САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. 

Трудный художник

 

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжской глубинки в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.

К.С.Петров-Водкин

К.С.Петров-Водкин.

Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября (24 октября с.с.) 1878 г. в городе Хвалынске Саратовской губернии. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, мальчик познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением от работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он отправился в Самару, где в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова изучал азы живописного искусства, однако образование осталось незаконченным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф.Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз молодого человека в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. Для того чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.А.Серова. После окончания училища в 1905 году продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году стал членом объединения «Мир искусства».

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и модерна. Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Художник испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы, создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, пытавшегося в обстановке революционных событий воплотить народные идеалы, окрашивалось в тона почти былинной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с мифологией. Эту мечтательную, мифологическую грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и ярко.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

В искусстве художника цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к выразительным средствам с одной стороны, и космический размах, удивительная свобода мышления – с другой. Называя себя «трудным художником», он не лукавил.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им.Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР. В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства». В августе 1932 года К.С.Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не всегда была оценена по достоинству. После кончины, последовавшей 15 февраля 1939 года, его имя оказалось полузабытым, а картины в течение следующей четверти века почти исчезли из экспозиций музеев. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры. В середине 1960-х годов произошло новое «открытие» работ живописца, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия. В лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности, глубине и взаимосвязи. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира.

Марина Раевская

"Вместе с Россией", №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Последние новости
все новости
25.11.22

В Речи Посполитой в 1587 году на трон взошёл Сигизмунд III, правивший целых 45 лет (до 1632 года). Сигизмунд III был воспитан иезуитами, он постоянно и целенаправленно укреплял католицизм, поставив перед собой цель устранить многоконфессиональность высшего дворянства – магнатов.

24.11.22

Актуальность этого исторического события обусловлена тем, что современные «белорусизаторы» стремятся фальсифицировать не только конкретные события Отечественной войны 1812 года, но и весь смысл истории нашего общего Отечества. Они стараются изобразить дело таким образом, что эта была для белорусов обыкновенная русско-французская война, ничего общего не имеющая с защитой Отечества. Всячески стремятся польскую шляхту назвать белорусской, а польские военные формирования Иосифа Понятовского, Доминика Радзивилла и других наполеоновских марионеток представить в качестве белорусских корпусов, воевавших на стороне французов. При этом ставят знак равенства между агрессорами и защитниками Отечества, лицемерно призывают вспомнить всех земляков, воевавших, дескать, по обе стороны, насыпать в их честь курганы, поставить им памятники. Так фальсифицируется Отечественная война 1812 года в Беларуси, когда, как справедливо заметил президент Александр Лукашенко, пытаются «растворить наше прошлое в истории как Польши, так и Литвы». Вот почему восстановление исторической правды об Отечественной войне 1812 года важно для понимания подлинной истории нашей страны, общности исторических судеб белорусов и русских и сохранения их единства как главного условия развития Беларуси и России в современном мире.

19.11.22

Развал СССР и политика дерусификации, проводимая в новоявленной Республике Беларусь, неизменно порождали широкие протестные настроения в белорусском обществе, опираясь на которые первым президентом Республики Беларусь стал депутат Верховного Совета РБ Александр Лукашенко. При этом центральными положениями предвыборной программы Лукашенко были установление государственного двуязычия и Союз с Российской Федерацией. В мае 1995 года был проведён республиканский референдум по этим и другим вопросам, в котором приняло участие 64,8 процентов белорусских граждан. За введение русского языка в качестве второго государственного проголосовало 83,3 процента избирателей, принявших участие в референдуме, и, таким образом, русскому языку был предоставлен равный статус с белорусским языком. Окончательно статус государственного русский язык получил в ходе конституционного референдума в ноябре 1996 года, что закреплено соответствующим законодательством.

19.11.22

Значительное внимание в послании Сергея Лаврова было уделено возможности использования потенциала соотечественного движения в сфере экономики и бизнеса: «Расширение географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России – это «окно возможностей» не только для субъектов Федерации, но и для предпринимателей-соотечественников и экономически активных иностранных граждан. Большое значение придаем потенциалу делового сообщества соотечественников в области содействия продвижению экономических интересов Российской Федерации в странах проживания, эффективной интеграции российских компаний в местную деловую среду, привлечению инвестиций. Важное подспорье в этом – готовность российских регионов оказать помощь и поддержку перспективным проектам, открытость к взаимовыгодному сотрудничеству.

16.11.22

Феноменальное развитие Китая приковывает к нему взоры всего мира. Всем понятно, что речь идет о новой эпохе в истории мировой цивилизации. Китай предложил мировому сообществу планетарную идею – создание Сообщества единой судьбы человечества. Можно с уверенностью сказать, что человечество вступает в китайский век. Именно эта доминирующая мысль характерна для аналитического материала информационного агентства «Красная Весна», который приводится в сокращении. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru