САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Лемки – осколок затонувшей русской Галиции

Лемки – осколок затонувшей русской Галиции

« Назад

Лемки – осколок затонувшей русской Галиции 17.05.2017 16:04

В апреле 2017 года  украинские организации в Польше отмечали траурными мероприятиями 70-ю годовщину операции «Висла» - переселения польскими спецслужбами в 1947 году украинского населения из восточной Польши в западную с целью ликвидации бандеровского подполья (УПА и организационной сети ОУН).

Однако Общество лемков (Стоваришыня Лемкiв) в Польше организовало траурные мероприятия принципиально  отдельно от украинцев. 

«УПА была для лемков внешней силой, вторгшейся в 1944 г. на территорию Лемковщины, навязывая покорность и принуждая к принятию украинской идентификации точно так же, как в период немецкой оккупации  делала ОУН и другие украинские организации, сотрудничавшие с немцами», - отмечалось в связи с этим в заявлении польского Общества лемков, принятом по случаю 70-летия операции «Висла».  Данный факт говорит о том, что искры русского самосознания лемков ещё окончательно не погасли. 

Лемковский историк, священник Иоанн Полянский (1888-1972) писал: «Лемкы национально належат до великой родины славянско-русской. Название "Русь" было для них завсегда святым, а идея славянска лежала всегда глубоко в их сердци. Сами называют себе Русинами, Русскыми, Руснаками, Лемками». Сегодня выражение «Лемковская Русь» можно встретить только в редких старых изданиях, а Украина небезуспешно подавляет лемковскую культуру, пытаясь втиснуть её в прокрустово ложе «украинской нации».   

Многие ли вспоминают сейчас, что Лемковщина, расположенная на стыке границ Украины, Польши и Словакии, между западной и восточной частями исторической Галиции, является самым западным краем Русского мира? Между тем исторически Лемковщина была частью Галицкой Руси, попеременно попадая в последующие века в состав Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Чехословакии, Украинской ССР. И всюду лемки подвергались жёсткой ассимиляции. И всё же ассимилировать их до конца не удалось никому, хотя австро-венгерское, польское, чехословацкое правительства последовательно делали ставку на украинизацию лемков, предоставляя в их отношении полную свободу действий украинским националистам. 

Период между двумя мировыми войнами был особенно трагичным для Лемковщины. С опорой на австро-венгерские штыки украинские самостийники учинили в 1914 году настоящую резню галицко-русского населения. Многие лемки оказались в концлагере Талергоф. Вот что писал о положении лемков в ту пору карпато-русский эмигрантский журнал «Свободное слово Карпатской Руси» (США)  в номере от 7 декабря 1973 года:

lemki160501

В 1918 году, после развала Российской и Австро-Венгерской империй, была провозглашена Русская народная республика лемков, президентом которой стал известный русофил Ярослав Качмарик (1885-1944). Целью учредителей республики лемков было присоединение к России или, в случае неудачи, получение хотя бы автономии в составе Чехословакии. В годы советско-польской войны в 1920 году лемковская республика отказалась отправлять своих жителей в польскую армию. В отместку она была раздавлена польскими войсками.  

lamki03

Русская народная республика лемков

В годы Второй мировой лемков терроризировали банды ОУН-УПА.  К тому времени часть лемковского населения ассимилировалась, согласившись считать себя «украинцами». Украинизированные лемки оказывали помощь УПА, снабжали её боевиков продуктами и вещами, за что и были переселены поляками в ходе операции «Висла». Лемковские старожилы рассказывают о преступлениях украинских националистов:

lemki160502

В далёком теперь уже 2008 году Дмитрий Табачник, тогда депутат Верховной рады и будущий министр образования и науки Украины, писал: «Судьба Галицкой Руси, некогда неотъемлемой составляющей православно-славянской цивилизации, поучительна тем, что древняя земля Даниила Галицкого виделась сменяющимся хозяевам как экспериментальная площадка по отработке методов разрушения Великой Украины. Когда-то, как сейчас две Украины, существовали две Галичины — Галичина православная, живущая единством с Великой Украиной, и Галичина коллаборационистов, питающаяся ненавистью ко всему православному и славянскому… Если мы далее будем безропотно сдавать основополагающие жизненные ценности — язык, веру, историческую память, неразрывную связь с Россией, то не заметим, как Великая Украина станет увеличенной копией Галичины, и памятник очередному эсэсовцу, награжденному звездой Героя Украины, где-нибудь в Харькове или Днепропетровске станет обычным явлением».  К несчастью Украины, это предупреждение Дмитрия Табачника оказалось пророчеством: минуло всего девять лет и мы видим, что вызревавшая на Украине на протяжении всех постсоветских лет угроза осуществилась - Украина не смогла избежать заражения нацизмом.

Евромайдан, вскормленный им государственный переворот, власть рождённого переворотом режима, действительно, превращают современную Украину в увеличенную копию Галичины. Не той, исконно-русской, православной Галичины, а Галичины нацистской, для которой День Победы – не праздник, а траур. И сегодня, в условиях разгула «декоммунизации», топонимика Украины украшается именами гитлеровских холуёв от Львова до Днепропетровска, а память победителей фашизма оплёвывается. 

Современные украинцы не знают собственной истории. Из учебников вычищена напрочь тема русской Галиции, не найдёшь в них и упоминания о Русской народной республике лемков. Уже мало кто помнит, что лемки всегда называли себя русинами, а украинцами их попытались сделать лишь в ХХ веке. Попытались сделать, но до конца так и не сделали. И из глубин затонувшей русской Галиции голос лемков продолжает звучать.

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru