САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. 

Трудный художник

 

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжской глубинки в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.

К.С.Петров-Водкин

К.С.Петров-Водкин.

Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября (24 октября с.с.) 1878 г. в городе Хвалынске Саратовской губернии. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, мальчик познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением от работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он отправился в Самару, где в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова изучал азы живописного искусства, однако образование осталось незаконченным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф.Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз молодого человека в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. Для того чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.А.Серова. После окончания училища в 1905 году продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году стал членом объединения «Мир искусства».

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и модерна. Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Художник испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы, создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, пытавшегося в обстановке революционных событий воплотить народные идеалы, окрашивалось в тона почти былинной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с мифологией. Эту мечтательную, мифологическую грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и ярко.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

В искусстве художника цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к выразительным средствам с одной стороны, и космический размах, удивительная свобода мышления – с другой. Называя себя «трудным художником», он не лукавил.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им.Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР. В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства». В августе 1932 года К.С.Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не всегда была оценена по достоинству. После кончины, последовавшей 15 февраля 1939 года, его имя оказалось полузабытым, а картины в течение следующей четверти века почти исчезли из экспозиций музеев. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры. В середине 1960-х годов произошло новое «открытие» работ живописца, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия. В лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности, глубине и взаимосвязи. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира.

Марина Раевская

"Вместе с Россией", №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru