САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ «Хождение за три моря» белорусских художников

«Хождение за три моря» белорусских художников

« Назад

«Хождение за три моря» белорусских художников 30.09.2017 07:03

Более шести столетий отделяет от того времени, когда тверской купец Афанасий Никитин, путешествуя, достиг Индии и написал книгу “Хождение за три моря”. От низовий Волги он проплыл до Астрахани, через Каспий и достиг берегов Персии. Потом по Аравийскому морю, где и высадился на берегу Индии. 

В Индии он прожил около трех лет, путешествуя по южной стране. Это путешествие для Афанасия Никитина длилось с 1466 г. по1472 г. Обратно тверской купец, путешественник и писатель, к родным русским краям, снова возвращался через Персию, пересёк Чёрное море, прибыл в Кафу (сейчас это Феодосия – в Крыму). Осенью 1472 года, по пути на родину, умер он под Смоленском. 

Надо полагать, что русский путешественник и купец из Черного моря плыл далее по Днепру, останавливаясь и на днепровском берегу. Это был Могилев, где в конце 15-го века здесь шла большая торговля и имелась даже своя таможня. “Могилев быстро рос, чему способствовало его расположение на пересечении стратегических путей, что позволило торговать Могилеву с городами Прибалтики, Киевом, Москвой” и конечно со Смоленском по Днепру. 

Наверняка тверской купец встречался с торговыми людьми из Могилева, рассказывал о своих путешествиях в заморские страны – “в неведомые страны, в центре которых оказалась судьба наблюдательного, духовно богатого человека, русского купца из Твери, заброшенного по воли случая в далёкую Индию. Афанасий Никитин умер в пути возвращаясь на родину, не дойдя до Смоленска.  

Никакими сведениями об авторе, кроме заметки, предшествующий тексту “Хождения” в его летописной редакции, и того, что сам он сообщает о себе, наука пока не располагает…” – так указано в комментарии “Древнерусская литература” – “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, где и указаны карты (в составлении В.Л. Семенова) – “Путь Афанасия Никитина за три моря” и “Путешествие Афанасия Никитина по Индии”. Из Большой советской энциклопедии (т.28 с.328) можно узнать, что “Хождение” – это памятник древнерусской литературы 15 века, записи тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466-1472гг.). 

Никитин в Индии

Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути в Крыму… В 1475 г. рукопись оказалась у московского дьяка Василия Маморёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489 года, отразившийся в Софийском II и Львовской летописях, сохранился также в сборнике 15 века. Путешественник описывал природу Индии, её политическое стройство, торговлю, сельское хозяйство, обряды; автор – горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован… Памятник переведен на многие языки мира. “… те тетради привезли гости к Маморёву Василию, к дьяку великого князя на Москву”.

Первое такое путешествие в Индию совершили белорусские художники в феврале 2017 года – уже современными видами транспорта, посетив в Индии и те места, описанные знаменитым древнерусским писателем в его “Хождении…”, когда формировалось древнерусское государство великим князем Московским Иваном III Васльевичем. А в конце 15 века к Москве отошли ряд западных русских земель (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.). И это тоже наша история. 

Я считаю, что неслучайно в Национальном историческом музее Республики Беларусь открылась выставка “IND-БЕЛ-ART”, приуроченная к юбилею установления дипломатических отношений Беларуси и Индии. Её инициаторами выступили Посольство Индии в Республике Беларусь, Индийский совет по культурным связям и Белорусский союз художников. Эти связи исходили ещё с незапамятных времён, когда ”великий славянин“ посетил Индию и рассказал сему миру об этой удивительной Индии. А сейчас минчане и гости белорусской столицы смогут увидеть в работах белорусских художников все индийские привлекательности, что и увидел Афанасий Никитин более 600 лет тому назад.

Афанасий Никитин

Художники – участники программной поездки по Индии запечатлели и памятники старины, природу и быт, её культуру, сохранённую через годы и века. Каждый художник это сделал по-своему в живописных работах. Это были известные живописцы Григорий Ситница (председатель БСХ), Юрий Хилько, Дарья Бунеева и Вера Яговдик. Белорусские художники, путешествуя по Индии, ознакомились с наиболее знаковыми архитектурными памятниками: Тадж Махал, Эллора, Аджанта др., посетили ряд музеев, галерей, учебных заведений, которые обеспечивают получение художественного образования. Были и встречались с самими индийскими художниками. Художники из Минска привезли домой наброски, эскизы своих будущих картин, а сейчас уже выставили эти законченные произведения искусства для многочисленных зрителей музея.

На выставке кроме картин присутствуют и предметы, которые предоставило само Посольство: женская одежда – сари, статуэтки из металла, чашки, кубки, предметы декоративно – прикладного искусства и домашнее из серебра, плоды даров природы, а также книги об Индии на русском, белорусском, английском языках и на языках Индии.

Надо полагать, что эту выставку могут увидеть и в других городах Беларуси, путешествуя с её экспонатами и сами художники, с рассказами об удивительной и древней стране, ставшей ближе к Республике Беларусь и через эту выставку… 

Член Белорусского союза журналистов, Архипов Иван Изосимович, г.Минск 
 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru