САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

« Назад

18.03.2016 09:40

Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

Ивашинцова Ольга Александровна, р. 13.01.1941г., г. Ленинград. Скульптор. Член петербургского союза художников с 1972г.

Закончила Среднюю художественную школу (1960) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств в 1966 г. по классу скульптуры. Во время учебы в СХШ участвовала в театральных постановках. Получив предложение работать у известного театрального деятеля Акимова, сделала выбор в пользу пластического искусства.

Училась у Д.М.Епифанова, затем у профессора М.К.Аникушина. Освоив приобретенные у учителей приемы и выработав умение работать с натурой, Ольга Александровна научилась видеть не только отдельные элементы скульптуры, но и ее грани, форму и объем в целом на любой стадии работы. Михаил Константинович привил художнику и другое важное качество - уделять пристальное внимание вопросам постановки фигуры и пространственно-пластическому решению.

Портрет С.Рахманинова Несмотря на большое количество утраченных работ творческое наследие О.А.Ивашинцовой значительно. Часть работ была уничтожена самим автором, часть погибла во время переезда в новую мастерскую во время аварии, часть была разбита при других обстоятельствах. В последнем случае погибла фигура С. Рахманинова (1966г.), вылепленная из глины. Заявленная как дипломная работа скульптура композитора была отвергнута московским руководством Академии, нашедшим политически неудобным даже упоминания самой личности С.Рахманинова. О значительности образа можно судить по сохранившимся фотографиям. Автор не стремилась к тонкой моделировке фигуры. Кусочки материала слегка отглажены на сосредоточенном лице великого композитора, все остальные поверхности свободно обработаны стеком. Этот прием, как и постановка фигуры, расположение рук, одна из которых касается подбородка, работают на создание образа композитора в момент его творческого напряжения.

ivashin-rahm

Старый голубятник По окончании института О.А.Ивашинцова приступила к работе с камнем - материалом, который в то время нечасто давали студентам. Дважды отказывалась от логичного предложения продолжать работу со своим учителем в его творческой мастерской. Не желая впасть в зависимость от творчества М.К.Аникушина, она сознательно обратилась к поиску других возможностей в скульптуре. В результате появилась совсем не аникушинская работа "Старый голубятник" (1975 г., тонированное дерево). Своими приземистыми формами, мощью объемов он скорее напоминает "Крестьянку" В.Мухиной. Прорисованные клюкардой линии ватника пожилого мужчины контрастируют общему монументальному строю.

ivashin-golub

Внушительный барельеф "Въездные ворота в Шахрисябаз" (5 х 3м, 1974-1975гг, глина) своей мягкой графикой несколько напоминает работу литовского скульптора Ю.Микенаса. Хотя перечисленные вещи и имеют некоторые аналогии с искусством известных советских скульпторов, но наряду с мемориальной пластикой в камне того же времени свидетельствуют о способности художника решать самые разнообразные задачи.

Сашок Совершенно особо стоят работы "Сашок" (2002г., дерево) и "Пережившая блокаду" (1991г., тонированное дерево). Они равно свидетельствуют об особом почерке мастера и бережном отношении к традициям реалистической пластики. Портрет сына ("Сашок") - замечательное слово в отечественной скульптуре на детскую тему. Образ ребенка в известных произведениях М.Чижова, А.Иванова воспринимается через жанровый подтекст. Здесь же очень чисто и лаконично показаны трогательность ситуации, хрупкость, нежность и беззащитность возраста. Четкий абрис фигуры, просто трактованные поверхности платья "на девочку" и легко воспринимаемые пропорции объемов взаимно усиливают образ, вызывающий столь знакомое и родное чувство любви и в то же время - ответственности за судьбы детства.

ivashin-sashok

"Пережившая блокаду" также вырублена из дерева. Здесь также просто, но иными приемами автор добилась цельности образа. Следуя принципу "работать от объема", скульптор сосредоточила усилия на стремлении простыми средствами запечатлеть мужественный и по-своему красивый образ. За сеткой морщин на скуластом лице прочитывается многодневный подвиг женщины блокадного Ленинграда. Обе эти вещи, являясь одновременно и индивидуально конкретными и обобщенными, показывают О.А.Ивашинцову сильным монументалистом.

В ее произведениях заметно стремление не упустить нравственное начало. Каждый герой заявлен с какой-то определенной положительной, часто жизнеутверждающей чертой характера. Такова и выполненная из бронзы работа "Портрет М.К." ("Портрет графика Маши Кожиной", 1978г., бронза, выколотка).

Интересен процесс выбора образа автором. Как правило, скульптор начинает быстро работать над несколькими скульптурами. Затем отбирает две из них, и продолжает тщательно обдумывать возможные решения. Завершает работу очень быстро, не отвлекаясь на другие образы, боясь "упустить" наработанное. Очень часто художник работает без эскизного варианта. Но почти всегда работе над образом предшествует подготовительный рисунок.

В фигурных композициях скульптор сознательно уходила от анатомической точности, не прибегая, однако, к упрощенной трактовке и схематизму. Автор мало работала с гипсом, предпочитая дерево и камень. С глиной художник работала как с камнем, часто добавляя в нее шамот.

Придерживаясь взгляда, что школа подавляет самостоятельность, скульптор ни в одной работе не повторила своего учителя. Точно также она использует и наследие ваятелей прошлого: этрусков, Фидия, Микеланджело, ценя их несомненные достоинства и находя в них всего лишь источник для вдохновения, а не для подражания.

Большую роль в развитии мастера оказало искусство советского скульптора А.Т. Матвеева, а также советы петербургского художника Б.Н.Запорожца.

Разнообразные пути воплощения задуманного в материале для мастера с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой закреплены участием более сотни произведений в 92 выставках за полувековой период творчества.

Для зрителя ее образы просты и понятны, но в них нет нарочитости, уплощенности и небрежности. Они не для бездушной созерцательности, поскольку за каждым из них либо конкретное сильное чувство, либо повод к активному осмыслению эпизода мифа или чьей-то судьбы.

Природные открытость, простота, уступчивость не принесли ей ни званий, ни всеобщей известности. Критический, подчас очень жесткий, подход к своей работе и к своему наследию и вовсе ограничил круг знатоков ее искусства. Только благодаря вмешательству неравнодушных к ее искусству людей спасли от уничтожения самим автором работы "Сашок" и некоторых других произведений.

Ее работы находятся в коллекции и установлены: Государственный Русский музей, Музей городской скульптуры (Санкт-Петербург), Калужский областной краеведческий музей, Москва, Брянск, Тула, Воронежская область, Шадринск, в Казахстане, Великобритании, Германии, Италии

Выставки: "25-лет Победы" 1970, Ленинград; Всероссийская выставка "Малые формы" 1972, Москва; "Наш современник", 1973г., Ленинград; "60 лет Победы", 2005, Москва; Загреб, 1987; Кострома, 2005; Липецк, 2006 и др..

О.А.Ивашинцова - участник 1,2,3,4,5,6 выставок "Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)"

 

Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

28.06.24

Чем дальше от нас уходят грозные военные годы, чем меньше в живых остаётся бывших партизан и подпольщиков, боровшихся с фашистами в трудных условиях оккупации, тем важнее хранить память об этом героическом времени и самоотверженной борьбе белорусского народа с фашизмом. Те суровые годы породили по-настоящему яркие образы и личности, которые, как это не раз бывало в нашей истории, будь это монгольское нашествие, смутное время или же война с Наполеоном, возглавили общенародную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru