Основным источником биографии владыки Максима (Кроха) архиепископа Могилевского и Мстиславского являются труды игумении Евгении (Волощук), которая была его верной помощницей на протяжении 25 лет (см., напр. http://www.rv.ru/content.php3?id=7021). Ниже приведен лишь небольшой фрагмент его биографии, во многом необычной, насыщенной событиями, скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и народа Божия.
Борис Иванович Кроха - будущий архиепископ Максим - родился 25 декабря 1928 года в Башкирии. Его отец, Иоанн, мученически погиб на Беломорканале, когда Борису было всего пять лет. Мать, Татьяна, после того, как дети стали совершеннолетними, приняла монашество с именем Агния. После смерти отца Борис вместе с матерью и братьями были сосланы в город Анжеро-Судженск (Кемеровская область). Мать на коленях со слезами молилась Господу пред домашней святыней — Крестом (Распятием), привезенным из Иерусалима, чтобы Он не оставил детей. Она упросила сопровождающих разрешить взять Крест с собой. Те согласились, но разбили Крест на части.
Добрые люди помогали и в дороге, и на месте - соорудили им землянку, приютили. Крест этот мать хранила у себя, а в 1977 году, предчувствуя кончину, передала своему сыну, в то время уже епископу Максиму. И владыка не расставался с этой семейной святыней. После кончины владыки Крест установлен на Горнем месте в Царском приделе Св. Никольского женского монастыря.
С 1937 года Борис учился в средней школе, посещал храм, в котором служил иеромонах со Св. Афона Петр Сеньков, сосланный в Сибирь. Борис помогал ему в качестве чтеца, прислуживал в алтаре. По окончании школы Борис с рекомендательным письмом отца Петра поехал поступать в Ленинградскую семинарию и был зачислен в нее в 1947 году. В ноябре того же года Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), который молился во время войны за спасение России. А по окончании войны митрополит Илия был приглашен в Москву, где он был тепло встречен властью и народом. Он пожелал поехать в Ленинград, чтобы возложить привезенный им венец на Казанскую икону Божией Матери во Владимирском Соборе. Во время Литургии семинаристу Борису было поручено держать митру митрополита Илии на специальном подносе. Но когда служба закончилась, Бориса оттеснили, и он не смог войти в Алтарь, а когда вошёл в него, то владыки уже ушли в Митрополичий дом. Тогда Борис прошёл через весь Невский проспект к Митрополичьему дому, а войдя, поклонился митрополиту и со слезами рассказал о происшедшем. Владыка Илия призвал Бориса к себе, взял митру, снял с себя одну из Панагий, благословил ею Бориса, надел на него и сказал по-русски: «Храни, она тебе пригодится». Перекрестил Бориса и поцеловал в голову.
Во время учёбы в семинарии Борис жил в одной комнате с Иоанном Снычёвым (с 1990 года - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, †2 ноября 1995 г.). В ночь с 13 на 14 августа 1949 года Борис проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете яко дети - не внидите [не войдете — Н.Л.] в Царствие Небесное». Это повторилось три раза. Борис разбудил Иоанна и спросил: «Ты слышишь гром?». Но тот ничего не слышал, и Борис рассказал ему о виденном и слышанном. Иоанн сообщил о знамении митрополиту Григорию, а тот, побеседовав с Борисом и отправив его домой на совет к его старцу иеромонаху Петру, благословил принять монашество. Совершил постриг семинариста Бориса митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) 25 августа 1949 года за Всенощной. Это был день памяти преподобного Максима Исповедника, и Владыка дал постригаемому имя Максим в честь преподобного. По монастырскому чину, новопостриженный пребывал в храме 5 дней и 5 ночей, упражняясь в молитве.
Провожая монаха Максима, митрополит Варфоломей в назидание сказал: «Будь верен Христу даже до смерти, храни Веру Православную от суемудрых века сего. Покровителем твоим да будет преподобный Максим Исповедник».
17 апреля 1950 года монах Максим был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием во иеродиакона, а 27 сентября 1954 года во иеромонаха. В 1955 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Служение свое совершал в Ленинградской, Ярославской (Рыбинск) и Минской епархиях.
Волею Божиею иеромонах Максим был направлен в Белоруссию, с 1958 по 1963 год преподавал в Жировицкой семинарии, являлся благочинным Жировицкого монастыря и вскоре возведен в сан игумена. По закрытии семинарии игумен Максим до 1972 года служил настоятелем Кафедрального собора г. Минска и председателем Епархиального совета епархиального управления.
Будучи настоятелем Собора, игумен Максим просил Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) перевести его духовника иеромонаха Петра из Сибири в Минск. Просьба была удовлетворена. Патриарх благословил также иеромонаху Петру сан архимандрита, и тот был направлен в Жировицкий монастырь. В 1962 году игумен Максим был возведен в сан архимандрита.
В дни Рождества Христова в 1972 году архимандрит Максим посетил своего духовного отца архимандрита Петра, который дал ему свое последнее напутствие: «...Будь твёрд в исповедании веры Православной, как и преподобный Максим Исповедник. Тебе предстоит епископство. Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».
26 марта 1972 года архимандрит Максим был хиротонисан во епископа Аргентинского и Южно-Американского, и Святейший Патриарх Пимен возложил на него Панагию митрополита Гор Ливанских Илии. На чужбине епископа Максима встретили трудности. Ему навязывали сомнения в вере Православной, с чем владыка не соглашался. Тогда недоброжелатели решили избавиться от архиерея.
22 октября 1972 года ему была устроена автомобильная авария. Легковушка епископа превратилась в «гармошку», его ноги прижало, а металлическая планка обшивки ударила в … Панагию - иначе было бы ранение с непредсказуемым результатом. Таким чудесным образом Владыка был избавлен от смерти. В последующем Владыка в этот день - день своего второго рождения - служил Литургию и благодарственный молебен.
Панагия, спасшая ему жизнь в 1972 г., вскоре после его праведной кончины была увезена митрополитом Филаретом в Экзархат (как и аргентинские дневники владыки Максима). Православные могилевчане молятся, чтобы эта дорогая для них реликвия вернулась в Свято-Никольский монастырь и заняла достойное место в музее, посвященном памяти владыки Максима, открытие которого уже давно назрело.
Два месяца спустя после аварии Владыка был освобожден от управления Аргентинской кафедрой и направлен в Белоруссию, в Жировичский монастырь «на покой». Как пишет известный церковный историк и журналист Николай Селищев в своей емкой и содержательной книге «Архиепископ Максим (Кроха) Могилевский и Мстиславский. Жизнеописание», изданной в 2008 году, что ни благодарности, ни порицания владыке Максиму Св. Синод не выразил. Автор считает, что причиной отставки владыки Максима была его позиция исповедника Православия, а не сторонника ведения бесплодных экуменических «диалогов» с еретиками (которых у нас почему-то принято «толерантно» именовать инославными).
А через год «покоя» епископа Максима 26 декабря 1974 года то ли послали, то ли сослали в Сибирь, назначив епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Занять эту кафедру было предложено нескольким архиереям, но те отказались, а епископ Максим согласился, исполняя благословение- пророчество своего духовника архимандрита Петра.
29 июля 1986 года владыка получил назначение на Тульскую кафедру в ранге архиепископа Тульского и Белевского. А 6 июля 1989 года владыка Максим был назначен архиепископом Могилевским и Мстиславским. В Белоруссии архиепископ Максим прослужил в общей сложности около двадцати лет, из них в Могилеве - тринадцать.
Служение владыки Максима в Сибири, Туле и Могилеве - темы отдельных статей.
Окончил свой земной путь выдающийся архиерей Русской Православной Церкви Максим (Кроха) 27 февраля 2002 года на 74-м году жизни. Похоронен на территории монастыря у Никольского Собора.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ДУХОВНЫХ ДАРОВ АРХИЕПИСКОПА МАКСИМА
И ЕГО БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ
Посмертные завещания сестрам Свято-Никольского женского монастыря Владыки Максима (данное через игумению Евгению в сонных видениях):
● «Со страхом Божиим жить в монастыре, иметь любовь между собою, и Бог мира и любви да будет всегда с вами. Освятить Престол левого придела Никольского собора в честь Царственных мучеников и в день их мученической кончины (4/17 июля), в среду, служить соборное акафистное пение, призывая всех приходящих в обитель приносить покаяние.
● В сороковой день своей кончины Владыка поделился с сестрами, что увидел всех своих предшественников - Могилевских иерархов (их 39), и попросил, чтобы на литии поминали и иерархов Могилевских в дни их кончины.
● В день святителя Николая 19 декабря 2002 года (т. е. через девять месяцев после кончины) в связи со скорбью сестер монастыря по поводу противления городских властей строительству храма новомученикам и исповедникам Христовым в парке им. Горького, владыка Максим сказал: «Не плачьте, сестры. Скорее кончайте левый придел Собора и освятите Престол в честь святых Царственных мучеников...». Для этого придела Владыка повелел взять все необходимое, заготовленное им для храма святых Царственных мучеников, в т.ч. документы. «...Храм Царственным мученикам, несмотря на долгие препятствия, будет построен!», - сказал далее Владыка. Храм был освящен 16 февраля 2014 г.
● В июле 2004 г., когда в монастыре служится соборный акафист святителю Николаю (под четверг), Владыка во сне наказал сестрам поставить свечи в дикирий и трикирий и выносить их при чтении акафиста святителю Николаю, чтобы он благословял их.
Протоиерей Николай Ковалев (ныне покойный) рассказывал: "Владыка Максим несколько раз являлся мне во сне - давал наставления, советы и однажды подсказал, как снять сильное обострение хронической болезни, которое могло окончиться помещением в больницу, а то и операцией".
Инесса Бичевская: "Я имела большое счастье на протяжении 10 лет знать архиепископа Максима, общаться с ним, получать от него жизненно важные советы. Владыка Максим считал, что важно совершать паломнические поездки по святым местам православного мира и следует обязательно поклониться всем святыням родной Беларуси. Это долг каждого христианина. В одно из моих посещений монастыря Владыка, узнав, что я никогда не была в Иерусалиме, сказал мне, что я просто обязана отправиться туда и прикоснуться к нашим православным святыням, что это жизненно важно, что я вернусь оттуда совершенно иным, обновленным человеком. Я пообещала. Шел 1997 год, в стране кризис, претворить в жизнь обещанное было не так-то просто… Однако слово своё я сдержала. И впервые вступив на Святую землю я почувствовала себя так, словно нахожусь в раю. Чувство трепета не покидало меня на протяжении всего паломничества. По приезде я поделилась с владыкой впечатлениями, а он спросил, какие ощущения я там испытала и какие важные выводы сделала для себя. Обсуждая пережитое мной, он помог мне понять ряд важных духовных истин. Моё состояние после поездки было одухотворенно-возвышенным, и я сказала, что побывав однажды на Святой земле, мне хотелось бы побывать там еще хотя бы раз и узнать побольше о жизни Иисуса Христа. Жаль, что больше не получится, ведь у меня так мало времени и так много дел. Посмотрев на меня внимательно Владыка сказал: «Не огорчайтесь! Скоро Вы вновь посетите эти места. Верьте мне!». Сказав, спасибо, я подумала, что к огромному сожалению в ближайшем будущем такая поездка невозможна. Разве что свершится чудо. И чудо совершилось! Вскоре я узнаю, что посольство Израиля в Беларуси принимает заявки на участие в курсах по программе «Продвижение малого бизнеса». Израильская сторона на конкурсной основе утверждает кандидата на обучение в Израиле с возможностью посещения Святых мест. При этом Израиль берет все расходы по пребыванию и обучению участника курса на себя. Я вошла в число победителей этого конкурса и вновь оказалась на Святой Земле. Думаю, что Владыка тогда молился о моей поездке на Святую землю и поэтому с такой уверенностью сказал: «Скоро Вы вновь посетите эти места». Это не единственное предсказание Владыки, которое сбылось. Вся моя жизнь идет по пути, благословленному архиепископом Максимом".
Константин Стороженко: "Однажды, примерно в 2012 году, крестным ходом мы пришли в д. Барколабово и рядом с храмом разговорились с местной жительницей об архиепископе Максиме. Она поведала о приезде Владыки в их деревню, о том, что люди стали просить его помочь вернуть храм верующим, так как власти были против. В храме тогда располагался спортзал местной школы, а по телевизору показывали, что для верующих отведен молитвенный уголок (за шторкой). Она привела слова Владыки, что «пока в деревне кроют крыши иконами, храма в ней не будет». Люди не могли понять, что архиерей имел в виду, но крыши стали обследовать. Один пожилой человек нашел доску, которая находилась между шифером и кирпичной трубой (под т. н. выдрой — расширением трубы) для предохранения затекания воды на чердак. Эта доска оказалась иконой (!). Женщина потом удивлялась: ну как владыка мог видеть эту икону, ведь «его автомобиль мчался по деревне на большой скорости, да еще и обругал нас». Она так и не поняла, что владыка увидел эту икону духовными, а не телесными очами и указал им на причину, почему Бог не помогал им вернуть храм — маловерие и надругательство над святыней".
Елена Терентьева, регент Архиерейского хора при владыке Максиме: "У нас на клиросе был такой случай. Как-то, кажется именинник, принес торт, чтобы угостить певчих. После службы мы всем хором обычно шли в трапезную монастыря. Но торт с собой в трапезную нести постеснялись и решили его тайком быстренько съесть прямо на клиросе. Съели, приходим в трапезную. И вдруг за трапезой Владыка начинает разговор о правильном питании, о кондитерских изделиях. О. Георгий Королев (наш бывший тенор) выразительно посмотрел на меня и говорит, что сейчас Владыка раскроет, как мы торт ели. Тут уж нам было не до смеха… А дальше Владыка мудро и ненавязчиво нас наставлял. Он рассказал, что его однажды пригласили на конференцию, где принимали участие кондитеры. Обсуждали проблему, от чего зависит здоровье и долголетие человека. Мнения высказывались разные: от правильного питания и занятий спортом до здорового образа жизни в общем смысле этого слова. А когда дали слово Владыке, он сказал, что долголетие человека напрямую зависит от соблюдения Божественной заповеди «Чти отца твоего и матерь, и благо ти будет, и долголетен будеши на земли»".
Георгий К., экономист: "В декабре 2016 года решался вопрос планирования будущего городского парка в районе Подниколья и размещения там огромной фестивальной площадки и торгового центра. Активными гражданами и верующими было предпринято немало усилий, чтобы не допустить строительства этих объектов рядом с монастырем, но они не имели успеха. «Фестивальной площадке быть!» - прозвучало на одной из местных радиостанций где-то около 20 декабря. Казалось, всё... Прихожу на могилку к Владыке Максиму и прошу: «Владыка! только ты можешь помочь»... А 25 декабря мы узнаем, что 24 декабря в одной из высоких инстанций в Минске было принято решение скорректировать генплан Могилева, выделить Подниколье в отдельную зону и провести с общественностью и насельницами монастыря круглый стол. Именно этот круглый стол имел решающее значение в отмене строительства фестивальной площадки и торгового центра в Подниколье, но главное - это помощь архиепископа Максима".
Наделенный от Бога дарами Святого Духа архиепископ Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах.
Николай Лайша
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Настоящая статья является продолжением статьи «Богом избранный и прославленный. К 20-летию праведной кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима» https://ruskline.ru/analitika/2022/02/27/bogom_izbrannyi_i_proslavlennyi_
Ревнители памяти владыки Максима города Могилева покорнейше просят знавших его архиереев и священнослужителей Омской и Тульской митрополий, а также Белорусского Экзархата, в возрождение которых он внес немалый вклад, присылать свои воспоминания о нашем дорогом архипастыре. Мы будем очень благодарны за любые материалы, документы (копии), фотографии. Мы также просим всех православных христиан Русской Православной Церкви, которые знали владыку Максима и удостоились его благодатной помощи, прислать свои свидетельства. Адрес электронной почты kroha-son52@yandex.ru
Ваши воспоминания и свидетельства можно также выслать обычным письмом по адресу: 212030 Республика Беларусь г. Могилёв, ул. Первомайская, 77А-1 (главному редактору газеты «Вечерний Могилев»).
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!