САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. 

Трудный художник

 

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжской глубинки в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.

К.С.Петров-Водкин

К.С.Петров-Водкин.

Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября (24 октября с.с.) 1878 г. в городе Хвалынске Саратовской губернии. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, мальчик познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением от работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он отправился в Самару, где в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова изучал азы живописного искусства, однако образование осталось незаконченным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф.Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз молодого человека в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. Для того чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.А.Серова. После окончания училища в 1905 году продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году стал членом объединения «Мир искусства».

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и модерна. Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Художник испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы, создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, пытавшегося в обстановке революционных событий воплотить народные идеалы, окрашивалось в тона почти былинной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с мифологией. Эту мечтательную, мифологическую грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и ярко.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

В искусстве художника цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к выразительным средствам с одной стороны, и космический размах, удивительная свобода мышления – с другой. Называя себя «трудным художником», он не лукавил.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им.Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР. В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства». В августе 1932 года К.С.Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не всегда была оценена по достоинству. После кончины, последовавшей 15 февраля 1939 года, его имя оказалось полузабытым, а картины в течение следующей четверти века почти исчезли из экспозиций музеев. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры. В середине 1960-х годов произошло новое «открытие» работ живописца, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия. В лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности, глубине и взаимосвязи. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира.

Марина Раевская

"Вместе с Россией", №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Последние новости
все новости
16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

06.03.24

Новое поколение политиков на Западе, давно забывшее, что такое война, легкомысленно рассуждает о том, что если атаковать напрямую Белоруссию или Калининградскую область, а также поддержать ВСУ на поле боя, России будет нанесено быстрое поражение, и станет можно после этой «победоносной войны» на правах победителя диктовать любые условия.

05.03.24

Александр Невский заложил основные принципы собирательной политики московских государей, которые можно определить следующим образом — «плыви по течению, но греби в свою сторону», «птичка клюёт по зёрнышку, а терем строится по брёвнышку» (пошаговая стратегия – авт.), «сделай врага безразличным, а безразличного другом». При этом эти три правила должны быть «нанизаны» на идейный стержень – «Святая Русь» или «Русская польза», который определяет смысл собирательной политики. 

01.03.24

Известное выражение о Балканах как о пороховом погребе Европы сохраняет свою актуальность и для нашего времени. Эта балканская специфика обусловлена тем фактором, что после ликвидации османского ига, обретения независимости и Балканских войн 1912-1913 годов Болгария и Сербия разошлись в своем геополитическом притяжении и оказались в сфере влияния интересов враждебных друг другу великих держав – Российской империи и Австро-Венгерской империи.

27.02.24

Ярослав Всеволодович был незаурядной личностью и получив ярлык от Батыя, который хоть как-то ограждал подвластные великому князю русские земли от новых ордынских нашествий, принялся энергично восстанавливать порушенное лютым врагом. Из столицы Монгольской империи Каракорума (ныне Монголия) посредством сети соглядатаев внимательно следили за деятельностью великого князя Ярослава Всеволодовича, и у монгольских владык она вызывала большую тревогу. Они видели, что «проклятые урусы» не смирились с иноземным игом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru