САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова. Он подарил нам Незнайку и его друзей

К 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова. Он подарил нам Незнайку и его друзей

К 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова.

Он подарил нам Незнайку и его друзей

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября (10 ноября с.с.) 1908 г. в Киеве, в семье эстрадного артиста. Кроме него в семье были два брата и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. Детство и школьные годы пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом.

Носов

Н.Н.Носов.

Николай Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, он с 14 лет был вынужден работать. После Гражданской войны увлёкся химией и хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно занялся фотографией, а затем и кинематографом и в 1929 году перевёлся в Московский институт кинематографии, который закончил в 1932 году, и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награждён в 1943 году орденом Красной Звезды.

С 1938 года начинает писать детские рассказы, которые печатались, в основном, в журнале для детей «Мурзилка» и вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук» (1945). Через год издательство «Детгиз» выпустило сборник рассказов Носова – «Ступеньки». В 1947 году вышел следующий сборник рассказов – «Весёлые рассказы».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».

Писатель интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

Широкую популярность завоевали его повести для подростков «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), а также «Витя Малеев в школе и дома» (1951), за которую в 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени. В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 – «Прятки», в 1958 – «Весёлые рассказы и повести». Короткие, отчётливо сконструированные, всегда весьма детальные, эти истории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду, в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Носова о Незнайке. Первое из них – сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и роман-сказка с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» (1964–1965), который экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.

Незнайка и его друзья-коротышки

Незнайка и его друзья-коротышки.

Николай Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», затем автобиографическое произведение – «Повесть о моём друге Игоре» (1971–1972) и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшая уже после смерти писателя.

Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 г. По его произведениям созданы любимые многими поколениями художественные и мультипликационные фильмы для детей, интерес к которым не угасает уже многие десятилетия.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н.Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

"Вместе с Россией", №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru