САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 140-летию со дня рождения В.Я.Шишкова. Первопроходец и певец сибирских земель

К 140-летию со дня рождения В.Я.Шишкова. Первопроходец и певец сибирских земель

К 140-летию со дня рождения В.Я.Шишкова.

Первопроходец и певец сибирских земель

 

Вячеслав Яковлевич Шишков, русский писатель, воспевший в своих произведениях Сибирь, родился далеко от этого огромного края. Создатель целой серии сибирских повестей появился на свет 3 октября (21 сентября с.с.) 1873 г. в древнем русском провинциальном городке Бежецке Тверской губернии в купеческой семье. Его отец Яков Дмитриевич Шишков, страстный любитель оперного пения и театрального искусства, будучи человеком одухотворенным и художественной натурой, привил мальчику любовь к прекрасному, и это отразилось затем в творчестве писателя. Но начал Слава Шишков свою трудовую биографию с весьма прозаичного занятия: после окончания Вышневолоцкого технического училища он обрел редкую специальность – устроителя водных путей, грунтовых и шоссейных дорог.

В.Я.Шишков

В.Я.Шишков. 

В девятнадцать лет Вячеслав покинул родное гнездо. Вначале работал в Новгородской и Вологодской губерниях, где строил плотины, составлял карты водных путей. Судьба привела его в Сибирь, где он жил с 1894 по 1915 год, служил в Управлении Томского округа путей сообщения. Будущий писатель исколесил всю Сибирь – по суше и по воде: вдоль Лены, Енисея, Пинеги, Вычегды, Северной Двины, Сухона, каналов на Шескне и Вышнем Волочке. Много работал на Алтае. Благодаря разработанному им проекту был создан знаменитый Чуйский тракт, где теперь высится памятник этому выдающемуся человеку. Во время длительных и порой полных опасности путешествий (однажды его экспедиция чуть не погибла в тайге и спаслась лишь благодаря встрече с кочевниками-тунгусами) наблюдательный молодой человек изучал жизнь простых людей: малоземельных крестьян, золотоискателей, бродяг, политических ссыльных, знакомился с бытом и культурой коренного населения (иртышских казаков, киргизов, якутов). Переполнявшие его впечатления он начал заносить на бумагу, и в 1908 году в газете «Сибирская жизнь» и в журнале «Молодая Сибирь» появляются его первые публикации. В 1911 году тридцативосьмилетний инженер решается отправить Максиму Горькому два рассказа – «Ванька Хлюст» и «Краля». Он с трепетом и надеждой пишет далекому и лично незнакомому писателю: «Ежели признаете за ними некоторые положительные качества, — помогите мне всплыть на Божий свет. Семь лет я пишу, но держу написанное у себя — все думаю, что еще не выросли крылья… Много шатался по тайге, сталкивался с народом. Нонче в экспедиции на р. Нижнюю Тунгуску едва не погиб. Написал бы подробно, но не смею утруждать…» М.Горький не остался равнодушен к литературным опытам молодого писателя, и вот уже при его содействии рассказы Шишкова печатаются в новом журнале «Заветы», в котором публикуются неореалисты. Он сближается с Р.Ивановым-Разумником, А.Ремизовым, М.Пришвиным, В.Миролюбовым, М.Аверьяновым, которые принимают активное участие в его судьбе.

Наиболее значительна из написанного в эти годы Вячеславом Шишковым повесть «Тайга», получившая высокую оценку М.Горького и опубликованная в 1916 году в редактируемом им журнале «Летопись».

В 1915 году Вячеслав Шишков простился с Томском и по творческим соображениям переехал в Петербург. Здесь он встретил революцию 1917 года.

После революции писатель оставляет работу по специальности и целиком посвящает себя литературному труду. В это время выходят циклы его очерков «К угоднику» (1918), «С котомкой» (1922-23), рассказы «Журавли», «Свежий ветер» (оба — 1924), «Таежный волк» (1926) и др., в которых отображены разные грани сибирского характера – сила, воля, цельность, самобытность, чувство собственного достоинства.

В основу романа «Ватага» (1925) положены подлинные события – борьба партизан из отряда богатыря-старовера Зыкова за народ, правду и Бога в Кузнецком округе Томской губернии.

Повесть «Пейпус-озеро»(1924) также основана на реальных событиях.

Значительным произведением, поставившим Вячеслава Шишкова в ряд наиболее читаемых писателей, стал роман «Угрюм-река» (1933), который он назвал «романом страстей, положенных на бумагу». В нем описаны драматические судьбы людей на рубеже IX – нач. XX вв., втянутых в мир наживы и стяжательства, колоритные картины купеческого быта и жизни тунгусов.

Последние годы жизни писателя (1938–1945) были посвящены работе над исторической эпопеей «Емельян Пугачев» (кн. 1-3, Сталинская премия первой степени, 1946, посмертно) Он продолжал работу над ней и в осажденном Ленинграде, где выступал с патриотическими статьями и рассказами в газете «На страже Родины». В апреле 1942 уже немолодой, тяжело больной писатель вынужден был уехать в Москву. Гражданский долг оказался сильнее болезни. Он поставил перед собой цель — закончить грандиозный труд.

В июле 1943 года семидесятилетний Вячеслав Шишков пишет в одном из своих писем: «А дух бодр, и творчество бушует, ходит по жилам. Удивляюсь на самого себя! Лишь бы кончить «Пугачева», а там и на отдых можно, в гроб, в землю. Кончу, с народом буду в расчете, все, к чему был призван, посильно завершено. Пусть люди и поскучают, и поулыбаются, и поучатся жизни на моих страницах».

Писатель сдержал данное себе слово и довел труд до конца. Умер он, немного не дожив до Дня Победы, которого так ждал – 6 марта 1945 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Писатель награжден орденами Ленина (1943) и «Знак почета» (1939), медалью «За оборону Ленинграда».

Память его достойно увековечена. В 1950 году в Бежецке был открыт памятник В.Я.Шишкову, а в 1973-м – музей. В 1953 году в Томске установлен бюст писателя. Его имя носят несколько теплоходов, библиотеки в Барнауле и Бежецке, улицы в Томске и Бийске, где проходит Чуйский тракт (на котором недалеко от с.Манжерок установлен памятник). Были установлены стипендии имени В.Я.Шишкова в Литературном институте им.Горького и ЛГУ, установлены мемориальные доски на домах, где проживал писатель в Москве, Ленинграде и Томске. Всероссийская литературная премия имени В.Я.Шишкова учреждена в 2003 г. в г.Бежецке Тверской области.

"Вместе с Россией", №10, октябрь 2013 года.

Последние новости
все новости
24.09.21

Война за Балтику неуклонно приближалась. Шведский король Карл XII рассчитывал окончательно утвердить своё господство на Балтике, нанести поражение России, раздробить её на мелкие княжества и присоединить к Швеции Новгород и Псков.

21.09.21

Есть в истории такие события, значение которых с течением времени не только не ослабевает, но и приобретает новое насущное звучание.  К разряду таковых, несомненно, относится Северная война, которая завершилась победой Русского царства. В сентябре 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, в соответствии с которым Русское государство вернуло себе выход к Балтийскому морю и вошло в разряд великих держав, а Швеция навсегда утратила этот статус. 

18.09.21
17 сентября Республика Беларусь впервые в своей истории отметила новый (старый) государственный праздник, получивший название День народного единства.
16.09.21

17 сентября  ̶ одна из самых знаменательных дат в истории Белоруссии и Русского мира. В этот день в 1939 году начался Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, который положил конец жестокому национальному, религиозному и социальному гнёту, которому подвергалось восточнославянское население «кресов всходних» (восточных территорий) предвоенной Речи Посполитой. Последняя явилась из исторического небытия вследствие геополитических и социальных потрясений, связанных с падением исторического Российского государства в октябре 1917 года, Гражданской войной и неудачной польско-советской войной 1920 года.

14.09.21

Протестантизм, разорвавший средневековые путы, которые католическая церковь набросила на европейские народы, освобождает последние от материального и духовного гнета Ватикана и выводит их на дорогу развития государственной и национальной жизни. В Западной Европе на основе принципов Аугсбургского религиозного мира  постепенно пробивает идея религиозной веротерпимости, которая впоследствии трансформируется в чисто светский принцип общественной и государственной жизни. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru