САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Сирота - казанская, а верста - коломенская

Сирота - казанская, а верста - коломенская

« Назад

07.10.2016 16:08

Как появилось выражение «сирота казанская» и почему верста - непременно коломенская? В самом ли деле язык доведёт до Киева и почему все дороги ведут в Рим? Кто сказал, что Москва - Третий Рим и как она стала портом пяти морей? Изучаем крылатые слова и поговорки русского языка.

Сирота казанская

Одним чудесным октябрьским днём… То есть тот день был кому чудесным, а кому и не очень, для одних победа, для других - поражение, горькое до сих пор, спустя почти полтысячи лет. В общем, в начале октября 1552 года Иван Грозный наконец-то сумел взять Казань. У этого события было много последствий. В том числе одно позднейшее - появление в стране целой армии «сирот казанских».

«Сирота казанская» сегодня - это некто, умело и с выгодой прикидывающийся несчастным, таковым на самом деле не являясь. Похоже, ровно такой же смысл выкладывали в это выражение и наши предки. Ведь после падения Казани некоторые представители местной знати принялись нудно жаловаться новым властям на свою бедность и тяжёлые, буквально сиротские, жизненные обстоятельства. Несмотря на то, что царской милостью и так обделены не были.

Впрочем, есть версия, что в этом выражении имелись в виду самые настоящие сироты - дети погибших защитников Казани. Их было много, и совершенно непонятно было, что с ними делать - но тут кто-то придумал отдавать их на воспитание и прокормление в русские семьи. Ну а потом подросших молодых татар возвращали обратно в Казань, что, несомненно, способствовало, как принято сейчас выражаться, большему взаимопониманию между народами.

Но особенно обласканными оказывались мусульмане, переходившие в православие. Те из «сирот казанских», кто решился на перемену веры, мог сильно поправить своё финансовое положение и через сотню лет после взятия Казани. И во времена Алексея Михайловича на принимавших православие мусульман часто проливался целый ливень денег, шуб, жемчугов, серебряных кубков, коней и прочих приятных вещей. Так, крещение кабардинского князя Григория Сунчалея Черкасского, случившееся в 1644 году, обошлось казне в 969 рублей (при годовом окладе, например, лекаря, в 30 рублей). Понятно, что кое-кто крестился отнюдь не по зову сердца, а именно из финансово-карьерных соображений. Ну а простые русские люди, которым креститься было не надо, ибо уже крещены, таким, конечно, завидовали. Словом, «сирота казанская» - персонаж явно отрицательный: хитрец, притворщик, вымогатель и попрошайка.

Вёрсты коломенские

Алексей Михайлович не только пригревал казанских сирот. Он ещё и изобрел «версту коломенскую», очень быстро ставшую синонимом высокого человека. Верстой на Руси называли не только меру длины, чуть большую, чем современный километр, но ещё и верстовой столб (помните, у Пушкина «..только версты полосаты попадаются одне»). Эти столбы, указывающие расстояние от пункта А до пункта Б, как раз и начали устанавливать в царствование Алексея Михайловича - а дороги, оснащённые верстами, стали называться «столбовыми».

А вот столбовые дворяне - они вовсе не отсюда, а от «столбцов», особого вида списков, в данном случае - о предоставлении служилым людям поместий, но только на время их службы. То есть это было что-то вроде средневековой депутатской квартиры. Правда, впоследствии эти временные поместья превратились в постоянную, наследственную собственность дворянских семей.

На дороге из Москвы в село Коломенское верстовые столбы были особенно высокими. А как же - ведь по этой дороге регулярно ездил сам царь, отправляющийся в свою загородную резиденцию! Так что это была главная трасса страны, Рублёвка XVII столетия. Вот и вёрсты на ней ставили такие, что мы их до сих пор забыть не можем. Наверняка, эти вёрсты торчали из любого сугроба, в отличие от то и дело заметавшихся снегом столбов на более скромных дорогах.

Язык до Киева доведёт

Ну а летом, если ехать по вёрстам, конечно, заблудиться было трудно. Впрочем, летом можно и вовсе без вёрст, ведь язык до Киева доведёт! Это выражение родом едва ли не из Киевской Руси, когда многие стремились в столицу Руси, но довольно плохо представляли себе, как туда попадают. Вот и приходилось спрашивать дорогу у встречных - такова очень простая и самая очевидная версия происхождения этого выражения.

Впрочем, если жителям и гостям Руси приходило прикладывать усилия, спрашивая у каждого встречного-поперечного дорогу, похоже, у древних римлян и их современников такой проблемы не было. Ведь, как известно, все дороги ведут в Рим.

Общеизвестным это выражение стало благодаря французскому баснописцу Лафонтену: он воспользовался им в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник». Однако фразу про дороги и Рим придумал не он, у этого выражения очень древняя история.

Ведь именно в Риме - центре огромной империи, на рыночной площади - форуме, стояла колонна Milliarium Aureum, «Золотой мильный камень». На ней были написаны расстояния до покорённых столиц - это был своего рода «нулевой километр». Собственно, остатки этой колонны сохранились до сих пор, и при желании каждый может увидеть ту точку, в которую, по мнению древних, и вели все дороги цивилизованного мира.

По которым сами римляне возвращались в свои пенаты. Нет, не так: в «Пенаты» мог вернуться разве что художник Илья Репин, назвавший свою усадьбу так же, как древние римляне называли божков домашнего очага. Их пенаты были похожи не на грозного Юпитера, а на доброго домового: хранили дом, заботились об уюте… Поэтому римляне возвращались не «в свои пенаты», а «к своим пенатам», милым божкам, охранявшим родные стены, пока хозяин болтался где-то у чёрта на куличках.

У черта на куличках

То есть так далеко, что даже непонятно где. А может, и вовсе нигде - ведь как может пересечься нечистая сила с куличами, едой праздничной, пасхальной? Никак не может. Тем более что эти «кулички» ничего общего с куличами не имеют. Равно как и с птицей куликом - чертовы кулички родом от кулиг или кулижек, старинного русского слова, означающего что-то вроде лесной поляны.

Особо дурной репутацией пользовались кулиги, образовавшиеся сами по себе, - в дохристианские времена жрецы устраивали здесь жертвоприношения. А после христианизации Руси считалось, что на кулижках обитает нечистая сила. Однако земля, свободная от леса, была слишком большой ценностью, поэтому на кулигах строились крестьяне, ушедшие из своих разросшихся и ставших слишком тесными деревень. Так на месте бывшей страшной поляны со временем вырастало поселение, из которого народ, в свою очередь, уходил на ещё более дальние кулиги-выселки…

Третий Рим

Как известно, Рим пал. Пал и второй Рим, то есть Константинополь. Ну а третий Рим, Москва, так и стоит себе на семи холмах…

Есть мнение, что Третьим Римом Москву стали называть именно из-за наличия семи холмов - ведь именно столько холмов было и в Риме, и в Константинополе. Впрочем, семью холмами могут похвастаться также Киев, Вашингтон, Сан-Франциско, Амман, Кишинёв, Уфа, Смоленск, Нижний Новгород, а также Сарапул, Тутаев и Чердынь. Что-то многовато Римов получается, так что дело тут явно не в особенностях рельефа.

Судя по всему, о том, что Москва - Третий Рим, первым сказал в двадцатых годах XVI века старец Елеазарова монастыря Филофей Псковский. Даже не сказал - написал в своих посланиях дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Возможно, эту идею старец позаимствовал у митрополита Зосимы Брадатого, который ещё в 1492 году, как раз в то время, когда Колумб открывал Америку, в своём труде «Изложение Пасхалии» намекал на то, что Москва - продолжательница христианского дела Рима и Константинополя.

Поначалу это выражение имело религиозный смысл - Москва (не только город, вся страна) после падения двух христианских столиц виделась главным оплотом веры. Однако у звания «Третий Рим» были и материальные подтверждения. Во-первых, матушкой Василия III была племянница последнего византийского императора - Софья Палеолог. Во-вторых, старец Филофей считал князя Василия прямым потомком Константина Великого: «Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды - великий Константин, и блаженный святый Владимир, и великий богоизбранный Ярослав и прочии блаженнии святии, их же корень и до тебе», - писал он, обращаясь к великому князю в своём послании.

Порт пяти морей

А ещё Москва, как известно, - это порт пяти морей: Чёрного, Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского. Ну а само это выражение, судя по всему, принадлежит скромному гению Иосифу Виссарионовичу Сталину, употребившему его в 1936 году во время посещения канала «Москва-Волга», позже ставшего каналом имени Москвы. После завершения этой великой стройки коммунизма Москва получила выход к другим уже имеющимся (ещё с петровских времён!) каналам, по которым отныне было можно добираться до всех вышеназванных морей.

Надо сказать, что прорыть канал между Волгой и Москвой-рекой хотел ещё Пётр I. Но не сложилось, а жаль. Ведь, возможно, тогда, желая подчеркнуть невероятную банальность чьих-то слов, мы вполне могли бы говорить «Москва впадает в Каспийское море»! А так приходится пользоваться чеховским символом общеизвестного - «Волга впадает в Каспийское море». Впрочем, скорее всего, Чехов не лично придумал эту ставшую крылатой фразу из «Учителя словесности». Видимо, он взял её из школьных учебников, а точнее - из грамматических упражнений известного в то время педагога Николая Бунакова. Ну, в учебниках общеизвестные истины вполне уместны - потому что если им не учить детей, то как же эти истины станут общеизвестными?

Русский мир



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
05.10.22

Орден иезуитов, специально созданный для противодействия государственному и национальному развитию европейских народов, играл самую отрицательную роль в любых странах. Даже в Польше против иезуитов поднялось грозное волнение. «Сеймы оглашались криками против них. Имя «народной язвы» сделалось обыкновенным названием иезуитов и лучшие люди того времени серьезно советовали польскому правительству выгнать их из литовско-польского государства». Когда во Франции в 1764 году орден иезуитов был запрещен, то в качестве причины приводилось указание, что «существование такой корпорации не может быть терпимо в благоустроенном государстве».

01.10.22

Как-то в период, когда я работал в местной вертикали, зашла речь о том, что некоторые из чиновников не очень лестно отзывались о коллегах с педагогическим образованием – дескать, учителя жизни не знают, производства, что с них взять… На это мой тогдашний руководитель, тоже учитель по образованию П.И.Лосич сказал: «Что бы они не говорили, а самые успешные и значимые руководители нашей страны Пётр Машеров и Александр Лукашенко вышли из учительства». Я запомнил эти слова на всю жизнь. С праздником вас, дорогие однокурсники, дорогие мои педагоги, да и все учителя и преподаватели! С Днём учителя! 

27.09.22

Польские правящие круги одержимы бредовой идеей воссоздания собственной империи под  названием Четвёртая Речь Посполитая. После ликвидации в декабре 1989 года Польской народной республики в Польше была принята новая  конституция, определявшее польское государство как Третья Речь Посполитая. С учетом исторического прошлого это означает, что территории Белоруссии, Украины и Литвы   вновь начали восприниматься в Варшаве как часть Полонии (Polonia), на которых Польша якобы имеет  право на доминирование.

24.09.22

Думаю, что конституционная реформа не завершена. Вопрос передачи функции выборов главы государства Всебелорусском народному собранию – важнейший и он объективно встанет на повестку дня, если мы хотим сохранить страну и защитить её от ударов извне. Это вопрос сложный даже для самого Александра Лукашенко – очень трудно решиться на это, пойти на нужные изменения, особенно сейчас, когда только была изменена конституция. Но те, другие, которые придут после него, ещё с большей вероятностью на это не решатся.

24.09.22

Точных итогов устроенного в США Голодомора до сих пор не знает никто. Вся статистика была очень быстро закрыта. Только косвенно по данным очередных переписей можно установить, что за несколько лет в начале 1930-х годов США недосчитались минимум восьми с половиной миллионов человек. А за все время американского Голодомора лишились жизни по самым скромным подсчетам около 10 миллионов человек. Вот вам хваленный американский капитализм и лживая американская мечта, которые и сегодня такие же людоедские, как и в тридцатые годы XX века.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru