САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Золотой голос России

Золотой голос России

« Назад

20.10.2019 10:37

В Москве открыли памятник великому певцу Дмитрию Хворостовскому

16 октября, в день рождения Дмитрия Хворостовского, на его могиле на Новодевичьем кладбище открыли памятник, созданный скульптором Владимиром Усовым. В этот день Дмитрию Александровичу исполнилось бы 57 лет, и словно сама природа отметила это событие – выглянуло сияющее солнце. У могилы Дмитрия собрались сотни людей с букетами цветов, приехали его родители Людмила Петровна и Александр Степанович Хворостовские, вдова Флоранс с детьми Максимом и Ниной, коллеги, друзья, поклонники. Памятник сыну в Москве поставили родители, отказавшись от чьей-либо помощи.

Они лично встречались со скульптором, ездили в мастерскую, следили за тем, как отливался памятник. Благо, средства нашлись – от продажи квартиры, которую им оставил Дмитрий. Александру Степановичу Хворостовскому и предоставил первое слово ведущий торжественной церемонии, худрук «Геликон-оперы», коллега и друг певца Дмитрий Бертман.

«Памятник, по мнению нашей семьи, получился прекрасный, – сказал Александр Степанович. – Когда мы увидели этот образ, влюбились в него с первого взгляда. Дима как будто запечатлен на сцене в момент движения, еще миг – и он продолжит его. Я благодарен всем участникам этого события – скульптору Владимиру Усову, работникам, делавшим постамент, всем организаторам, в частности, Елене Дегтяревой, которая была связующим звеном между всеми, кто работал над памятником, и очень помогла нам».

Д. Бертман зачитал приветственное письмо от министра культуры В. Мединского, выступил заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Леонид Ошарин, и, наконец, монумент был открыт. Покрывало спало, и перед взорами предстал Дмитрий Хворостовский, действительно, в порыве движения, как и сказал его отец.

Торжественности моменту добавило то, что зазвучала ария Демона в исполнении певца – «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…» А потом вступил хор геликоновцев с псалмом П. Чеснокова «Да исправится молитва твоя», солировала Лариса Костюк.

Памяти Дмитрия посвятили свои слова Флоранс, Владимир Усов, его друзья и партнеры Константин Орбелян, Лилия Виноградова, Павел Астахов, Ильдар Абдразаков. Почтить память певца приехали его аккомпаниатор Ивари Илья и телеведущий Владимир Познер.

Люди долго не расходились от памятника с полной трагизма надписью: «Любимому сыну – от родителей»...

Не спешил уходить и Дмитрий Бертман. «Видите, как небесная канцелярия распорядилась, – говорил он журналистам и поклонникам певца, – что Дима должен быть рядом с Шаляпиным, который был главным послом нашей культуры в мире. Мне посчастливилось с Димой дружить и работать, мы делали с ним "Демона" Рубинштейна. В нашем "Геликоне", с нашим хором и солистами. Это была его первая оперная постановка в Москве, собирались ставить ее и в Барселоне. Дима не отменял этот проект до последнего. Много концертов делали – на юбилее Елены Образцовой в Большом театре, на открытии нашей исторической сцены, последней нашей совместной работе. В «Геликоне» Диму очень любили, в годовщину смерти поставили его бюст в театре, одна из артистических называется «Дмитрий Хворостовский». В гримерках, где он готовился к выходу на сцену, висят его портреты и фотографии с нашими артистами, мы живем с ощущением, что Дима с нами, видит и слышит нас, болеет за наши успехи.

Существует звание – «народный артист», а Хворостовский был реальным народным артистом, его знали не только те, кто занимается оперой, а все люди, потому что он был талантище и красавец. В «Демоне» у нас была мизансцена, в которой Демон обнимает огромный земной шар, так вот, когда случилось несчастье, многие газеты опубликовали некрологи с этой фотографией, от чего становилось еще больнее. Но ведь это было действительно так: весь земной шар был его. Я видел его триумф в разных странах».

***

Критики называли Дмитрия Хворостовского «лучшим Онегиным всех времен и народов», эту партию он пел на сценах самых известных театров мира.

Оглушительный успех выпал на постановку в Венской опере (2013), где певец выступил в дуэте с Анной Нетребко. Спел Онегина и на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, а дебютировал с пушкинским героем еще студентом в Красноярском театре оперы и балета. Чайковский был любимым композитором Дмитрия Александровича, ария Елецкого из «Пиковой дамы» также числится среди его знаковых партий. Но, кроме Чайковского, его любимцами были Моцарт и Верди, он не раз признавался, что «итальянская музыка удобно укладывается» в его голос, и петь Родриго ди Поза в «Дон Карлосе» и Симона Бокканегру в одноименной опере Верди ему порой «комфортнее», чем даже Онегина. Послушайте партии еще четверых вердиевских героев Хворостовского – Риголетто, графа ди Луна в «Трубадуре», Жермона в «Травиате», Ренато в «Бале-маскараде», и этот божественный голос вновь расскажет вам все самое главное «о свойствах страсти»...

Звезда 27-летнего Дмитрия Хворостовского взошла после блистательной победы в конкурсе «Певец мира» в уэльсском Кардиффе. Тогда же он дебютировал в «Пиковой даме» в Опере в Ницце и мгновенно получил ангажементы от самых престижных сцен мира, среди которых были Королевская опера Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Парижская, Баварская и Венская оперы. С 1994 года певец обосновался с семьей в Лондоне и прожил в нем более двадцати лет. (В первом браке с красноярской балериной Светланой Ивановой у него родились близнецы Александра и Данила, а во втором с итальянской певицей Флоранс Илли – Максим и Нина).

Хворостовский пел с крупнейшими оркестрами мира, в том числе с Нью-Йоркским, Симфоническим Сан-Франциско и Роттердамским филармоническим, сотрудничал с самыми выдающимися дирижерами. С сольными концертами выступал в лучших залах – Вигмор-холл в Лондоне, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Музикферайн в Вене, Сантори-холл в Токио, в Больших залах Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. На его концертах побывали жители Сеула, Осло, Стамбула, Иерусалима, городов Латинской Америки, Канады, далекой Австралии. Не редкостью было то, что концерты Хворостовского на Западе прерывались 20-минутными овациями.

Хворостовский был мастером не только в опере, но и в камерном жанре – блистательно исполнял романсы, барочные арии, русские народные песни, духовную музыку.

***

В одном из интервью Хворостовский ответил всем своим критикам, желавшим видеть в его лице в первую очередь «западного» артиста. Своими словами – «В моем лице моя страна имеет и защитника, и пропагандиста, и дипломата!» – он опроверг это мнение навсегда и ярко подтверждал своими действиями.

В 90-х Хворостовский исполнил три уникальных цикла на музыку великого Георгия Свиридова – есенинскую «Отчалившую Русь», посвященный певцу блоковский «Петербург» и романсы на слова Пушкина.

9 мая 2005 года артист выступил в Кремлевском Дворце с программой «Песни военных лет», затем объехал с гастролями всю страну – от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска. Хворостовский первым дал сольный концерт на Красной площади в Москве, его транслировали более, чем в 25 странах мира. В Москве и Санкт-Петербурге постоянно выступал с концертами цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья» – с участием мировых звезд. Совместно с Павлом Астаховым Дмитрий занимался благотворительной деятельностью.

Последним профессиональным достижением Хворостовского стал выход в свет 10 ноября, за 12 дней до смерти, диска с записью оперы «Риголетто». Он очень ждал его, и был счастлив.

***

Памятник Дмитрию Хворостовскому на Новодевичьем кладбище в Москве – третье обращение заслуженного художника России Владимира Усова к образу великого артиста.

В ноябре прошлого года в фойе Геликон-оперы был установлен бюст певца, а в конце минувшего сентября – в сквере на нижнем ярусе Красноярского института искусств, который окончил Дмитрий, первый памятник.

– К образу своего современника, и к тому же земляка, оперного певца Дмитрия Хворостовского я обратился 11 лет назад, – рассказывает Владимир Ильич, – когда он был жив-здоров, тогда и психологическое решение портрета было найдено. Творческую работу готовил для выставки. Но лет пять назад, когда сообщили, что певец болен, работу закрыл и долго не обращался в ней. Болезнь Дмитрия все перевернула, и когда произошло то, что произошло, пришлось вернуться к ней. Московский памятник был сделан первым, а над красноярским, поскольку он предлагался на конкурс, я поработал в другом ключе. Дмитрий также крепко стоит, и его постановка говорит о характере, выразившемся во внешней форме. Немного по-другому сделана рука, и там он явно поет. А в московском, считаю, ярче раскрыт характер.

С Дмитрием обсуждали эскизы по телефону, но подъехать в студию, у него, конечно, не нашлось времени. Но мне хватило того, что он мой современник и величайший из голосов мира, с репертуаром, отличающимся от других, как небо от земли, я стремился раскрыть его психологический портрет. Родители, увидев мою работу, ни к кому не ушли, я согласился участвовать в конкурсе, в результате был утвержден наш вариант.

– Что он поет для вас на московском монументе?

– Самого себя. Особенность этой скульптуры – указательные пальцы, уходящие вперед, на зрителя, сколько раз я наблюдал эту его характерную позицию на концертах. Конечно, на обоих моих памятниках Дмитрий – на сцене.

Нина Катаева, Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru