САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова

 Пророк славянофильства

 

Иван Сергеевич Аксаков – младший сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», а также сказки «Аленький цветочек», родился 8 октября (26 сентября с.с.) 1823 г. в с.Надеждино Белебеевского уеза Оренбургской губернии. Мать – дочь суворовского генерала Ольга Семеновна, урождённая Заплатина. Род Аксаковых (в старину Оксаковы) был одним из самых древних аристократических родов России. Родоначальником считался варяг Симон, племянник норвежского короля, построивший в Киево-Печерской лавре Успенскую церковь, где он и был похоронен. Его сын Юрий Симонович был боярином у князя Киевского Всеволода, отца Владимира Мономаха. И в дальнейшем потомки Симона, один из которых получил прозвище Оксак, ставшее родовым именем, верой и правдой служили русским монархам.

Старший брат Ивана – Константин Сергеевич Аксаков был одним из основателей славянофильства как идейного течения. Иван Сергеевич был также горячим сторонником славянофильства. Братья Аксаковы вместе с Ю.Ф.Самариным представляли так называемых «младших» славянофилов.

И.С.Аксаков, 1865 год

И.С.Аксаков, 1865 год.

Иван Сергеевич окончил Петербургское училище правоведения (1838–1842). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858–1878 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь в славянском комитете во время Берлинского конгресса (1878), содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет был закрыт. В 1870–80-е годы Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита.

В общественных кругах того времени существовала поговорка «честен как Аксаков» для высшего критерия честности.

С 1859 года до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: «Парус», «Пароход», «Русская Беседа», «День», «Москва», «Русь».

Умер Иван Сергеевич 8 февраля (27 января с.с.) 1886 г. в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

И.С.Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

"Вместе с Россией", №10, октябрь 2013 года.

Последние новости
все новости
01.12.20

Если оставаться на почве науки и согласиться с давно известным и много раз повторенным выводом политической экономии, философии, социологии и психологии, что рыночник поклоняется не гуманизму и демократизму, а мамоне и олигархизму, то возникает закономерное и справедливое убеждение об антигуманности рыночного принципа человеческой жизнедеятельности. 

26.11.20

Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди». При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. 

18.11.20

Но французы не сдавались. Новый командующий французской армией Жубер, собрав все имеющиеся войска, занял Нови. Туда же выдвинулась и русско-австрийская армия Суворова. 4 августа началась битва, которая шла в течение 18 часов. Французы вновь потерпели сокрушительное поражение. Погиб и сам Жубер.

17.11.20

В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. 

16.11.20

Воссоединение белорусских и украинских земель с Россией вызвало огромное возмущение и недовольство польской и полонизированной литвинской шляхты. Надеясь на помощь Франции, польская шляхта подняла мятеж. 12 марта 1794 года Мадалинский напал на русский полк и захватил полковую казну, а затем, одержав победу над прусским гарнизоном в Силезии, пошёл к Кракову. Туда же направился и Тадеуш Костюшко, который 16 марта 1794 года в Кракове провозгласил себя диктатором и верховным главнокомандующим Речи Посполитой. Целью Костюшко было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и, по факту, возвращение польского господства над недавно освобождёнными белорусами и украинцами, которых в Речи Посполитой всегда считали людьми второго сорта – хлопами и схизматиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru