САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить

 

Ф.И.Тютчев. Портрет работы С.Александровского. 1876 г.

 

5 декабря исполняется 210 лет со дня рождения автора этих прекрасных строк – Федора Ивановича Тютчева (1803–1873), русского поэта-философа, дипломата.

Тютчев родился в стародворянской среднепоместной семье в усадьбе Овстуг Орловской губернии, где прошло его детство. В 12 лет Федор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году юноша поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г.Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829–1830 годах в журнале «Галатея» были впервые опубликованы стихотворения Тютчева, но настоящее признание его поэзия получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» появились сразу 16 стихотворений.

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 году служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания со второй женой) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 году переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843–1850 годах выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего».

В 1848–1849 годах, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело...», «Когда в кругу убийственных забот...», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений и был напечатан цикл стихов о любви, посвященных отношениям немолодого поэта с ровесницей его дочери, которые продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны.

Член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857), в 1858 году он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

В творчестве Тютчева 1860–1870 годов преобладают политические стихотворения. И по сей день не потеряла своей злободневности и воспринимается как завет его написанная в 1867 году публицистическая статья в стихах «Славянам»:

 

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
 
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, –
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
 
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!
 
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: – Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
 
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян.
 
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь...
Еще болит от старых болей
Вся современная пора...
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
 
А между нас – позор немалый, –
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
 
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час...
 
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди...
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел...

Светлана Орехова

"Вместе с Россией", №11-12 за 2013 год
Последние новости
все новости
20.03.23

Четырнадцать лет назад Резолюцией № A/RES/66/281 Генеральной Ассамблеи ООН был учреждён новый международный праздник – День счастья, который отмечается 20 марта. В некоторых государствах, например, в Бутане, в составе правительства имеется даже Министерство счастья.

19.03.23

Они контролируют информацию, наши связи, контакты, но они не контролируют наши души, сердца, убеждения, совесть и, что куда важнее, наши поступки. Да и не смогут они этого сделать. Да, они могут манипулировать, частично управлять нами, но всё же у каждого из нас достаточно свободы выбора, чтобы лично определять, как построить свою жизнь, какие идеалы и ценности хранить и отстаивать, если это будет нужно. Могут ли нас шантажировать? Конечно могут, особенно людей из мира политики, известных людей, представителей бизнеса. Люди прошлого тоже вели себя по-разному, но помнили, что есть Бог, который всё видит и знает. Теперь, когда общество становится всё более безбожным, цифровой диктат начинает для атеистов выполнять ту же функцию – человек должен понимать, что всё, что он делает, может стать известным – а значит жить всё же стоит так, чтобы не бояться огласки самого тёмного и тайного, что есть в нашей жизни и что может стать для всех явным. Или хотя бы помнить об этом. И это главное, что я хотел сказать.

18.03.23

Необходимо подчеркнуть, что в победе над мятежом в значительной мере способствовало русское общественное мнение.  Благодаря высокому патриотическому подъему в обществе правительство смогло преодолеть препоны со стороны «польской партии» в аристократическим кругах, избавиться от колебаний и занять твердую позицию в отношении как самого мятежа, так и попыток вмешательства во внутренние дела России европейских держав. С той поры минуло 160 лет. Российское государство, а с ней и весь Русский мир, вновь в крайней опасности, но, как и в те далёкие годы, патриотизм народа стал главной опорой руководства страны и залогом грядущей победы. 

12.03.23

Фонд международной солидарности (ФМС) основан в Польше в 1997 году для реализации различных гуманитарных и политических проектов в государствах «Восточного партнерства». Как и все прозападные фарисейские организации, фонд борется за свободу, общее благополучие и безопасность, поддерживает «гражданское общество и демократические перемены» в «авторитарных» странах, а также принимает участие в развитии местных и региональных администраций. Это на словах. А на практике – фонд – это организация, созданная западными политическими фарисеями для решения задач по дестабилизации ситуации в неугодных странах и свержения правительств, которые отказались быть западными марионетками.

09.03.23

Далеко не все задумываются о том, что существующая цифровая империя глобального Интернета – это не нечто само собой разумеющееся и существующее автономно, а целая структура – сеть корпораций в цифровой сфере, различных компаний, программного обеспечения. И за всем этим стоят конкретные люди или группы людей. Нас убеждают в различных степенях «защиты» нашей личной и деловой информации, возможности «сохранения в безопасности личных данных». Всё это – не более чем иллюзия и я полагаю, что многие об этом догадываются, но не все хотят признаться откровенно в этом даже самим себе – слишком жуткой для многих кажется эта картина мира, где о каждом человеке известно всё.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru