САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Можно ли вернуться к сталинской системе образования?

Можно ли вернуться к сталинской системе образования?

« Назад

Можно ли вернуться к сталинской системе образования? 13.12.2023 00:00

Все сильнее раздаются такие голоса, В России набирает силу движение «Сталинские буквари», переиздаются и находятся в свободной продаже сталинские учебники, которые используются при домашнем обучении.

Но, как невозможно дважды войти в одну и туже реку, так и вернуться к прошлому невозможно. Нынешние поколения растут в новых условиях, не встречавшиеся в истории человечества: развратное кино, телевидение и Интернет, деградирующая семья. Деградирует всё, в том числе природа и школа. События в некоторой степени напоминают Римскую империю, которую сдул ветер истории. В ней знать погрязла в роскоши и мздоимстве, рос разрыв между богатыми и бедными, молодёжь с упоением занималась сексом, интересуясь лишь конкурсами красавиц, демонстрирующих самые срамные места, римлянки не хотели рожать, появился культ на декоративных собачек вместо детей, юноши не хотели служить в армии, пришлось нанимать наёмников, некому стало работать в сельском хозяйстве, вместо высокой культуры возобладала  весьма непритязательная  и откровенно пошлая масскультура римских городов – народные артисты исполняли песенки типа нынешних «Путана», или «Мне не нужен фотошоп, моя попа проста топ».

Человек-потребитель ускоряет движение человечества к катастрофе, которая неминуема, если его не сменит человек духовный с монашескими потребительскими потребностями. Мировая закулиса предпринимает все усилия, чтобы Россия и Беларусь первыми канули в Лета. 

У читателя, естественно,  возникает желания услышат конкретику по выходу из тупикового направления. Тема это обширная, поэтому в данной статье рассмотрим только общие вопросы разрушения фундамента государства – сталинской системы образования.

Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе и не в массовом героизме на поле боя, а за школьной партой. Как мы дошли до такой жизни, что события в школе напоминают уже сводки с театра военных действий? Даже в Закавказье, где поддерживается культ семьи и почитание старших, в школах повысился уровень агрессии.  Уполномоченный по правам ребенка в Дагестане Марина Ежова после драки, в которой две девочки-подростка избили третью, заявила о необходимости срочно пересмотреть подходы к воспитанию молодежи и прекратить заниматься формализмом.

"Нам всем надо срочно пересмотреть подходы к воспитанию молодежи. Прекратить заниматься формализмом, оценивать себя количеством проведенных мероприятий, "посчитанных" и "охваченных" детей, раздатых подарков и надетых платочков. Только адресная работа с молодежью, семьей, родителями", – написала Ежова на своей странице в соцсети "В Контакте", прикрепив видео драки.

Мы зациклились на Горбачёве и Ельцине, выясняя причины разрушения СССР, оставляя вне поля рассмотрения деятельность Хрущёва.

Разрушение системы образования началось с 1958 года, когда Хрущев стал единоличным руководителем страны. Я это ощутил на себе, заканчивая среднюю школу. В школьные предметы был включён материал высшей школы, для понимания которого требуется несформировавшееся ещё у школьников диалектическое мышление. Коренному изменению подверглись учебники, особенно по математике и физике (более подробно об этом мы поговорим в отдельной статье), что продолжается до сих пор.

Среднюю школу он отменил, оставил вечернюю, а для школьниц, полагал, достаточно и 8-летнего образования: «Я не хочу выпускать всех с одиннадцатилет¬ним образованием. Рожать детей она успешно будет и с 8-летним обра¬зованием, для этого не нужно 11 лет обучения. Я считаю, что 50 процен¬тов окончивших средние учебные заведения рожают детей, а для этого тригонометрия и логарифмы не нужны. Зачем мы тратим деньги?» («Родина», № 8, 2013г., с.29).

Такая же участь ждала и науку.

Планы Хрущёва разогнать Академию наук СССР возникли в июле 1964-го., когда на выборах новых академиков демонстративно провалили креатуру верного соратника Т.Лысенко мало известного Н.Нуждина, которых академики считали главными виновниками, что биологическая наука оказалась на задворках.  И не только биологическая наука. Уцелели лишь те генетики и химики, которые покинули Ленинград и Москву. Так в БГУ им. В.И.Ленина появился основатель современной белорусской генетики Турбин Николай Васильевич, а в Ростовском университете химик и философ сын Жданова Юрий, который вывел университет на мировые позиции. При Горбачёве местные либералы развернули бешенную травлю Жданова и он в 1988 году был освобождён от должности ректора. 

Против кандидатуры Нуждина, которая была согласована уже с ЦК, из 130 академиков против проголосовало 114.  Где теперь такие академики? Нынешние превратили РАН в семейный клуб по интересам и позволяют её разрушать. 

Хрущёв просто хотел реализовать неосуществлённую в 1918 году мечту троцкистов-педологов.

Ленин и Сталин спокойно смотрели на фронду учёных, если она   не выходила за определённые рамки, придерживаясь принципа Ден Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

Наркомпрос подготовил в 1918 году предложения о ликвидации Академию наук  и преобразовании  её в Ассоциацию научных учреждений. Ленин в жёсткой форме указал наркому- масону Луначарскому: «Не надо давать некоторым коммунистам-фанатикам съесть Академию».

Ленин говорил, что талант-редкость, надо его систематически и осторожно поддерживать. 

Физик Леонид Капица, будущий лауреат Нобелевской премии, в своих письмах в высокие инстанции очень нелестно отзывался о чиновниках. Но вот ему для продолжения научных исследований потребовались особые подшипники, которые изготовлялись единственной фирмой в Англии. Он подал заявку во Внешторг, но получил отписку. Получив её, интеллигентный Капица написал: «Делайте, что вам говорят, или идите по известному всем адресу (адрес популярен в народе - И.М.)!», и отослал обратно. Микоян пожаловался Сталину на хамство Капицы и услышал в ответ: «Делайте, как он говорит, или пойдёте туда, куда он советует».

 В Англию отправили специальный самолёт и купили нужные подшипники. После этого у Капицы никаких проблем и с НКВД не было.

Чем ответили учителя математики и физики на хрущёвские  закидоны? – массовым уходом на пенсию по выслуге лет. Спасать положение бросили студентов-выпускников, в числе которых оказался и автор статьи. Вместо преддипломной практики нас направили работать в сельские школы.

А чтобы мы не разбежались после сдачи выпускных экзаменов, запретили выдавать нам дипломы, только после годичной отработки.

Массовые потоки писем от учеников, родителей, учителей в газеты и во все партийные и государственные структуры не испугал реформаторов. Свои коварные планы они стали преподносить в «шоколадной оболочке» под видом заботы о здоровье детей, повышении качества обучения и уменьшения финансовых затрат (последняя инициатива очень нравится не только финансистам. Нововведения вводились почти каждый год, приведём некоторые из них.

Безотрывное письмо ввели с 1968 года под лозунгом, что оно ускоряет скорость письма. Но исследование не подтвердили данное утверждение. Ускорение письма повлекло снижение времени на отдых руки. Стали, как у музыкантов, проявляться признаки писчего спазма. Проявление этого явления усилилось отменой в учебном плане чистописания (каллиграфии) в 1969 году, что явилось крупной диверсией по разрушению не только образования. Вместо красивых букв появились каракули. Из почерка мужского, женского, детского, по которому можно было определит пол, возраст, темперамент человека получилось единообразие – куриный почерк.

Труднее стало работать и графологам.

Реформаторы пошли на новое ухищрения – уменьшили объем письменной работы по языку и математике, что повлекло за собой снижения грамотности и логического мышления у учащихся. Но об этом отдельный разговор. 

Как только ввели безотрывное письмо и шариковую ручку, у ребенка уже через 15 минут начинает болеть голова, сжимается все тело.

Китайцы и японцы, исследовав влияние занятий каллиграфией на мозг, ввели предмет в школьную программу. Они поняли — сначала надо научить ребенка писать, а потом сажать за компьютер.  Иначе не развивается эмоциональная сфера, нет представления о пространстве, сознание уплощается, переходит от трехмерного восприятия мира к двухмерному — как у воробья». Что за инженер, который не может представить объёмную фигуру?

Китайцы свои изыскания о влиянии каллиграфии на человеческий мозг засекретили, но после этого стали активнее заниматься «тончайшим из искусств». Этим, там  считают, достигается гармония тела и духа, человек учится управлять своими эмоциями. 

В Японии «застывшей поэзией» овладевают еще в детском саду. И совершенствуются всю жизнь. Существует художественный класс при галерее, куда приходят упражняться в каллиграфии императорская семья, премьер-министр. Как поясняют специалисты, это же активизирует творческое мышление, снимает стресс!».

В закрытых элитных школах Запада, где учатся будущие политики и бизнесмены, обязательно преподают каллиграфию, но об этом нигде не афишируют.

На уроках чистописания вырабатывалось такое умение – тонкая моторика.  Это умение делать точные мелкие движения.  Без них нервная система и интеллект развиваются хуже. Для письма существовали специальные перья и ручка, которую к 1970 году заменили авторучкой, а затем шариковой ручкой. А теперь и это работа механизирована.

В связи с этим вспоминается американская выставка  «Образование в США» в Москве во время визита в 1959 году президента Никсона в СССР.

В одном из журналов на стенде с восторгом описывались новые школы, в которых добрые, внимательные, гуманные учителя создают комфортные условия для обучения. Дети учатся в непринужденной обстановке, играя, проводя дискуссии. Этому способствуют специально устроенные школьные помещения: ковры, шумонепроницаемые перегородки, делящие большое помещение в короткое время на маленькие классы, различные игрушки, приборы и прочее. Но в конце статьи автор сказал примерно следующее: но, если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то знал, чему-то научился, отдайте его в традиционный французский иезуитский колледж(!).  (.«Гуманна ли гуманная педагогика», В.Воронов и др., Восп.шк.,№1 2001г.,с.16).

И там же продолжение. «В знаменитых частных английских школах, в отличие от государственных массовых школ, воспитание скорее авторитарное, если не сказать суровое: строгий режим дня и правила поведения в заведении, наказание за их нарушения вплоть до исключения, весьма умеренные питание и температура в спальне и многое другое. 

И  хотя можно предположить, что высших достижений выпускники этих школ добиваются не столько благодаря школе, сколько своему происхождению и социальному положению, видимо, определенную положительную роль такое суровое воспитание играет в формировании необходимого уровня знаний и качеств личности».

Современные данные подтверждают, что когда мы пишем от руки, то в большей степени это обеспечивается работой мозга, а не зрением или про¬стым движением пальцев руки.

Когда я работал проректором университета, прослыл ретроградом, что предлагал выполнение заочниками всех контрольных работ в письменной форме. В этом случае  в голове что-то останется, даже если работа выполнена и не самостоятельно. А недавно в своих мемуарах бывший министр образования, он же и  бывший  главный идеолог республики,  написал, что я предлагал школу вернуть во времена Ивана Грозного.

Так, во время написания текста от руки включается часть мозга, которая отвечает за психомоторную функцию. Мы не просто смотрим на буквы как на знаки, но и подключаем к этому процессу двигательную активность. Это помогает лучше запоминать информацию. Не зря раньше все  студенты писали конспекты. Когда вы печатаете на компьютере, вы действуете как бы автоматически, особо не задумываясь, на какую клавишу нужно нажать. Написание текста от руки — совсем другое дело.

Стол место парты появился в школах в конце 70-х годов прошлого столетия. Несколько лет после начала учебы за столом ученик приобретает проблемы со зрением и позвоночником. За партой ученик видит книгу и тетрадь под прямым углом. Чтобы лучше видеть текст ученик не сидит прямо за столом, а изгибается влево-вправо, наклоняется над столом. Куда бы не передвигали парту, она не нарушает личное пространство других учеников, иное дело стол. 23 ноября в московской школе школьница ножом для разрезания бумаги нанесла впереди сидящему семикласснику колотую рану на спине, который, раскачиваясь на стуле, мешал работать и не реагировал на замечание.

Стол дешевле и проще в изготовлении. Но, вставая из-за стола, ученик должен отодвинуть стул. В парте почти нет острых углов и нет болтов, с которых скручиваются гайки сами по себе. Со стула легко упасть. Сколько учащихся по этой причине получили травмы? У парты не появлялось зазубрин и не отламывались края.  Российские мебельщики предложили новую модель парты, которая растёт вместе со школьником.

Кабинетная система, введённая в 1986 году, отняла у учащихся отдых и перемену. По окончании урока ученику необходимо отойти от предыдущего урока, отдохнуть, поразмяться и настроиться на следующий урок. При кабинетной системе перемена уходит на перемещения, создавая ненужные столпотворения перемещением с этажа на этаж по узким лестницам. Какой нужен кабинет учителю математики, который, возможно, использует циркуль и линейку? Хороший учитель математики должен нарисовать любую фигуру без всяких приспособлений.

В Китае отменена кабинетная система.

Обучение с шести лет начали вводить с 1981 года по желанию родителей. С 2002 года оно стало обязательным в Беларуси. Тем самым отняли у детей год детства.  В этом возрасте дети не готовы работать по школьному режиму. По некоторым данным число таких детей составляет более 50 процентов и увеличивается с каждым годом.  Не были услышаны предупреждения медиков физиологов.
Главный фактор принятие такого решения – расходы на детсадовского ребёнка большие чем на школьника. Этот фактор является решающим для закрытия сельских школ под видом оптимизации, после которой невозможно решить обострившуюся кадровую проблему в деревне.

Также школы гиганты – прихоть финансистов. В таких школах проще возникнуть организованной шантрапе.

Школа, в которой свыше 500 учащихся, уже не школа, а учреждение не только по названию, но и по существу. Директор школы должен знать всех учащихся в лицо и, желательно, пофамильно, а еще   быть наставником для педагогов. А он больше завхоз, а не наставник.

В школе, в которой свыше 1000 учащихся, возникают трудности с формированием коллектива преподавателей, на которые указывал А.С.Макаренко. Его рекомендациями пользуются промышленники Японии, Германии и других стран, у которых труды Макаренко являются настольными книгами.

Еще при Черненко, который по базовому образованию педагог, было принято решение - возвратиться к советской системе образования. Секретарю ЦК Михаилу Васильевичу Зимянину, который в 1939 году окончил Могилёвский пединститут и имел опыт работы в школе, поручили подготовить необходимые материалы для предстоящего Пленума.  Накануне Пленума вечером двое рядовых сотрудника Института математики АН СССР навестили Лигачёва, который замещал больного Черненко, когда директору Института, чтобы попасть на приём к Лигачёву, следовало записаться за месяц вперёд. Вопрос был снят с повестки дня. 

Кто эти незнакомцы? Скажем так: представители пятой колонны, которые имеют свободный вход в любые инстанции. 

Вскорости Черненко умер, а пришедший ему на смену Горбачёв продолжал разрушение системы образования различными реформами, которые читателю известны.

Мы привели только основные реформы, которые влияют на физическое и духовно-нравственное здоровье учащихся, от класса к классу. Родителям совместно с детьми приходится решать   дилемму – здоровье или учёба.

Для нормализации положения в системе образования, на наш взгляд, следует осуществить незамедлительно следующие мероприятия.

1. Отменить контрактную систему в сфере образования. Учитель не должен чувствовать себя временщиком по прихоти любого вышестоящего чиновника. Школа для него должна стать родным домом. Тогда таковой она станет и для учащихся.  Стоящий на коленях учитель не может воспитать свободную личность.

Контрактная система подчистую выметает талантливых учителей. Талантливый человек всегда строптив.

Спрашивается, чему в данное время у нас открыты более широкие ворота в жизнь - послушанию или независимому творчеству, и сколько непослушания прощает общество гению?

Желающим забросать меня камнями прошу ответить на вопрос. В высших законодательных органах много депутатов-педагогов. Почему никто из них не довел до сведения Президента истинное состояние системы образования? Если бы они так работали, как обещали избирателям, не было бардака ни в медицине, ни в молочной отрасли, ни в образовании. 

2. Заморозить на несколько лет издание новых учебников и методических пособий, вносить изменения в программы. Дать учителям свободу. Хороший учитель и по плохим учебникам научить учеников. 

Наши исследования показали, что только в третий раз учитель свободно владеет учебником. В настоящее время он часто не знает, что будут изучать ученики в последующих классах, не говоря о смежных дисциплинах.

3. Запретить привлекать учителей к выполнение непедагогической работы и составления  бессмысленных придуманных отчётов. Следует позаимствовать опыт Казахстана. Там недавно был принят закон «О статусе педагога». В нем предусмотрена серьезная ответственность, в том числе даже очень крупный штраф, за привлечение учителя к выполнению несвойственных ему обязанностей.

4. Повысить зарплату в сфере образования, чтобы она превышала среднюю по стране в полтора раза, как она было при Черненко. Источники финансирования даже в нынешних условиях я указывал во многих своих статьях и письмах.

5. Остановить негодную практику – закрывать сельские школы, где ещё витает русский дух и Русью пахнет, в отличии от западного смрада во многих школах крупных городов.

Иван Мартынов 
Могилев, Русское общество


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru