Как величайший просветитель нашего Отечества Георгий Конисский изображен на скульптурном монументе «Тысячелетие России», сооруженном в Новгороде в 1862 году. Рядом с Кириллом и Мефодием – просветителями славян…
Древняя фамилия Конисских, еще до того, как она была прославлена жизнью и трудами Преосвященного Георгия, имела своих видных представителей среди украинского казачества и духовенства. Например, старец Иов Конисский, проходивший во второй половине XVII в. подвиг иночества в Киевском Пустынно-Николаевском монастыре. Его брат Александр Конисский написал духовный гимн Украины используемый до настоящего времени.
Одиннадцати лет, в 1728 г., сын нежинского бургомистра был отдан в Киево-Могилянскую академию. Киевская академия времени Георгия Конисского не имела характера исключительно высшего духовного учебного заведения. В ней обучение начиналось с низших классов грамматики, а также обязательно были классы философии и богословия, изучались новые языки. Полный курс академии был расчитан на 15 лет. Григорий Конисский отличался прекрасными способностями и неутомимым трудолюбием, он оказал здесь превосходные успехи в науках богословских и философских, в красноречии и стихотворстве, а также в истории и физике, юный Григорий в совершенстве изучил, кроме обязательных латинского и польского, греческий, древнееврейский и немецкий языки.
В период своего студенчества Конисский иногда обращался к стихотворству. В последствии А.С. Пушкин отмечал его поэтический дар.
В 1743 г. Григорий Конисский блестяще, “с особенною похвалою” окончил полный академический курс. Двадцати семи лет молодой академик решает вступить в иноческое звание, “следуя в сем избрании назидательному примеру... близкого родственника своего.” Пострижение Конисского с именем Георгия состоялось 11 августа 1744 г. В мае 1747 года последовало новое назначение Георгия Конисского - на должность префекта академии и профессора философии. Свою систему философии Конисский изложил в двух курсах предложенных им академических лекций(на латинском языке). Оба курса входят в число неизданных сочинений Конисского. Характерными особенностями философии Конисского были его стремления к изложению этой науки в свете свято-отеческого учения. В 1751 году о. Георгий Конисский был утверждён в новой для него должности профессора богословия.
В 1755 году состоялась хиротония архим. Г. Конисского во епископа Белорусского. Вскоре он выехал в Белоруссию, где его ожидал непочатый край забот и трудов. Ужасная картина морального и физического разрушения, представилась взору еп. Георгия при его вступлении в епархию. Вот как описывал впоследствии сам Преосвященный свои первые впечатления: ”Подъехавши к Могилеву, пишет он, - я прежде всего узнал свою кафедру по великому безобразию и бедности ея сравнительно с римскими костелами... хорошо отделанными и богато украшенными...” Материальные затруднения осложнялись нищетой духовной как пасомых, так и самих пастырей. Но, кроме нищеты и невежества, были еще враги внешние. В своей проповеди Георгий с горечью восклицал: “Духовные, властию и силою мирскою укрепясь, гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, - гонят не точию из домов, но из церквей наших.” Людей не просто гнали, а несогласных физически уничтожали, кроме того православные были лишены всех прав, у них отобраны церкви и священники. Ни женится, ни крестить ребенка, ни похоронить усопшего по обычаю небыло ни какой возможности.
Для просвящения и защиты населения молодой епископ принимает следующие шаги: в 1757 году Георгий завел собственную типографию при архиерейском доме и предпринял самостоятельное переиздание краткого катехизиса. Здесь он начал печатать и рассылать по дешевой цене необходимые книги духовенству. Он организовал при Спасском монастыре низшие школьные классы, а 1959 года – собственно семинарию.
10 июня 1756 года еп. Георгий доносил в Св. Синод, что “униаты не престают отымать церкви”, что униатские священники вторгаются в дела греко-россейского исповедания и привлекают православных священников к своим судам, рядом с православными храмами строят корчмы и пр. Например, в Мстиславском воеводстве иезуит Снарский, а в г. Невеле Сутоцкий насильственно обращали в унию и католичество целые селения. Таких примеров было много. Сам еп. Георгий не раз подвергался оскорбительным нападкам, переходившим в опасную ситуацию, что нередко угрожало его жизни.
Единственным выходом из создавшегося положения еп. Георгий видел возвращение Россией исконно принадлежавших ей западнорусских земель. В июле 1762 г. еп. Георгий выезжает в Москву на коронацию императрицы Екатерины II и получает у неё аудиенцию. Он говорит, что белорусский народ, хотя и находится в Польше, но он единоверен русскому народу и, более того, белорусы единородны (т.е. единоплеменны) русским людям. В заключительных словах, обращенных к императрице, оратор восклицает: «Не посрами нас…в чаянии нашем! Спаси нас десницею твоею, и мышцею твоею покрый нас!» Становится ясным, о какой надежде идет речь и что имеет в виду еп. Георгий, когда говорит о предстоящем избавлении белорусов. Во время аудиенции еп. Георгий подал императрице челобитную, где описывает бедствия православных белорусов. Императрица согласилась опекать православных за пределами своей державы. “Мы сие дело не за безважное почитая, вашему особливому усердию к нашей службе поверяем”, - писала она.
Находясь в Москве, Георгий получает рапорты, в которых сообщалось “о произведенных по отъезде Георгия с Могилева от миссионеров иезуитских благочестивому тамошнему народу смятениях, прельщениях и насильствах.” Зачинщиками были иезуиты, во главе с префектом иезуитских школ в Могилеве ксендзом Бадовским. Они согнали народ, ослушников штрафовали и подвергали телесному наказанию до ста ударов плетьми. Была предпринята попытка захватить кафедральную Спасскую церковь и Братский Богоявленский монастырь. Миссия не обошлась без человеческих жертв. Печальные и горькие вести из Белоруссии продолжают поступать... Пригородное село Полыковичи стараниями Зеновича, Княжевича и Бадовского обращено в унию...Местный урядник силой гнал православных жителей к униатской службе и под страхом телесных наказаний впредь запретил обращаться к православным священникам...Ученики иезуитов совершили налет на семинарию...
В отсутствие еп. Георгия в городе замышлялся религиозный переворот...
За консисторскими рапортами из далёкого Могилева епископ видел слезы и кровь угнетённых белоруссов. К этому времени из защитника интересов своей епархии еп. Георгий становится ходатаем всех православных жителей в Польше. Он также выполняет просьбы протестантов, в силу заключенного в 1599 г. между православными и протестантами в Польше Гражданского союза о взаимной поддержке в борьбе за свободу своих вероисповеданий...
Георгий вручает королю Станиславу Понятовскому рекомендательную грамоту импер. Екатерины. Здесь он произносит блестящую речь на латинском языке, речь, поразившую самих поляков и сделавшуюся известной во всей Западной европе. “Вера наша, - говорил оратор, - вот единственное преступление, в котором нас обвиняют...Мы христиане, но христианами же утесняемся...за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, - за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся притиворечить с бестыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!” Исключительный прием, оказанный ему Станиславом, вселил в него большие надежды на успех его дела.
Но столь радужному настроению еп. Георгия суждено было вскоре смениться самым горьким разочарованием. Канцелярская волокита, предпринятая польскими министрами затянула дело. Должным образом реагировали на сейм и в русской столице. Екатерина II издала манифест, которым объявляла свое покровительство и защиту гонимым за веру.
Новый период деятельности преосвящ. Георгия открылся после 1-го раздела Польши, когда большая часть Белоруссии была воссоединена с Россией. Это радостное известие застало его в Смоленском изгнании (1768-1774гг.).
Еп. Конисский неоднократно пытается добиться в Синоде разрешения на свободный переход из унии в православие. Приезд императрицы в Могилев, издание ее указа, ускорил процесс перехода из унии к православию. Достаточно сказать, что со дня опубликования указа по 1783 г. в лоно Русской Православной Церкви возвратилось до 120000 человек. Беспорядки в Польше дали повод России, вместе с другими соседними государствами, приступить к новым ее разделам между собой. К России отошла часть Северо-Западного края.
Преосвященный Георгий Конисский дождался, наконец, полного осуществления своей заветной мечты – свободный переход из унии в православие был разрешен. Он благословлял Бога за то, что еще при жизни увидел плоды своих многолетних трудов.
Вопросами церковного строительства Конисский смог заниматься только после 1772 г., или, как он сам говорит, «после польских разорений». Был произведен текущий ремонт Спасского собора, построены новые каменные здания архиерейского дома и консистории.
В 1780 г. в Могилеве было начато строительство Иосифовского собора, в память знаменательной встречи Екатерины II с австрийским императором Францем-Иосифом. Но в сооружении этого собора участие Конисского ограничивалось лишь освящением места и присутствием при закладке здания. В том же 1780 году Георгий Конисский, получив от императрицы значительное денежное пособие, заложил новое большое здание семинарии. В 1785 году здание было окончено. В это же время архиепископом Георгием был построен в пригороде Печерск деревянный храм во имя своего небесного покровителя святого великомученика Георгия Победоносца, а Воскресенская церковь из центра города перенесена на городское кладбище, церковное строительство развертывалось также и в сельских приходах.
Любимое его детище – это духовная семинария. В 1780 году он открыл в ней новые классы богословских и философских наук, а также ввел преподавание латыни, языков: древнееврейского, греческого и польского. В 1785 году семинария получила от Конисского прекрасный подарок – новый двухэтажный учебный корпус и жилые помещения для учителей и бедных питомцев. Преосвященный самолично вникал в вопросы преподавания и педагогики в его школе. Он внимателен к учителям, следит за успеваемостью учеников, часто наведывает классы во время лекций, просматривает контрольные работы, постоянно присутствует на экзаменах. Конисский беспокоился об укомплектовании семинарии необходимыми учебниками и пособиями. Основной контингент воспитанников составляли дети духовенства и церковных причетников, но были также представители и других сословий.
Георгий уделяет много внимания просвещению простого народа. В 1781 году он заводит при городских церквах школы «для обучения детей гражданских русской грамоте, правописанию и Катехезису. Школы были учреждены им в Гомеле, Быхове, Чечерске, Рогачеве, Орше, Мстиславле и др. городах епархии.
Спустя сто лет со времени открытия Могилевской духовной семинарии, в 1892 году, вышла в свет книга «Слова и речи Георгия Конисского, Архиепископа Могилевского» с предпосылкой краткой биографии Преосвященного и краткой характеристики проповеднической его деятельности. В настоящий сборник вошло 77 проповедей архиепископа Георгия, его труды переиздавались 2017 году к 300-летию со дня рождения Святителя.
Архиепископ Георгий был: реформатором, строителем, архивистом, заложил основы юриспрюденции, талантливым писателем широкого диапазона, выступавший в самых различных жанрах: по богословию, философии и поэтике, по призванию и по образованию историк. А.С. Пушкин писал: «Как историк, Георгий Конисский еще не оценен по достоинству».
Умер Преосвященный 13 февраля 1795 г. в возрасте 78 лет и похоронен в том же Спасском соборе, который был им достроен и освящен.( в настоящее время здание следственного комитета) Над его могилой была прибита медная доска с надгробной надписью, составленной самим Преосвященным:
“Колыбель – Нежин, Киев мой учитель;
Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками,
А в двадцать два, как Пастырь,
Отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду.
Георгий именем, я из Кониских дому.
Коню подобен был я почтовому.
...”
Восемнадцать лет спустя после смерти архиепископа Георгия Конисского, в 1813 году, когда французы вскрывали его гроб, - тело почившего найдено было нетленным. То же самое оказалось при замене полов и осмотре склепов в Спасской церкви в 1875 году. В настоящее время могила преосвященного Георгия неизвестна.
Возле дома Конисского 6 августа 1993 г. установлен крест в честь канонизации святителя Георгия, которая состоялась в Могилеве летом 1993 года. Архиерейский дом Георгия Конисского является единственным сооружение оставшимся от его созидательных трудов, прославленного деятеля XVIII века, православного архиепископа Могилевского и Белорусского, философа, писателя.
30 ноября 2017 года Святитель Георгий Конисский был прославлен в числе Святых в земле Российской просиявших. 6 августа 2022 года открыли памятник Святителю Георгию на месте где он жил, рядом с его детищем Духовной семинарией (не сохранилась, на месте БИП), что бы он благославлял город и его жителей которых очень любил и которым посвятил 40 лет своей жизни.
Его заслуги высоко оценил А.С. Пушкин: «Георгий есть один из самых достопамятных людей XVIII века. Жизнь его принадлежит истории…».
В настоящее время Могилевчане обратились к властям города с инициативой о переименовании площади на которой находиться памятник Святителю в площадь Святителя Георгия Конисского, надо сказать, что эта просьба уже вторая с 2017 года. Тысячи горожан просят власти: почтить в топонимике города, славное имя борца за права православных, имевшему непосредственное отношение к присоединению территорий под защиту Русской короны.
Хорошо бы в рамках Союзного государства увековечить его имя и в России, как «достойнейшего мужа» сделавшего много для двух стран.
Антонина Антоненко
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!