На «Славянском базаре» о славянах вспоминали мало

В Витебске завершился традиционный, уже XXIII по счёту Международный фестиваль искусств «Славянский базар». Изначально задуманный как масштабное действо, направленное на сохранение культурного и песенного единства, прежде всего, России, Украины и Белоруссии, он со временем, к сожалению, стал лишь культурно-массовым зрелищем.

Хорошо это или плохо, что фестиваль лишился «идеологической» нагрузки? Об этом скажем чуть ниже, но уже сейчас нельзя не отметить, что многие и участники, и зрители ожидали, какие изменения будут в фестивальной программе и в самой концепции его проведения с учетом огромной трещины, возникшей во взаимоотношениях братских народов – я имею в виду карательную акцию украинских властей на Юго-Востоке страны.

На церемонии торжественного открытия 10 июля президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с речью, в которой не стал уходить от сложных вопросов, хотя в его выступлении было и немало недоговорённостей. Значительное внимание в своём выступлении белорусский лидер уделил славянскому вопросу, сказав буквально следующее: «Группа славянских народов – самая большая в Европе. И как бы ни складывались судьбы конкретных этносов, в критические моменты истории единство славян всегда проявлялось. Это актуально и сегодня… Наш проект давно вышел за рамки только славянского форума. С каждым годом он раздвигает художественные и, что немаловажно, географические границы. При этом «Славянский базар» не утрачивает главный стержень и ядро – искусство братских народов Беларуси, России и Украины, которые стояли у его истоков…»

Касаясь же событий в Донбассе напрямую, глава Белоруссии заявил буквально следующее: «Никакой войны народов сегодня нет. Не воюет в Украине народ с народом, с белорусами, русскими и так далее, и даже с украинцами. Есть негодные, непорядочные политики, которые когда-то недооценили это единство, важность этого единства, появилась трещина, а в эту трещину пролезли наши противники и враги. И они сегодня сталкивают народы. Они пытаются разжечь эту братоубийственную войну и в эту воронку, в этот водоворот втянуть главное ядро славянства – русских, белорусов и украинцев. Мы этого не должны допустить и «Славянский базар» в том числе опора и залог этого».

Таким образом, белорусский лидер попытался обозначить основные проблемы и опасности, однако, не договорил, не сказал конкретно, кто эти самые «негодные, непорядочные политики», и люди вынуждены сами догадываться на этот счет. Хотелось бы узнать имена хотя бы тех политиков славянских стран, которые на взгляд президента, наоборот, делают всё, чтобы нормализовать обстановку в Донбассе, исключить в будущем ситуацию, при которой по мирному населению ведут огонь из систем залпового огня  и препятствуют эвакуации детей и женщин из зоны боевых действий. Но и здесь тоже каждый волен думать по-своему.

Во время церемонии открытия А. Лукашенко вручил премии Союзного государства в области литературы и искусства  исследователю в области архитектуры Инессе Слюньковой (Россия) и скульптору Ивану Миско (Белоруссия). Также специальную награду «Через искусство – к миру и взаимопониманию» получила народная артистка России Надежда Бабкина. Ранее днём Н. Бабкина успела поучаствовать в торжественной церемонии открытия у амфитеатра «Славянского базара» своей именной звезды. Обе награды певице выглядят вполне заслуженными – Н. Бабкина регулярно приезжает на фестиваль в Витебск, и зрители с удовольствием посещают её концерты, слушая стилизованные под народные песни.

Казалось бы, фестиваль начался с важных и нужных слов о славянском единстве, а также награждений по линии Союзного государства. К сожалению, по окончании праздника стало ясно, что этим фактически всё и ограничилось. Далее о единстве и Союзном государстве вспоминали редко и вскользь.

Куда более активно и явственно прозвучали нотки демонстративной поддержки организаторов фестиваля гостям и исполнителям Украины, а в их лице – и Украине в целом. Безусловно, речь не шла о похвалах карателям либо действиям Киева на Юго-Востоке, но все же, все же…

Зачитывая послание П. Порошенко, посол Украины в Белоруссии М. Ежель произнёс: «Витебский праздник имеет мощный творческий потенциал, служит утверждению идеалов гуманизма и мира». Фраза о гуманизме и мире во время проведения карательной операции звучала особенно «уместно». Её, к слову, старательно растиражировали официальные белорусские СМИ.

Но, как ни странно, эти сомнительные действа были подхвачены иными представителями России. Это, вероятно, такой новый тренд  у отдельных особо верящих в свою исключительность «звёзд» эстрады – фрондировать по отношению к собственной стране.

Так, во время программы «Мужской разговор» арт-группа «Хор Турецкого» исполнила украинскую «Песню про рушничок», попутно пожелав Украине, как государству, расцвета. Сцена во время этого номера (а её оформление постоянно меняется из-за множества смонтированных светодиодных экранов) была расцвечена в жёлто-голубые тона. Михаил Турецкий, чьи родители родом из Белоруссии, вероятно, посчитал, что такое исполнение будет лучшей реакцией на то, что происходит сейчас в Донецке и Луганске, и послужит «славянскому единению». Поступок, прямо скажем, весьма некрасивый – ведь можно было выразить хотя бы сожаление о погибающих на Украине людях и как-то пояснить, что процветания Турецкий желает не киевской хунте, а украинскому народу и Украине. Но для руководителя хора, носящего его имя, нынешние киевские власти и украинский народ являются, вероятно, синонимами. В целом зрители были озадачены, хотя нашлись и те, кто бурно приветствовал выходку Турецкого.

Следующим проблемным моментом стало участие украинцев в городе Мастеров – на улице Суворова, где умельцы – художники, ковщики, гончары и др. продают свои произведения искусства и просто разнообразные поделки. Украинские мастера выкладывали свою продукцию не только с украинскими флагами и лентами, но и символикой Евросоюза, что порой вызывало раздражение у отдельных покупателей. То, что делалось это намеренно, совершенно очевидно – вероятно, отдельным гостям с Украины не терпится привезти на экспорт не только свою продукцию, но и собственное понимание евроориентированного «славянского единства».

В городе мастеров

Украинские коллективы, исполнявшие народную музыку на улицах Витебска, также уделили большое внимание не только национальным костюмам, но и жёлто-голубым цветам, причём в явно излишнем количестве. В итоге по окончании одного из выступлений довелось услышать, как кто-то из зрителей возмущённо крикнул: «Прекратите стрелять! И бомбить!» Кто-то посчитает такой упрек в адрес артистов неуместным, но ведь это сама украинская делегация, начиная от посла и заканчивая рядовым музыкантом, ни шагу не сделала, чтобы как-то дистанцироваться от зверств хунты, высказать сочувствие к тем, кто гибнет в Донбассе от бомб и снарядов, вот зрители и ассоциировали их с киевской властью.

Такими же политизированными получились и конкурсы исполнителей – как у взрослых, так и у детей. В итоге по сумме двух дней конкурса гран-при и 20 тыс. долларов получил мексиканец Родриго де ла Кадена, 1-ю премию и 15 тыс. долларов – Виталие Негруца (Молдавия), 2-ю (по 5 тыс. долларов каждому) разделили Вероника Дорош из Украины и Дино из Хорватии, 3-ю (по 2,5 тыс. долларов каждому) – Диана Голби (Израиль) и Мархаба Сабиева (Казахстан).

Родриго де ла Кадену и юной исполнительнице из Украины Анастасии Багинской Гран-при XXIII Международного конкурса вручили заслуженная артистка Республики Беларусь Ирина Дорофеева и композитор, заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург

Специальная премия им. В. Мулявина за лучшее воплощение национального образа досталась Емилсу Балцерису из Латвии. Впрочем, В. Дорош также вполне могла получить этот приз. Уже будучи награждённой, она обратилась к зрителям, виновато заметив, что разговаривает по-русски, но очень любит свою Украину и благодарна, что Белоруссия «так нас поддерживает». Что именно поддерживает Белоруссия – режим Порошенко или украинских артистов, из этой застенчивой речи понять было сложно.

Российский участник Злат и белорус Артур Михайлов и вовсе остались бы без всяких наград, однако, по старой фестивальной традиции (а скорее – из политкорректности) получили специальные призы Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России.

Что касается получения Гран-при Родриго де ла Кадена, для которого это был вообще первый серьёзный музыкальный конкурс, то, несмотря на весёлое и задорное исполнение «Калинки-малинки», невооружённым глазом было видно, что устроители фестиваля действовали в духе устремлений белорусских властей – осваивать новые страны и континенты. Смотришь, с той же Мексикой будет проще заключать торговые контакты.

Единственный раз, когда тема славянского единства (в том числе и единства с народом Украины) была поднята на «Славянском базаре-2014», имел место в День Союзного государства Белоруссии и России, посвящённый 70-летию освобождения Белоруссии и 70-летию Великой Победы. Утром 11 июля парламентарии двух стран, артисты, ветераны войны и представители общественности возложили цветы к Вечному огню на площади Победы, а вечером прошёл праздничный концерт исполнителей России и Белоруссии «Я люблю тебя, жизнь».

Свои песни, мелодии и танцы зрителям подарил белорусский ансамбль народной песни «Бяседа»

12 июля был ещё очень тёплый, ностальгический по советским временам концерт «Я вернулся на родину», посвящённый 100-летию со дня рождения Марка Фрадкина, уроженца Витебска. Звучали его давно полюбившиеся песни, напоминавшие о том, что когда-то мы жили в одной стране с названием СССР.

Но всё это утонуло в сонме традиционных концертов популярных исполнителей и стало лишь малозаметным штрихом на фоне всей нескончаемой палитры индустрии развлечений – вечера-юмора «Парад улыбок», концерта «Звёзды Европы», битвы ди-джеев, молодёжного парада субкультур «БелаРусь», мюзикла «Дубровский», сольных концертов Стаса Михайлова, Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева, Николая Расторгуева и группы «Любэ», Олега Газманова, группы «Чайф» (завершившей 16 июля программу фестиваля), джаз-марафона с Леонидом Пташкой, множества других театральных, танцевальных и музыкальных проектов.

Так, едва ли не больший интерес, нежели День Союзного государства, вызвал проводившийся в рамках фестиваля странный и пошловатый конкурс соревнований по бегу на высоких каблуках-шпильках среди девушек. Конкурс проводился уже во второй раз, и какое отношение он имеет к идее славянского единства, остается только гадать.

По странному стечению обстоятельств (а не исключено, что кто-то подгадал и нарочно) именно в дни «Славянского базара» неизвестные на Успенской горке повредили несколько гранитных плит на воинском захоронении героев Великой Отечественной войны.

В итоге даже российский телеканал «Россия К» в «Новостях культуры» от 11 июля попытался напомнить, что «главная задача форума – способствовать сохранению национального многообразия и дружбы между народами».

Уловив такие настроения, белорусская оппозиция тут же перешла в атаку. Вот что на портале naviny.by написал Вадим Мажейко в материале «Славянскому базару» нужны ребрендинг и перезагрузка»: «В девяностые, на заре фестиваля, идея славянской дружбы и единства еще подогревалась ностальгией по СССР. Но сегодня, на фоне российско-украинского конфликта, эта тема звучит все более абсурдно: какая уж тут дружба и единство, когда между двумя преимущественно славянскими странами идет необъявленная война?.. Что же касается «державной концепции», славянского единства и духовного братства, то стоит задуматься, насколько это вообще актуально сегодня. Во-первых, украинские события колоритно демонстрируют фейковость всей риторики о дружбе славян, во-вторых, в сегодняшнем политкорректном мире вообще не очень хорошо смотрится фестиваль, выделяющий людей по этническому признаку (и это априори провоцирует конфликты и споры об участии тех или иных стран и исполнителей, что ничуть не способствуют налаживанию дружбы и духа братства). Не пора ли подумать о ребрендинге фестиваля?»

Как видим, возвращаясь к началу статьи, фестиваль не лишился «идеологической» нагрузки, последняя просто стала другой. От идей славянского единства многие его участники перешли к сочувствию, а то и откровенной поддержке «антитеррористической операции» в Донбассе и настоятельно требуют ребрендинга.

 

Заключительные аккорды гала-концерта

Думается, что здесь не нужно изобретать паровоз, а организаторам стоит прислушаться, в том числе и к мнению А. Лукашенко, который высказал критические замечания в связи с отсутствием цельной концепции «Славянского базара»: нужно вспомнить, что фестиваль в Витебске задумывался не просто в качестве некоего бесконечного космополитического карнавала, а как праздник славянского единства. Должно быть больше знаковых мероприятий, в том числе и по линии Союзного государства Белоруссии и России с обязательным привлечением здоровых и конструктивных сил на Украине. Тогда, вероятно, не придётся для привлечения внимания зрителей бегать на шпильках или пробавляться откровенной попсой.

___________

Фото – http://fest-sbv.by/news.html

Ритм Евразии

 

 

 

 

 

 

 



Главная  »  Культура  »  На «Славянском базаре» о славянах вспоминали мало

На «Славянском базаре» о славянах вспоминали мало