САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова

 Пророк славянофильства

 

Иван Сергеевич Аксаков – младший сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», а также сказки «Аленький цветочек», родился 8 октября (26 сентября с.с.) 1823 г. в с.Надеждино Белебеевского уеза Оренбургской губернии. Мать – дочь суворовского генерала Ольга Семеновна, урождённая Заплатина. Род Аксаковых (в старину Оксаковы) был одним из самых древних аристократических родов России. Родоначальником считался варяг Симон, племянник норвежского короля, построивший в Киево-Печерской лавре Успенскую церковь, где он и был похоронен. Его сын Юрий Симонович был боярином у князя Киевского Всеволода, отца Владимира Мономаха. И в дальнейшем потомки Симона, один из которых получил прозвище Оксак, ставшее родовым именем, верой и правдой служили русским монархам.

Старший брат Ивана – Константин Сергеевич Аксаков был одним из основателей славянофильства как идейного течения. Иван Сергеевич был также горячим сторонником славянофильства. Братья Аксаковы вместе с Ю.Ф.Самариным представляли так называемых «младших» славянофилов.

И.С.Аксаков, 1865 год

И.С.Аксаков, 1865 год.

Иван Сергеевич окончил Петербургское училище правоведения (1838–1842). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858–1878 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь в славянском комитете во время Берлинского конгресса (1878), содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет был закрыт. В 1870–80-е годы Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита.

В общественных кругах того времени существовала поговорка «честен как Аксаков» для высшего критерия честности.

С 1859 года до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: «Парус», «Пароход», «Русская Беседа», «День», «Москва», «Русь».

Умер Иван Сергеевич 8 февраля (27 января с.с.) 1886 г. в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

И.С.Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

"Вместе с Россией", №10, октябрь 2013 года.

Последние новости
все новости
16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

06.03.24

Новое поколение политиков на Западе, давно забывшее, что такое война, легкомысленно рассуждает о том, что если атаковать напрямую Белоруссию или Калининградскую область, а также поддержать ВСУ на поле боя, России будет нанесено быстрое поражение, и станет можно после этой «победоносной войны» на правах победителя диктовать любые условия.

05.03.24

Александр Невский заложил основные принципы собирательной политики московских государей, которые можно определить следующим образом — «плыви по течению, но греби в свою сторону», «птичка клюёт по зёрнышку, а терем строится по брёвнышку» (пошаговая стратегия – авт.), «сделай врага безразличным, а безразличного другом». При этом эти три правила должны быть «нанизаны» на идейный стержень – «Святая Русь» или «Русская польза», который определяет смысл собирательной политики. 

01.03.24

Известное выражение о Балканах как о пороховом погребе Европы сохраняет свою актуальность и для нашего времени. Эта балканская специфика обусловлена тем фактором, что после ликвидации османского ига, обретения независимости и Балканских войн 1912-1913 годов Болгария и Сербия разошлись в своем геополитическом притяжении и оказались в сфере влияния интересов враждебных друг другу великих держав – Российской империи и Австро-Венгерской империи.

27.02.24

Ярослав Всеволодович был незаурядной личностью и получив ярлык от Батыя, который хоть как-то ограждал подвластные великому князю русские земли от новых ордынских нашествий, принялся энергично восстанавливать порушенное лютым врагом. Из столицы Монгольской империи Каракорума (ныне Монголия) посредством сети соглядатаев внимательно следили за деятельностью великого князя Ярослава Всеволодовича, и у монгольских владык она вызывала большую тревогу. Они видели, что «проклятые урусы» не смирились с иноземным игом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru