САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Новый бой комбрига Котовского

Новый бой комбрига Котовского

« Назад

Новый бой комбрига Котовского 27.06.2017 15:47

В городе Подольске Одесской области в ночь с 9 на 10 июня снесли памятник легендарному герою Гражданской войны Григорию Ивановичу Котовскому. На месте величественного монумента ныне «красуется» уродливый каменный «пенек». В местных СМИ говорят, что городские чиновники спешили окончательно «декоммунизироваться» перед приездом губернатора Степанова.

foto1

Таким был памятник Котовскому

А ведь и сам город Подольск раньше назывался Котовском – в честь знаменитого комбрига, который был похоронен здесь после убийства в 1925 году. Тело было забальзамировано и положено в мавзолее. Отметим, что таких же почестей после смерти удостоились всего три человека – Ленин, Сталин и великий хирург Николай Пирогов. 

Во время немецко-румынской оккупации в годы Великой Отечественной войны останки красного командира были осквернены фашистами: их извлекли из мавзолея и бросили в ров с расстрелянными воинами Красной армии. Даже мертвый Котовский был ненавистен нашим врагам.

Нечто похожее происходит и сегодня. Неонацистам у власти и разномастным бандам т. н. патриотов не дает покоя красный комбриг. Первым делом они переименовали город Котовский. Причем вернули не историческое название Бирзула, а почему-то назвали Подольском. Улицы и дороги в Одессе, названные некогда в честь комбрига, тоже получили новые имена. Но микрорайон на севере города местные жители по-прежнему называют поселком Котовского. А популярный сегодня мужской имидж одесситы по-прежнему именуют стрижкой «под Котовского».

Особая история связана и с мавзолеем этого героя Гражданской войны. Разрушенный фашистскими оккупантами мемориал был восстановлен только в 1965 году. Сегодня это уникальное сооружение находится в более чем плачевном состоянии. Местные краеведы предложили сделать его частью особого мемориального парка, который уже существует в Подольске.

«Это настоящее кладбище, – рассказал один из авторов проекта, – тут находятся могилы генерала Германа Тарасова, освобождавшего наш город, и участника Гражданской войны Владимира Самборского; есть захоронения подпольщиков, немецкое военное кладбище и т. д. Мы предложили превратить мавзолей Котовского в мемориал всем этим людям, жившим в разное время и сыгравшим разные роли в истории Бирзулы-Котовска-Подольска. Верхнюю часть мавзолея – стелу, находящуюся в аварийном состоянии, надо демонтировать, а бюст Котовского передать музею. Склеп с гробом и останками оставить, но навечно замуровать, чтобы наконец похоронить Григория Ивановича. А сверху положить или поставить каменную плиту с именами и другой информацией о похороненных на территории парка и рядом, в том числе о Котовском. Это будет, нам кажется, и по-человечески, и в соответствии с законом о декоммунизации».

foto2

Мавзолей Котовского

В свою очередь, местные власти пообещали предать тело легендарного земляка земле, об этом еще 26 сентября 2016 года было принято особое решение городского совета. Но вот о том, как именно планировалось это осуществить, сведения диаметрально противоположны. Сначала говорили о тайном перезахоронении, а потом о том, что легендарному комбригу будут оказаны воинские почести. Но в реальности не произошло ни того ни другого. Исполнение решения все время откладывалось якобы потому, что не было письменного согласия на перезахоронение внучки комбрига Марии Григорьевны Котовской, проживающей в Москве. Но на самом деле, в соответствии с существующим законодательством, официальное разрешение родственников на перезахоронение останков личности такого масштаба не требуется. Потом начались спекуляции конспирологического характера на тему, а останки ли Котовского находятся в мавзолее. По всей видимости, местные власти просто уклонялись от своих же обязательств в отношении памяти о ставшем неудобным земляка.

А пока продолжалась вся эта возня, мавзолей Котовского был дважды осквернен и разграблен «неизвестными вандалами». Посетивших уникальное захоронение журналистов шокировало увиденное: взломана дверь, похищены сабля и ордена. Правда, тело осталось нетронутым: вероятно, вандалам помешала огромная лужа, оставшаяся после дождя.

Отметим, что данное преступление было совершено на фоне настойчивых заявлений партии «Свобода» о необходимости «декоммунизировать» Котовского и снести его мавзолей. При этом пресс-служба Нацполиции по Одесской области никак не прокомментировала надругательство над останками героя Гражданской войны. И, конечно же, за это преступление никто не ответил, т. к. злоумышленников и не искали. Между тем, хотя о надругательстве над останками Котовского стало известно еще в сентябре 2016 года, вопрос об их достойном перезахоронении так и не решен до сих пор.

В начале апреля коммунальные службы Одессы решили снять одну из мемориальных досок, связанных с Котовским. Находилась она на одном из жилых домов в самом центре, на Соборной площади. Но Григорий Иванович не собирался сдаваться без боя. Усердие коммунальщиков привело к тому, что едва не разрушилась стена дома, на которой находилась доска. Возмущенные жильцы прогнали горе-декоммунизаторов. А в соцсетях появились комментарии к этой курьезной истории о том, что Котовский не пожелал декоммунизироваться и первую схватку у власти выиграл. Впрочем, вторая попытка при помощи автогена снять непокорную мемориальную доску оказалась успешной. Но теперь на фасаде здания зияет дыра. В Одессе осталось еще две мемориальных доски памяти Г.И. Котовского, не ждет ли их незавидная судьба?

foto3

Человек-легенда

Так каким же был этот человек? Вспомним некоторые, самые характерные моменты его жизни. Родился он в июне 1881 года в Бессарабии, в многодетной обеспеченной семье: помимо Григория у его родителей было еще пять детей. Рано оставшийся сиротой, он был воспитан крестными родителями и получил приличное образование в Кокорезенском сельскохозяйственном училище. Именно здесь юноша и познакомился с кружком эсеров. Но в те годы революционная деятельность его не привлекла. Высокий, красивый, пылкий Григорий не отличался моральной устойчивостью и, хотя и пытался работать управляющим у бессарабских помещиков, но практически всегда бывал увольняем то за соблазнение жены, то за мелкую кражу. Постепенно уголовная составляющая становится основной в жизни Котовского, и он становится признанным лидером бандитского мира Бессарабии.

Сколотив отряд, Григорий становится настоящей грозой местных помещиков и богатеев, при этом пользуется любовью и поддержкой простого люда: батраков и крестьян, которым выделял немалую часть из награбленного. Наверное, потому Котовского и прозвали бессарабским Робин Гудом. Он был неоднократно арестован и совершал дерзкие побеги. К 1915 году от ограблений частных лиц банда переходит на конторы и банки. Вот, как описывала Котовского секретная депеша, полученная уездными исправниками и начальниками сыскных отделений: «Прекрасно говорит по-русски, румынски и еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. Старается заводить знакомства и сношения в соответствующем кругу. В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена. Любит хорошо и изыскано питаться».

Но все-таки 25 июня 1916 года погоня после очередного налета стала роковой: раненный в грудь Котовский был арестован и приговорен к смертной казни через повешение. Но помилован, благодаря в том числе и письмам к жене генерала Брусилова. До сих пор рассказывают, как он явился в одесский оперный театр, где вызвал бешеные овации публики, забывшей о спектакле, произнес пламенную речь, после чего устроил аукцион по продаже своих кандалов. И успешно продал их за три тысячи рублей.

После столь эпатажного представления Котовский отбыл на фронт Первой мировой войны, где дослужился до прапорщика и за мужество был награжден Георгиевским крестом IV степени. В армии он становится членом полкового солдатского комитета. В 1917 году у Котовского вновь есть преданный отряд, и занимается он поддержкой большевиков в Бессарабии. Как командир 17-й кавалерийской бригады Червоного казачества, Котовский нещадно бьет петлюровцев, махновцев, антоновцев и прочих атаманов в степях под Одессой и Тирасполем. В 1920 году конница Котовского освобождает Одессу от украинской галицкой армии. Без боя. С сохранением «галичанами» оружия и амуниции. Не исключено, этого и не могут простить легендарному комбригу бесславные потомки «галичан»…

Без тени сомнения, Григорий Иванович Котовский – это уникальная личность грандиозного масштаба. Его роль в истории целого региона, включающего Украину, Молдавию и Приднестровье, является знаковой, бесценной и легендарной. Котовского трудно назвать эталоном красного командира – коммуниста притом, что он был награжден аж тремя орденами Красного Знамени. Но и «кровавым палачом», как утверждают сегодня свидомые историки и т. н. патриоты, он также не был.

В памяти народа Котовский останется как яркая личность, бесшабашный герой, красивый и удачливый Робин Гуд. Но пришедший не из народных преданий, а из жизни. И никакие «декоммунизация» и нападки украинских националистов ничего здесь не изменят. Сегодня Григорий Иванович Котовский вновь идет в бой…

Яна Гордиенко, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru