САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Луначарский у истоков образования, науки и культуры в СССР

Луначарский у истоков образования, науки и культуры в СССР

« Назад

Луначарский у истоков образования, науки и культуры в СССР 26.11.2020 16:04

23 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, создававший систему образования, науки и культуры в Стране Советов на протяжении первых 12 лет её существования.

Родился будущий нарком в дворянской семье вне брака, его отцом был действительный статский советник Антонов. А свою фамилию он получил от отчима, потомка знатного польского дворянина Чарнолусского, который, переставив слоги в собственной фамилии, подарил приемному сыну новую фамилию Луначарский.

Мальчик получил блестящее образование в киевской гимназии. С 1893 года он стал участвовать в работе марксистских кружков, за что при общей отличной учебе, получил сниженный балл по поведению, и это затруднило для него поступление в российские университеты. Учиться Луначарскому пришлось в Цюрихе, но в 1898 году он вернулся в Россию для ведения революционной работы.

Дальше были аресты и ссылки, знакомство с Лениным, выбор в пользу большевистской фракции РСДРП. 

Особенностью Луначарского как личности было то, что уникальные знания и кругозор соединялись в нём с революционным энтузиазмом. Он знал семь европейских языков, мог со знанием предмета часами говорить речь или вести беседу практически на любую тему философии, истории, науки, даже медицины. А как революционер он в годы столыпинской реакции вошел в группу «отзовистов», требовавших от РСДРП отозвать своих депутатов из Государственной Думы и сосредоточиться на подпольных формах борьбы. 

За это ценивший Анатолия Васильевича Ленин в шутку называл его «Миноносец «Легкомысленный». Однако признавал и незаурядные бойцовские качестве друга, сравнивая его с боевыми кораблями, команды которых готовы к атакам на куда более мощные вражеские суда. 

***

После Февральской революции Луначарский вместе с Лениным возвратился в Россию. Вел революционную агитацию, арестовывался Временным правительством. Сразу после победы Октября был назначен наркомом просвещения в первое Советское правительство и занимал этот пост на протяжении 12 лет.

В Наркомпросе Анатолию Васильевичу приходилось заниматься не только школами и ВУЗами, но и наукой, и сферой культуры. В СССР к концу 1920-х годов только на образование выделялось до 14% ВВП по сравнению с 8% в лучшие годы в Российской империи, но недоставало четких ориентиров в отношении того, в чём должно состоять пролетарское образование.

Революционных перегибов на этот счет хватало. Ленин твердо придерживался принципа, неоднократно изложенного им в своих статьях: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», не брезгуя учёбой и у тех, кто идейно не примыкал к большевиком, но является отличным специалистом в своей области. «Коммунист, не доказавший своего умения объединять и скромно направлять работу специалистов, входя в суть дела, изучая его детально, такой коммунист часто вреден. Таких коммунистов у нас много, и я бы их отдал дюжинами за одного добросовестно изучающего свое дело и знающего буржуазного спеца», – писал Ленин.

Таких спецов Луначарский и привлекал к работе. Получалось это не сразу, часто требовало очень больших усилий. Например, при первом выступление наркома в Академии Наук ученые мужи демонстративно повернулись к нему спиной. Не смутившись, оратор начал свою речь на английском языке, продолжил на французском и закончил на немецком. А когда несколько шокированная такой эрудицией аудитория начала поворачиваться к трибуне, ей мягко было замечено: «Господа, у культурных людей принято сидеть лицом к собеседнику». 

Довольно быстро значительная часть научной элиты России была вовлечена в строительство народного хозяйства. А в школьных программах осталось и изучение классиков русской литературы, и обучение школьников азам современной науки. 

Общий язык Анатолий Васильевич умел находить не только с интеллигенцией. В годы Гражданской войны его не раз посылали в сложные с точки зрения поддержки Советской власти районы уполномоченным от Реввоенсовета. Рафинированный «наркомпрос» в таких поездках не просто завладевал вниманием крестьян, казаков, рабочих, солдат, но и приводил их к поддержке революции. 

Через Луначарского в 20-е годы шли и контакты с лояльно настроенными к новой власти деятелями Церкви. К сожалению, поиски точек соприкосновения между Церковью и Советской властью, происходившие под патронатом Луначарского, вместе с его уходом с должности в 1929 году прекратились. В итоге важнейший пункт построения коммунизма, воспитание нового человека, в значительной степени был лишен духовной поддержки, а коммунизм, особенно после 1953 года, все большему числу советских людей стал представляться в виде материального рая, «где все будет, и без дефицита». Оттого так подействовала на умы ложь горбачевских пропагандистов, убеждавших, что Запад с его «40 сортами колбасы» – это и есть «почти коммунистический рай», где «пышнее пироги», и для установления которого в СССР надо лишь отказаться от диктата КПСС и социализма.

***

13 сентября 1929 года Луначарский ушел в отставку с поста наркома просвещения РСФСР (союзного наркомата до принятия советской Конституции 1937 года не существовало). Одни историки называют эту отставку добровольной, другие – добровольно-принудительной. Формальным поводом к ней было несогласие наркома с передачей нескольких техникумов из ведения Наркомпроса в ведение отраслевых наркоматов – создавалась новая система массовой подготовки рабочих кадров, ПТУ.

Преемником Луначарского был назначен А.С. Бубнов. Он, как и Луначарский, тоже был одним из организаторов ликбеза, но большую известность получил на военно-организаторской работе, занимая посты вплоть до начальника Главного политического управления РККА… Луначарский понимал, что надо освободить место для более подходящей к задачам времени фигуры. 

Что касается ликбеза, созданного усилиями в первую очередь Луначарского, то 10 миллионов взрослых и не менее 7 миллионов бывших беспризорников стали грамотными в этой системе тогда, когда на горизонте уже маячила угроза войны. Это требовало мобилизации всех ресурсов, в том числе образовательных. Воспитывали мальчишек и девчонок, которые в Великую Отечественную становились Александрами Матросовыми и Зоями Космодемьянскими.

Проводили Анатолия Васильевича из правительства с выражением благодарности за уникальную по объему работу в самые трудные первые годы Советской власти. Несколько лет бывший нарком проработал на руководящих постах в научно-гуманитарных учреждениях, потом перешел на дипломатическую работу. По дороге к месту назначения послом в Испанию из-за ухудшения самочувствия остановился на французском курорте Ментона. Когда в ночь на новый 1934 год у него начался тяжелый приступ стенокардии, перешедший в инфаркт, Луначарский разбудил жену и сказал ей: «Будь готова. Возьми себя в руки. Тебе предстоит пережить большое горе». 

Вскоре его не стало… А в истории он оставил след как один из самых умелых и талантливых соратников Ленина, заложивший фундамент образования, науки и культуры в СССР.

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru