САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

« Назад

04.06.2015 12:56

Знаменитой панораме Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» исполнилось 110 лет

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» – такой же узнаваемый символ города, как и памятник затопленным кораблям, Малахов курган, Сапун-гора и руины древнего Херсонеса.

Как произведение искусства севастопольская панорама представляет собой огромную по размерам картину, дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. Этот музей является частью мемориального комплекса на Историческом бульваре, посвящённого героизму защитников Севастополя во время Крымской войны.

Благодаря своему расположению (доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя), панорама хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей.

Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов. Не только из России и стран СНГ, но и из дальнего зарубежья. Событием в культурной жизни Севастополя стал проходивший на Историческом бульваре городской музейный праздник «Панораме–110!». Ровно столько исполнилось со дня открытия панорамы известного художника, основоположника русского панорамного искусства, профессора класса батальной живописи Франца Рубо. Он запечатлел один из самых значительных эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 г.
Panorama1854-1855
Работу над панорамой художник начал в 1901 г. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, осматривал места боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств.


Летом 1904 г. произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 г., к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала достоверность воспроизведенных событий.


Как и другие работы художника, панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» имела непростую судьбу. Уцелев во время революционных потрясений 1917 г. и Гражданской войны, во время противостояния с нацистской Германией живописное полотно загорелось после попадания бомбы в здание музея.

Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня 1942 г. уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город – лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек – раненые, женщины и дети. В тяжелых условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, экипажу корабля удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Однако трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Спасти удалось две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

После окончания войны начались восстановительные работы. Фактически полотно было воссоздано заново на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Воссоздавая картину, художники-реставраторы обогатили её множеством новых решений. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 г., панорама вновь была открыта.

Торжественное открытие праздника, посвященного 110-летию панорамы, состоялось в 10 часов утра на площади перед зданием музея-экспозиции. Здесь была развернута выставка «Меня следует считать русским художником», рассказывающая о творчестве художника Ф. Рубо. Вниманию жителей и гостей города были представлены копии рисунков и картин создателя Панорамы разных периодов его творчества.

Выставку представил директор Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александр Рудометов. В беседе с журналистами (на церемонии открытия праздника присутствовали съёмочные группы ведущих севастопольских телеканалов) он рассказал об истории панорамы, перспективах развития музейного комплекса и насущных проблемах.

«Мы стараемся быть на уровне, – сказал Александр Александрович. – На сегодняшний день активно работаем как научно-исследовательское, собирательское, пропагандистское научно-просветительное учреждение, и ведём экскурсионную работу».

За все годы существования севастопольская панорама приняла 41 млн посетителей. После воссоединения Севастополя и Крыма с Россией музей продолжает пользоваться особенной популярностью. В 2014 г. его посетило около 500 тыс. туристов. В 2015-м руководство музея рассчитывает принять как минимум столько же посетителей.


Так, в течение мая панораму и другие объекты музейного комплекса посетили в пять раз больше человек, чем планировала администрация. Не так давно президент России Владимир Путин дал поручение о придании музею статуса Федерального и включении его в перечень особо ценных объектов Российской Федерации.


С 1 июня панорама будет работать без выходных в режиме продленного рабочего дня с 9:30 до 19 часов.

По случаю юбилея 27 мая с 19 до 21 часа панорама была открыта для свободного посещения. Программу праздничных мероприятий дополняли демонстрация фильма «Памятник народному подвигу» и тематический вечер «Великая картина великого подвига» в кинопавильоне музея. В реставрационных мастерских специалисты музея представили подлинные фрагменты живописного полотна кисти Ф. Рубо, а также рассказали о ведущихся реставрационных работах.

«В Российской Федерации, – сказала в интервью журналистам севастопольского телеканала «НТС» заместитель директора Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Светлана Костюченко, – на сегодняшний день нет музея, который бы так комплексно показал событие середины XIX века. А Восточная и Крымская война, как известно, была предтечей двух мировых войн. Война, которая унесла более миллиона жизней».

Вечером гостей музея ждал праздничный фейерверк на центральной площади комплекса.

Особую примечательность мероприятиям по случаю 110-летия севастопольской панорамы придало прибытие в город внучки художника Ф. Рубо Сильвии, которая обещала передать музею картины и эскизы своего деда. Приехав из Мюнхена, Сильвия Рубо приняла участие в научно-практической конференции «И века переживет севастопольская слава! Панорама Ф. Рубо 1905–2015», которая проходила 28 мая в кинопавильоне музея.


«Панорамы и важнейшие исторические картины, – сказала внучка художника, – Рубо написал на своей второй Родине, но даже в Баварии он чувствовал связь с российским народом. Наряду с заказами, он писал картины на исторические темы и панорамы для России, в которых проявлялось его уважение к русской истории».


Принять участие в научно-практической конференции приехали реставраторы и художники из ведущих музеев со всех уголков России. Многие из них давно хотели побывать в Севастополе и увидеть панораму. Все выступления участников получились весьма интересными. По сути, была представлена вся история музея и творчества Ф. Рубо. Рассказывалось об открытии панорамы в начале ХХ в., о её реставрации в послевоенное время. Гость из Москвы, Елена Сереброва, директор музея-панорамы «Бородинская битва», рассказала о современном состоянии данного произведения известного художника и проблемах реставрации батального полотна. Заместитель генерального директора Дагестанского государственного объединенного музея им. Тахо-Годи Джамиля Дагирова поведала о непростой судьбе еще одного произведения Ф. Рубо – панорамы «Штурм аула Ахульго». Как и севастопольская панорама, это батальное полотно серьёзно пострадало. Только не во время войны, а в 1920-е гг., во время наводнения. В 1928 году её передали в Дагестанский краеведческий музей.

Много говорилось о высоком историко-культурном потенциале севастопольской панорамы и других произведений Рубо, подчёркивалось его значение в реализации Программы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
01.12.20

Если оставаться на почве науки и согласиться с давно известным и много раз повторенным выводом политической экономии, философии, социологии и психологии, что рыночник поклоняется не гуманизму и демократизму, а мамоне и олигархизму, то возникает закономерное и справедливое убеждение об антигуманности рыночного принципа человеческой жизнедеятельности. 

26.11.20

Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди». При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. 

18.11.20

Но французы не сдавались. Новый командующий французской армией Жубер, собрав все имеющиеся войска, занял Нови. Туда же выдвинулась и русско-австрийская армия Суворова. 4 августа началась битва, которая шла в течение 18 часов. Французы вновь потерпели сокрушительное поражение. Погиб и сам Жубер.

17.11.20

В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. 

16.11.20

Воссоединение белорусских и украинских земель с Россией вызвало огромное возмущение и недовольство польской и полонизированной литвинской шляхты. Надеясь на помощь Франции, польская шляхта подняла мятеж. 12 марта 1794 года Мадалинский напал на русский полк и захватил полковую казну, а затем, одержав победу над прусским гарнизоном в Силезии, пошёл к Кракову. Туда же направился и Тадеуш Костюшко, который 16 марта 1794 года в Кракове провозгласил себя диктатором и верховным главнокомандующим Речи Посполитой. Целью Костюшко было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и, по факту, возвращение польского господства над недавно освобождёнными белорусами и украинцами, которых в Речи Посполитой всегда считали людьми второго сорта – хлопами и схизматиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru