Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.
Как же произошло перерождение князя-язычника, незадолго до принятия христианства пытавшегося упорядочить пантеон языческих богов, в глубоко верующего христианина? Скорее всего, на одном из этапов своей жизни Великий князь Киевский почувствовал пустоту исповедуемого им язычества, стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить духовные поиски, хотя для него вначале и не совсем ясные.
На зов князя стеклись миссионеры от разных религий и познакомили его с основами своей веры. Не удовлетворенный этими рассказами князь посылает доверенных лиц исследовать характер религий на месте и, убедившись путем свободного выбора в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, Православие принимает весь русский народ. Таким образом, князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа.
Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Религиозные представления язычников славян были близки или, во всяком случае, не противостояли основному представлению христианства о Едином Боге. Более того, новая вера и культура не требовала радикального разрушения традиционного порядка жизни, но задавала идеалы, которых уже искала народная душа. Факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси свидетельствует, что язычество на Руси — это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.
Можно сказать, что национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Думается, только этим и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению. Крещение Руси Владимиром стало высшим нравственным влиянием, который Великий князь Киевский оказал на свой народ. Именно в Православии Русь обрела элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовало единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» — под 1162, «радимичи» — под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян — Русь, Русская земля с общим названием ее населения — «русские». Из конгломерата разрозненных восточнославянских княжений князь Владимир сумел создать единую и могучую Русь, из язычников — народ.
Единство Руси, ее земель и населения — главная идея произведений всех известных древнерусских книжников, политических и церковных деятелей. Так, Даниил, уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом «Русския земли».
Он поставил лампаду над «гробом Господним» «за всего князя наши и за всю Русскую землю, за вся християны Русския земли». Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.). Знаменитый проповедник св. Кирилл Туровский (около 1130 -1185 гг.) был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема», как говорится об этом в «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого.
Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».
Подобных примеров можно привести множество и для Полоцкой и Туровской земель. Важно отметить не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и киевлянин, новгородец и псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единому народу, единой культуре.
Таким образом, древняя Русь, восприняв в купели крещения византийскую культуру, стала колыбелью русской православной цивилизации, оказавшей заметное влияние на культурное развитие всех народов, входящих в ее состав. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. И хотя судьба земель, составлявших наследие Великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково, именно древнерусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура разделившейся в XIII-XV вв. Восточной, Южной и Западной Руси. Сегодня этническая мифологизация прошлого достигла апогея, однако цивилизационный выбор Владимира еще не исчерпан для России, Украины и Беларуси.
Валентина Теплова,
профессор Минской духовной академии
Газета «Воскресение»
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!