САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

« Назад

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси 21.07.2015 08:46

Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.

Как же произошло перерождение князя-язычника, незадолго до принятия христианства пытавшегося упорядочить пантеон языческих богов, в глубоко верующего христианина? Скорее всего, на одном из этапов своей жизни Великий князь Киевский почувствовал пустоту исповедуемого им язычества, стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить духовные поиски, хотя для него вначале и не совсем ясные.

На зов князя стеклись миссионеры от разных религий и познакомили его с основами своей веры. Не удовлетворенный этими рассказами князь посылает доверенных лиц исследовать характер религий на месте и, убедившись путем свободного выбора в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, Православие принимает весь русский народ. Таким образом, князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа.

Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Религиозные представления язычников славян были близки или, во всяком случае, не противостояли основному представлению христианства о Едином Боге. Более того, новая вера и культура не требовала радикального разрушения традиционного порядка жизни, но задавала идеалы, которых уже искала народная душа. Факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси свидетельствует, что язычество на Руси — это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.

Можно сказать, что национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Думается, только этим и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению. Крещение Руси Владимиром стало высшим нравственным влиянием, который Великий князь Киевский оказал на свой народ. Именно в Православии Русь обрела элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовало единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» — под 1162, «радимичи» — под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян — Русь, Русская земля с общим названием ее населения — «русские». Из конгломерата разрозненных восточнославянских княжений князь Владимир сумел создать единую и могучую Русь, из язычников — народ.

Единство Руси, ее земель и населения — главная идея произведений всех известных древнерусских книжников, политических и церковных деятелей. Так, Даниил, уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом «Русския земли».

Он поставил лампаду над «гробом Господним» «за всего князя наши и за всю Русскую землю, за вся християны Русския земли». Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.). Знаменитый проповедник св. Кирилл Туровский (около 1130 -1185 гг.) был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема», как говорится об этом в «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Подобных примеров можно привести множество и для Полоцкой и Туровской земель. Важно отметить не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и киевлянин, новгородец и псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единому народу, единой культуре.

Таким образом, древняя Русь, восприняв в купели крещения византийскую культуру, стала колыбелью русской православной цивилизации, оказавшей заметное влияние на культурное развитие всех народов, входящих в ее состав. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. И хотя судьба земель, составлявших наследие Великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково, именно древнерусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура разделившейся в XIII-XV вв. Восточной, Южной и Западной Руси. Сегодня этническая мифологизация прошлого достигла апогея, однако цивилизационный выбор Владимира еще не исчерпан для России, Украины и Беларуси.

Валентина Теплова,
профессор Минской духовной академии
Газета «Воскресение»

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru