, и близкие разрывы несколько раз встряхивали самолет. Но немцы опоздали. Линия фронта позади. Самолет резко переменил курс и на заре, сделав несколько осторожных кругов, приземлился на просторной лесной поляне, обрамленной со всех сторон высокими и стройными елями. Из глубины леса за нами наблюдали десятки настороженных внимательных глаз, за кустами чувствовалось шевеление, наконец откуда-то из глубины леса хрипловатый голос спрашивает : - Кто? – Свои. – Пароль? – Смерть нацистам. Резкий свист раздается в лесу. Лес ожил. Со всех сторон  к самолету бегут пестро одетые загорелые люди с винтовками и автоматами в руках, заткнутыми за пояс пистолетами, с гранатами, торчащими из карманов. Эти суровые, закаленные в лесных битвах люди рады как дети прибытию советских людей оттуда, из-за линии фронта, с Большой земли. Они обнимают нас, жмут нам руки, задают нам десятки вопросов и тут же жадно развертывают привезенные нами свежие газеты. Потом сквозь толпу к нам пробирается высокий широкоплечий партизан, с голым черепом и огромной курчавой седеющей бородой. Он целует каждого из нас со щеки на щеку и радушно говорит: «Поздравляю с благополучным прибытием в нашу партизанскую сторону…». С последними лучами солнца наш самолет взмывает с лесной площадки, с тем чтобы затемно миновать линию фронта. Партизанская сторона остается далеко позади. Но долго еще мысленно остаешься в ней  в этой стороне суровых отважных людей, свято хранящих в тылу немецких войск советские законы и традиции, помогающих Красной Армии ударами с тыла по немецким войскам, рвущих жилы немецких коммуникаций, в стороне,  где люди борются, умирают, но никогда не будут рабами нацистов» [4,с.236-241].

Для организации партизанского движения на оккупированной территории БССР с самолетов десантировались советские офицеры, имевшие боевой опыт. Среди них был старший лейтенант Александр Александрович Морщинин. Он в составе группы командиров и политработников (6 человек) летит с боевым заданием через линию фронта. В своем карманном дневнике А.А.Морщинин запишет: «5 июня 1942 года время 11 часов 30 минут, мы кружимся над поляной. Сигнал «Приготовиться». Мы, держась за борта, добрались до люков, а затем по команде «Пошёл» с помощью толчка инструктора прыгали один за другим. Всей командой удачно высадились в полуторе километра от вражеского гарнизона Денисевичи (Минская область), незаметно для немцев,,,» 6 июня 1942 года А.А,Морщинин (23-х лет от роду) организует отряд, и уже на следующий день удалась первая серьезная победа партизан – пущен под откос поезд с боеприпасами. Благодаря летчикам - у партизан было все необходимое, чтобы проводить диверсии на железной дороге.

За лето-осень 1942 года группа партизанских отрядов «Дядя Саша» под командованием А.А.Морщинина, позже ставшей  8-й Круглянской партизанской бригадой, осуществила в тылу врага много славных дел на территории Минской, Витебской и Могилевской областей, благодаря снабжению летчиками с Большой земли. 14 августа комбриг А.А.Морщинин будет представлен к награждению Орденом Ленина. В наградном листе указано: « тов. Морщинин был послан в тыл противника с заданием организовать партизанское движение в Белоруссии. За короткое время под его руководством было организовано несколько партизанских отрядов, которые с 10.06 по 5.08.42г. под непосредственным руководством Морщинина провели следующие операции: Взорвано 2 ж.-д. моста, спущено под  откос 12 эшелонов противника. На протяжении 10-ти километров полностью  уничтожена телефонно-телеграфная связь. Произведено 84 взрыва ж.д. пути. На расстоянии 5 км. совершенно полностью разобрано ж.д. полотно, в результате чего с 29.07 по 1.08. и со 2.08 по 5.08.42г. полностью приостановлено движение поездов Борисов – Орша… кроме того, уничтожено (убито) до 200 немецких офицеров и солдат в том числе и полицейских и несколько десятков ранено. Потери отрядов составляют: убитых-3 человека; ранено – 2. В настоящее время тов. Морщинин руководит 5-ю партизанскими отрядами. Смелый и решительный командир, хороший организатор и руководитель. Достоин высшей государственной награды – Орденом Ленина.». 

28 августа 1942 года силами трех партизанских отрядов бригады, спецотрядом чекистов была осуществлена Славненская операция, в самый критический момент Сталинградской битвы. И здесь не обошлось без помощи летчиками партизанам. Они доставляли необходимого оружия и боеприпас. Партизаны Морщинина тщательно планировали её. За 3 часа боя на 8 суток вывели из строя главную белорусскую магистраль с ж.д. станцией Славное на пути Минск-Смоленск-Москва в Толочинском районе Витебской области.
 
Дважды выручали летчики командира партизанской бригады «Дядя Саша» после тяжелых ранений в боях с фашистскими карателями. На Большую землю летчиками доставлялись ценные сведения о боевых действиях партизан в тылу врага, о созданном «Абвером» в Печах «Центра» по подготовке диверсантов. Морщинин в карманном  дневнике записал: «1июля 1942 года в городе Борисове немцы открыли специальную школу по подготовке диверсантов для последующей засылки их в партизанские отряды. Слушатели на эти курсы набираются из тех, кто добровольно сдался в плен. Шпионы одеты в чистое гражданское платье, сапоги яловые, русского покроя.».[5] эти сведения были неоценимы и позволяли чекистам разоблачать вражеских агентов.
Приведу еще несколько  примеров из славной истории чекистов, действовавших в партизанской Белоруссии

С группой московских парашютистов десантирован Борис Галушкин – командир специального партизанского отряда «Помощь», с мая 1943 года по июнь 1944 года, действовавшего в Минской и Витебской областях.

Борис Лаврентьевич Галушкин до десантирования в тыл врага отличился в боях с фашистами под Ленинградом. В 1942 году выполнял спецзадание в тылу врага. 3 июня 1944 года возглавил передовой отряд партизан по прорыву блокады в районе оз. Палик. 15 июня погиб. 5 ноября удостоен звания Герой Советского Союза посмертно.

Николай Забницкий в конце апреля 1942 года с диверсионно-разведывательной группой переброшен через линию фронта на оккупированную белорусскую землю. В очерке «Не ради славы» сказано: «Редко, очень редко обращался Забницкий по радио на Большую землю с просьбой перебросить в отряд на самолетах что-нибудь необходимое для партизан из снаряжения и медикаментов. Зато сам сообщал все новые и новые разведывательные данные, имевшие неоценимое значение для Красной Армии, готовившейся к наступательной операции по освобождению Белоруссии.

Легендарный Кирилл Прокофьевич Орловский. 26 октября 1942 года группа «Соколы» ( так называли её в Москве) во главе с Орловским вылетела в тыл врага. На следующий день Центр получил радиограмму: «…благополучно приземлились в заданном районе, приступили к выполнению задания. Подпись «Роман» - псевдоним К.П.Орловского…». Кирилл Орловский отличился ещё в Испании. А в Белоруссии проявил себя как партизанский командир – убийство высокопоставленных гитлеровских чиновников, 8 офицеров СС, 2-х комендантов полиции. Но об этом не было известно, какой именно отряд осуществил возмездие врагам и предателям Родины. Был тяжело ранен и контужен партизанский комбриг. Но сам он отправил в Центр шифровку: «Чувствую себя хорошо, начинаю ходить. Раны заживают отлично.». Вызов в Москву, в августе 1943 года прилетел в Центр, где ему огласили Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября о присвоении звания Героя Советского Союза.

Александр Маркович Рабцевич  с июня 1942 года по июль 1944 года был командиром разведывательно-диверсионной группы «Храбрецы», действовавшей в Могилевской, Полесской и Пинской областях. Вместе с немцем-антифашистом Линкером  Рабцевич летел в тыл врага, он вспоминал «… самолет качнуло, подбросило, потом стало бросать из стороны в сторону – летчик маневрировал, уклоняясь от зенитного огня. Десантники молча смотрели. Как совсем рядом метались лучи прожекторов, рвались снаряды. Но вот фронт остался позади. Самолет снизился. В дверях пилотской кабины показался штурман: пора прыгать… Первым Рабцевич. На всякий случай приготовил автомат, стал ждать встречи с родной землей, занятой врагом… Засады, диверсии, разведка. Вот тактика партизанской войны. Будут конечно и открытые бои с гитлеровцами…».[6, с. 59, 79, 183]
За каждым подвигом партизан стояли и подвиги летчиков.

Таким образом, на примерах действий партизан, мы говорим о действенном участии авиации в борьбе в тылу захватчиков. Авиация связывала воздушным мостом Большую землю с народными мстителями.

Благодаря профессионализму и героизму советских летчиков при полетах к партизанам были небольшие потери материальной части и летного состава. Однако, во время перелета линии фронта в сентябре 1943 года погиб командир партизанской бригады «Народные мстители» Василий Трофимович Воронянский – один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Минской области. [7, с.124]

За боевые заслуги ряд летчиков, летавших в тыл врага к партизанам Белоруссии, получили звание Героя Советского Союза. Среди них С.Н.Анохин, И.С.Валухов, И.Ф.Еромасов, Б.Т.Калинкин, Т.А.Ковалёв, И.Д.Козлов, П.Т.Кошуба, Б.А.Лихтин, Б.Г.Лунц, В.И.Масленников, П.М.Михайлов, В.Ф.Павлов, Д.Г.Радугин, Г.А.Таран, С.А.Фроловский, В.А.Шипилов, А.С.Шорников, П.Н.Якимов и другие. Надо отметить с какой теплотой и глубочайшей благодарностью отзывались партизаны о летчиках.

Следует иметь ввиду, что за полтора года войны, начиная с 1943 года по июнь 1944 года авиация доставила на партизанские аэродромы 44318 кг. медимущества и 69027 кг. средств связи. Совершено около 6 тысяч самолето-планерных вылетов к партизанам. Было доставлено 2 миллиона 403 тысячи 464 кг. боевых грузов. Перевезено в тыл врага по воздуху 2626 руководителей подпольных партийных и комсомольских организаций, военных специалистов. Из них: с посадкой – 1534 человека; десантировано – 1092. Эвакуировано на Большую землю – в советский тыл 8986 раненых, больных, детей.

Больше всех полетов выполнила фронтовая авиация - 4291, авиация дальнего действия - 1190, авиапланерные средства – 464.

Каждый прилет самолета в партизанскую зону имел громадное моральное значение. Он вселял  уверенность у партизан и местного населения уверенность в победу над захватчиками.

Позволю себе обратить ваше внимание на отдельные страницы боевой работы летчиков в Ленинградской области, той части, которая была временно оккупирована, где действовало около 200 партизанских отрядов.

В книге воспоминаний «Боевые маршруты» генерал-полковник авиации Ф.П.Полынин отметит: «В состав нашей воздушной Армии входил 3-й отдельный авиационный полк Гражданского воздушного флота, которым командовал полковник Петр Самсонович Рассказов. Экипажи этого полка, летавшие на самолетах ПО-2, в основном работали на партизан Лениградской области. Туда они доставляли боеприпасы, медикаменты и обмундирование. Обратно – тяжелораненых и больных, женщин и детей. Нередко в тыл врага выбрасывались диверсионные группы, а оттуда вывозились пленные и захваченные у врага документы. Общий итог работы полка выражался внушительными цифрами. За два года войны его экипажи сбросили на голову врага 23 тысячи бомб, перевезли 95 тысяч пассажиров, в том числе 58 тысяч раненых. Летали самолеты, как правило, ночью…

Однажды полковнику Рассказову партизаны прислали письмо командира одной из партизанских бригад – Героя Советского Союза Н.Г.Васильева. он писал: «Прошу вас бомбить объекты, указанные на прилагаемой схеме. Надо сбить у фашистов спесь раз и навсегда…». В расчетное время над вражескими объектами взвились партизанские ракеты. Экипажи сбросили бомбы без промаха…

Из глубокого немецкого тыла командир другого партизанского отряда радировал, что нуждается в боеприпасах и обмундировании. Тяжело груженные машины повели через линию фронта летчики Е.Реут и И.Рыжков. Место посадки партизаны обозначили кострами. Крепкие дружеские объятия партизан стали потом лучшей наградой для авиаторов.»[9, с.217-218].

В заключении приведу еще ряд сведений по Белоруссии и Ленинградской области, почти забытых сегодня.

В 1970 году вышел в свет отдельный научно-популярный сборник «Великая отечественная война» [8], в котором указано: «партийные органы и штабы партизанского движения проделали большую работу по подготовке и засылке за линию фронта партизанских кадров – организаторских групп, подрывников, радистов, разведчиков и т.д. коренным образом было улучшено материально-техническое обеспечение партизан. В широких масштабах стало производиться минноподрывная и другая техника  для партизанских действий. За годы войны, главным образом с середины 1942 и в 1943, 1944 годах военной и гражданской авиацией было совершено 110 тысяч вылетов к партизанам. Только авиацией дальнего действия и ГВФ было переброшено в тыл врага более 16 тыс. тонн грузов, перевезено 83 тыс. партизан. «…Каждый полет в тыл врага и обратно на Большую землю сродни подвигу самопожертвования советского человека на благо победы над захватчиком. Это относится ко всем летчикам, штурманам, стрелкам-радистам, наземному техническому персоналу. Суть этого подвига особенно нужно знать нынешнему молодому поколению, не забывать нашей славной истории, когда советский народ отстоял свою свободу и независимость, разбил коричневую чуму ХХ столетия своей героической борьбой на полях сражений, в небе, на земле и на море.

Архипов Иван Изосимович, член Военно-научного общества, член Белорусского союза журналистов 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.12.24

Старый 2024 год отсчитывает свои завершающие, финальные дни. Самое время оглянуться назад и подвести некоторые итоги произошедших в 2024 году событий – как в целом, так и в жизни российских соотечественников в Белоруссии и других странах мира.

21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru