САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии.

Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии.

« Назад

Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии. 31.08.2022 00:00

В определенных обстоятельствах региональные и этноконфессиональные различия в Белоруссии могут быть актуализированы

В постсоветский период многие бывшие республики СССР столкнулись с проблемой внутренних региональных противоречий, когда выяснилось, что в различных регионах этих республик преобладают разные политические и идеологические предпочтения, а иные порой и вовсе не хотят жить в составе одного государства. Самым ярким примером такой регионально расколотой постсоветской республики стала Украина. Региональные расколы пережили Молдавия и Грузия. Недавние волнения в Каракалпакии и Горном Бадахшане показали, что не все благополучно с внутренним единством в Узбекистане и Таджикистане.

На этом фоне Белоруссия выглядит как целостное общество, не испытывающее острых внутренних противоречий. Однако события августа 2020 года показали, что не всё так: и внутри Белоруссии тоже хватает линий напряжения, которые при определенных обстоятельствах способны спровоцировать гражданский конфликт.

Запад – Восток

Белоруссию часто сравнивают с Украиной, где чётко выражено региональное разделение по линии Запад – Восток. Западные и восточные области Украины в прямом смысле слова говорят на разных языках, имеют разный социально-экономический уклад. Это различие всегда имело и политическое измерение, когда на любых выборах юго-восточные регионы устойчиво противопоставлялись западным и центральным.

В Белоруссии такого регионального напряжения, как на Украине, на первый взгляд нет. Во-первых, здесь отсутствует разделение на русско- и белорусскоязычные регионы. В отличие от Украины, где на базе малороссийских говоров удалось создать отдельный язык, который прижился в качестве средства общения на значительной части территории, белорусский язык остался сугубо интеллигентским, а белорусские сельские говоры практически повсеместно были вытеснены русским языком, имеющим в Белоруссии незначительные диалектные особенности. Поэтому языковое противостояние регионов, подобное украинскому, в Белоруссии невозможно. Языковая проблема в Белоруссии тоже существует, но носит общенациональный, а не региональный характер.

В то же время говорить, что различий между западными и восточными регионами Белоруссии нет, было бы неправильным.

В конфессиональном отношении особенностью Белоруссии является достаточно большая доля католиков, которые проживают в основном на северо-западе республики. Многие из них считают себя поляками. Так, в Гродненской области поляки составляют вторую по численности национальную группу.

В политическом плане эта особенность пока никак себя не проявляет. Единственный случай, когда северо-западные регионы с высокой долей католического населения напомнили о себе, имел место во время первых президентских выборов в 1994 году. Тогда в этих областях была отмечена наиболее высокая поддержка националистических кандидатов – Зенона Позняка и Станислава Шушкевича. Однако «белорусской Галицией» эта область так и не стала во многом потому, что это аграрный регион со стареющим и пассивным населением, не имеющий крупных городских центров, подобных Львову.

Однако наличие высокой доли поляков в западных областях Белоруссии может иметь последствия. Белорусские поляки в быту практически не говорят на польском и вообще мало отличаются от своих соседей-белорусов. Тем не менее факт польской идентичности делает их объектом повышенного внимания со стороны Польши.

Белоруссия – лидер по числу выданных карт поляка (чуть менее 150 тысяч). Помимо этого, Польша активно работает с белорусскими поляками и при желании может попробовать использовать их в качестве своей пятой колонны.

Помимо этноконфессиональных, между западом и востоком Белоруссии есть определенные различия социально-экономического плана. Западные областные центры, Гродно и Брест, расположены на границе с Польшей, здесь очень развит трансграничный бизнес, обеспечивающий относительно более высокий уровень жизни и большую ориентированность населения на связи с Евросоюзом. На востоке республики, напротив, сконцентрирован основной массив депрессивных промышленных предприятий, а местное население охотнее ездит на заработки в Россию. Это создает предпосылки не только для различий в геополитических ориентациях у жителей западных и восточных регионов, но и может сформировать у населения западных областей определенный комплекс превосходства.

Однако в целом все эти тенденции пока носят латентный характер. Белоруссия – централизованное государство с жесткой вертикалью власти и концентрацией более 20% населения в столице. Здесь отсутствуют сильные региональные группировки, как на Украине, которые могли бы использовать региональные различия в политической игре.

«Змагары» и «ябатьки»

События 2020 г. выявили в Белоруссии еще два конфликтующих лагеря – «змагаров» и «ябатек».

«Змагарами» (т. е. борцами, хотя более уместно здесь пренебрежительное словечко «борцун») обычно называют последователей белорусского этнического национализма и сторонников «европейского выбора». «Змагары» традиционно воспринимаются как оппозиция Александру Лукашенко, хотя в 2014-2020 гг. между ними и властью было достаточно тесное взаимодействие, а в информационно-идеологическом плане они даже имели преобладание.

«Ябатьками» с 2020 г. называют активных сторонников А. Лукашенко. Смысл деятельности «ябатек» сводится к поддержке и выражению лояльности белорусскому президенту, однако внятной программы за пределами этой узкой повестки они не имеют.

Политический кризис 2020 г. расколол белорусское общество по поводу отношения к белорусскому лидеру, при этом недовольные А. Лукашенко в итоге консолидировались под националистическими знаменами.

Каково соотношение «змагаров» и «ябатек», сказать сложно. По данным социологических исследований, проведенных британским Chatham House, доля активных сторонников и противников А. Лукашенко составляет примерно по 15-20%, остальные занимают выжидательную позицию.

Само это разделение не имеет внятной этнической, конфессиональной или региональной привязки, и это также говорит о том, что оно не играет в Белоруссии определяющей роли.

Однако это не значит, что такая ситуация будет сохраняться впредь. Региональные и этноконфессиональные различия в Белоруссии существуют, и те или иные силы при определенных обстоятельствах могут их актуализировать.

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru