23 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, создававший систему образования, науки и культуры в Стране Советов на протяжении первых 12 лет её существования.
Родился будущий нарком в дворянской семье вне брака, его отцом был действительный статский советник Антонов. А свою фамилию он получил от отчима, потомка знатного польского дворянина Чарнолусского, который, переставив слоги в собственной фамилии, подарил приемному сыну новую фамилию Луначарский.
Мальчик получил блестящее образование в киевской гимназии. С 1893 года он стал участвовать в работе марксистских кружков, за что при общей отличной учебе, получил сниженный балл по поведению, и это затруднило для него поступление в российские университеты. Учиться Луначарскому пришлось в Цюрихе, но в 1898 году он вернулся в Россию для ведения революционной работы.
Дальше были аресты и ссылки, знакомство с Лениным, выбор в пользу большевистской фракции РСДРП.
Особенностью Луначарского как личности было то, что уникальные знания и кругозор соединялись в нём с революционным энтузиазмом. Он знал семь европейских языков, мог со знанием предмета часами говорить речь или вести беседу практически на любую тему философии, истории, науки, даже медицины. А как революционер он в годы столыпинской реакции вошел в группу «отзовистов», требовавших от РСДРП отозвать своих депутатов из Государственной Думы и сосредоточиться на подпольных формах борьбы.
За это ценивший Анатолия Васильевича Ленин в шутку называл его «Миноносец «Легкомысленный». Однако признавал и незаурядные бойцовские качестве друга, сравнивая его с боевыми кораблями, команды которых готовы к атакам на куда более мощные вражеские суда.
***
После Февральской революции Луначарский вместе с Лениным возвратился в Россию. Вел революционную агитацию, арестовывался Временным правительством. Сразу после победы Октября был назначен наркомом просвещения в первое Советское правительство и занимал этот пост на протяжении 12 лет.
В Наркомпросе Анатолию Васильевичу приходилось заниматься не только школами и ВУЗами, но и наукой, и сферой культуры. В СССР к концу 1920-х годов только на образование выделялось до 14% ВВП по сравнению с 8% в лучшие годы в Российской империи, но недоставало четких ориентиров в отношении того, в чём должно состоять пролетарское образование.
Революционных перегибов на этот счет хватало. Ленин твердо придерживался принципа, неоднократно изложенного им в своих статьях: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», не брезгуя учёбой и у тех, кто идейно не примыкал к большевиком, но является отличным специалистом в своей области. «Коммунист, не доказавший своего умения объединять и скромно направлять работу специалистов, входя в суть дела, изучая его детально, такой коммунист часто вреден. Таких коммунистов у нас много, и я бы их отдал дюжинами за одного добросовестно изучающего свое дело и знающего буржуазного спеца», – писал Ленин.
Таких спецов Луначарский и привлекал к работе. Получалось это не сразу, часто требовало очень больших усилий. Например, при первом выступление наркома в Академии Наук ученые мужи демонстративно повернулись к нему спиной. Не смутившись, оратор начал свою речь на английском языке, продолжил на французском и закончил на немецком. А когда несколько шокированная такой эрудицией аудитория начала поворачиваться к трибуне, ей мягко было замечено: «Господа, у культурных людей принято сидеть лицом к собеседнику».
Довольно быстро значительная часть научной элиты России была вовлечена в строительство народного хозяйства. А в школьных программах осталось и изучение классиков русской литературы, и обучение школьников азам современной науки.
Общий язык Анатолий Васильевич умел находить не только с интеллигенцией. В годы Гражданской войны его не раз посылали в сложные с точки зрения поддержки Советской власти районы уполномоченным от Реввоенсовета. Рафинированный «наркомпрос» в таких поездках не просто завладевал вниманием крестьян, казаков, рабочих, солдат, но и приводил их к поддержке революции.
Через Луначарского в 20-е годы шли и контакты с лояльно настроенными к новой власти деятелями Церкви. К сожалению, поиски точек соприкосновения между Церковью и Советской властью, происходившие под патронатом Луначарского, вместе с его уходом с должности в 1929 году прекратились. В итоге важнейший пункт построения коммунизма, воспитание нового человека, в значительной степени был лишен духовной поддержки, а коммунизм, особенно после 1953 года, все большему числу советских людей стал представляться в виде материального рая, «где все будет, и без дефицита». Оттого так подействовала на умы ложь горбачевских пропагандистов, убеждавших, что Запад с его «40 сортами колбасы» – это и есть «почти коммунистический рай», где «пышнее пироги», и для установления которого в СССР надо лишь отказаться от диктата КПСС и социализма.
***
13 сентября 1929 года Луначарский ушел в отставку с поста наркома просвещения РСФСР (союзного наркомата до принятия советской Конституции 1937 года не существовало). Одни историки называют эту отставку добровольной, другие – добровольно-принудительной. Формальным поводом к ней было несогласие наркома с передачей нескольких техникумов из ведения Наркомпроса в ведение отраслевых наркоматов – создавалась новая система массовой подготовки рабочих кадров, ПТУ.
Преемником Луначарского был назначен А.С. Бубнов. Он, как и Луначарский, тоже был одним из организаторов ликбеза, но большую известность получил на военно-организаторской работе, занимая посты вплоть до начальника Главного политического управления РККА… Луначарский понимал, что надо освободить место для более подходящей к задачам времени фигуры.
Что касается ликбеза, созданного усилиями в первую очередь Луначарского, то 10 миллионов взрослых и не менее 7 миллионов бывших беспризорников стали грамотными в этой системе тогда, когда на горизонте уже маячила угроза войны. Это требовало мобилизации всех ресурсов, в том числе образовательных. Воспитывали мальчишек и девчонок, которые в Великую Отечественную становились Александрами Матросовыми и Зоями Космодемьянскими.
Проводили Анатолия Васильевича из правительства с выражением благодарности за уникальную по объему работу в самые трудные первые годы Советской власти. Несколько лет бывший нарком проработал на руководящих постах в научно-гуманитарных учреждениях, потом перешел на дипломатическую работу. По дороге к месту назначения послом в Испанию из-за ухудшения самочувствия остановился на французском курорте Ментона. Когда в ночь на новый 1934 год у него начался тяжелый приступ стенокардии, перешедший в инфаркт, Луначарский разбудил жену и сказал ей: «Будь готова. Возьми себя в руки. Тебе предстоит пережить большое горе».
Вскоре его не стало… А в истории он оставил след как один из самых умелых и талантливых соратников Ленина, заложивший фундамент образования, науки и культуры в СССР.
Юрий Носовский, webkamerton.ru
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!