САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси.

Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси.

« Назад

Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси. 21.12.2022 00:00

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО ЗНАЮТ ВСЕ БЕЛОРУСЫ. ГОРАЗДО МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН СЕГОДНЯ ЕГО ДУХОВНЫЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК И ВДОХНОВИТЕЛЬ - ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕОНТИЙ КАРПОВИЧ, ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЯХ БЕЛОЙ РУСИ.

Архимандрит Леонтий (в миру — Лонгин Фёдорович Карпович) родился 8 апреля 1580 года. Происходил из священнической семьи дворянского происхождения Пинского повета.

В юные годы Лонгин обучался в одной из Острожских школ, где познакомился с другим будущим защитником Православия на западнорусских землях - Максимом Смотрицким. Продолжил образование в Виленской школе православного церковного братства при Свято-Троицком соборе.

Закончив учебу, работал пономарем, церковным строителем, корректором братской типографии, исполнял посольско-депутатские поручения братства на сеймах. После заключения в 1596 году Брестской церковной унии, шестнадцатилетним юношей встал, вместе со старшими наставниками, на защиту Православия. 

В самый разгар гонений на «восточную веру» Лонгин принимает монашеский постриг под именем Леонтий и вскоре рукополагается в иеромонахи. Сначала служит в Киево-Печерской лавре, затем в Троицком монастыре в Вильно. 

В 1608 году Троицкий монастырь был отобран и передан униатам. Вместе с православным братством преподобный Леонтий создает новый Свято-Духов братский монастырь и становится его архимандритом. Показательно, что в молодой обители сразу же вводится строгий киновийный Устав Василия Великого. 

Будучи «главным типографом» братства, отвечавшим за всю издательскую деятельность обители, отец Леонтий благословил издание «Фриноса» («Плача») - яркого противоуниатского произведения Максима Смотрицкого. Этот поступок  не остался незамеченным. В мае 1610 года, в Великую Субботу накануне Пасхи, отец Леонтий был арестован. По личному указу короля Сигизмунда III исповедник был брошен в темницу, где несколько лет подвергался пыткам и истязаниям.

В течение двух лет братство пыталось освободить из заключения своего архимандрита. Наконец, к 1613 году, о. Леонтий был отпущен и, немного оправившись от пыток, вновь возглавил братство, монастырь и братскую типографию. 

При святом Леонтии Карповиче Виленское Свято-Духово православное братство стало оплотом Православия в ВКЛ и центром сопротивления унии, а основанный преподобным Свято-Духов монастырь - опорой целой сети православных монастырей, созданных под его эгидой или добровольно склонившихся под его духовническую епитрахиль. Братская же виленская типография - превратилась в крупнейший издательский центр западнорусского Православия. Без преувеличения преподобного Леонтия Карповича можно было назвать (по аналогии с прп. Сергием Радонежским) игуменом Белой Руси.

Леонтий

В последний год своей жизни отец Леонтий являлся также номинатом (нареченным епископом) Владимирским и Берестейским. Иерусалимский патриарх Феофан, посетивший русскую Литву в 1620 году и согласившийся восстановить здесь православную иерархию - поставить митрополита и епископов, должен быть утвердить и рукоположить на эту кафедру прп. Леонтия. Однако незадолго до поставления, назначенного на день Успения Пресвятой Богородицы, отец Леонтий тяжело заболел и в начале октября 1620 года отошел ко Господу.

лео

В 1620 году, будучи уже смертельно больным, 39-летний архиманрит вместе с иноками своего монастыря готовит к печати издание «Вертограда душевного», проникнутого православной верой, аскетическим содержанием и духом подлинного исихазма. В предисловии к «Вертограду» о. Леонтий, страдая, по его словам, «душевною и телесною болезнию», обращается к читателям: «Уповаю бо Господеви, яко ваша небопарная молитва или мне недостойному, продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести; или иного кого на сей душеполезный труд подвигуть возможет по исходе окаянныя моея души из многострадльного грешного моего тела».

Этим «иным кем», подвигнутым Господом на подвиг по защите Православия, по молитве преподобного Леонтия, стал, без сомнения, преподобномученик Афанасий Брестский - духовный преемник виленского архимандрита. 

В ВКЛ архимандрит Леонтий начал почитаться сразу же после своей смерти - святым он назван, в частности, преподобномучеником Афанасием в его «Диариуше». 

Нетленные мощи Леонтия Карповича сохранялись в Свято-Духовой церкви, а после постройки нового храма были перенесены туда. 

Православный культуролог профессор Любовь Левшун подчеркивает, что «вклад Леонтия Карповича в белорусскую православную культуру типологически подобен тому, что сделал в свое время для византийской культуры прп. Максим Исповедник»: «Как греческий исповедник в свое время повернул заблудшую в монофелитстве Византийскую Церковь к истинной ее вере, так и незаслуженно забытый белорусский исповедник вернул упавшую Церковь ВКЛ в лоно Православия». 

В поэме «Казанье на погреб Леонтия Карповича» принявший к тому времени монашество и архиерейский сан епископ Мелетий Смотрицкий так свидетельствует об этом: «Церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой, свозродив в ней святые обычаи первозажженнной Церкви», «падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился». 

«Прп. Леонтий Карпович, - резюмирует Л. Левшун, - становится монахом и дерзновенно принимает священство» в годы, когда Православие подвергается жесточайшим гонениям, «затем принимает и сан архимандрита, восставая против всей практически церковной иерархии ВКЛ, уклонившейся в унию. Обвиненный в покушении на «королевский маестат» за издание противоуниатского «Фриноса», свято-духовский архимандрит подобно греческому исповеднику даже и под пытками не отрекся от Православия. Как и Максим Исповедник, Леонтий Карпович не дожил до «Торжества Православия в ВКЛ», но его смиренный подвиг был признан и оценен Церковью: блаженный Леонтий прославлен в лике святых». 

Юлия ЛОГАШЁВА


Используемая литература:

1.    Профессор БГУ Любовь Викторовна ЛЕВШУН «История восточнославянского книжного слова ХI-ХVII веков», Минск, Экономпресс, 2001 год.
2.    Профессор Любовь ЛЕВШУН  «О слове преображенном 
и Слове Преображающем», Минск, Белорусская Православная церковь, 2009 г.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru