САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Иван Андреев: Поверженный Суворов. Захватит ли война памятников Белоруссию?

Иван Андреев: Поверженный Суворов. Захватит ли война памятников Белоруссию?

« Назад

Иван Андреев: Поверженный Суворов. Захватит ли война памятников Белоруссию? 27.09.2016 13:09

С 2014 года в политический обиход постсоветского мира вошло новое понятие – «война памятников». Впервые эта формулировка появилась в тексте официального релиза МИД России по поводу сноса в городе Лиманове (Польша) памятника благодарности Красной армии.

Памятники – это всегда больше, нежели символические знаки былого. Они – хранители преемственности истории народа, какие бы революции и перевороты на долю этого народа ни выпадали.

Мы уже четверть века являемся свидетелями войны памятников в Прибалтике, Грузии, теперь эта война свирепствует на Украине. Украинские правосеки, поддерживаемые властями, уничтожают памятники русского советского прошлого, наверное, с таким же ожесточением, с каким террористическая организация «Исламское государство» разрушает памятники доисламской культуры на Ближнем Востоке.

Казалось бы, Белоруссия как союзник России застрахована от подобных явлений. В республике очень многое делается для сохранения и приумножения монументального наследия периода Великой Отечественной войны, памятников и музейных комплексов других эпох.

Однако сложно полностью избежать заболевания, когда вокруг бушует эпидемия.

Проблема осложняется тем, что в последние годы власти Белоруссии не занимают чёткую позицию в данном вопросе. Публика из числа сторонников «европейского выбора», выдающая себя за белорусский народ, шаг за шагом отвоёвывает пространство и переходит в наступление на культурно-историческом фронте.

Вместо снесённых памятников появляются новые, по большей части возвращающие белорусов во времена Речи Посполитой и господства польско-литовской шляхты – памятники Радзивиллам, Сапеге, Ольгерду, Манюшко, Костюшко, Калиновскому. Правда, тут же «для паритета» устанавливаются памятники Александру Невскому, Пушкину, патриарху Алексию Второму, но этот симбиоз только увеличивает напряжённость в белорусском обществе, не удовлетворяя ни большинство, которое не противопоставляет себя России и русским, ни меньшинство, в котором культивируется антирусское сознание.

В этом споре сторонники «европейского выбора» ведут себя более агрессивно. Они наступают. Пропагандистскому, а то и прямому физическому воздействию подвергаются даже не столько советские памятники (в Белоруссии это пока не проходит – жива память о партизанском прошлом народа), сколько памятники, связанные с дореволюционной русской историей и русской культурой.

В последнее время произошло несколько таких инцидентов. Напомним лишь о трёх, наделавших больше всего шума.

В 2014 году было обнаружено, что вандалы разбили мемориальную плиту на месте гибели героя Отечественной войны 1812 года генерала Якова Кульнёва в Полоцком районе Витебской области. Виновных так и не нашли, и всё списали на хулиганство. Между тем как раз в 2012-2014 годах в Белоруссии проходила кампания, связанная с 200-летием войны 1812 года; эту войну белорусские националисты, не встречая противодействия властей, объявили «чуждой для белорусов», не Отечественной, а «русско-французской», «принесшей белорусам множество бед».

В марте 2015 года на памятнике генералиссимусу А.В.Суворову в городе Кобрине (Брестская область) провинциальные евроинтеграторы повесили табличку: «Я – русский оккупант! Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские сёла, а их жителей обращал в рабство… Мои руки — в крови ваших предков!»

6 июня 2015 года, в день рождения А.С. Пушкина, в Могилёве был установлен бюст великому русскому поэту, а уже через неделю с постамента сорвали доску со строками стихотворения «Клеветникам России» и символически приурочили осквернение памятника ко Дню России 12 июня. (От пушкинских строк, написанных в 1831 году, накануне осады русскими войсками взбунтовавшейся Варшавы, ещё в те времена одних охватывала дрожь восторга, других – либерального возмущения и страха: «Вы грозны на словах – попробуйте на деле! // Иль старый богатырь, покойный на постеле // Не в силах завинтить свой измаильский штык? // Иль русского царя уже бессильно слово? // Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас?...»)

На все обращения с требованием восстановить памятник в прежнем виде власть ответила отказом.

А несколько дней назад, 17 сентября 2016 года, в Кобрине (Брестская область) произошёл инцидент, близкий по смыслу с осквернением памятника в Могилёве. Согласно официальной версии, водитель мясокомбината из Бреста, который привёз на автофургоне продукты к местному кафе, неудачно разворачивался и, не заметив памятник Суворову возле музея, снёс его, двигаясь задним ходом.

На месте происшествия «случайно» оказался известный кобринский сторонник «европейского выбора» Виктор Горбачевский, который тут же заснял поверженный бюст генералиссимуса, выложил фото в Интернет и прокомментировал: «Сегодня в Кобрине путём опасного и точного маневрирования уничтожен памятник палачу Беларуси — Суворову. Ура! Так гораздо лучше. Спасибо водителю Брестского мясокомбината».

Эту информацию тут же разнесли националистические СМИ. Спустя сутки, когда новость появилась на ведущем белорусском интернет-портале tut.by, посыпались новые комментарии. Вот наиболее характерные: «Предлагаю не восстанавливать, а выслать наложенным платежом на родину завоевателя. И в парке демонтировать» (seraffina), «Все эти памятники Ленину, Калинину, Дзержинскому, Суворову собрать и вывезти в Россию, тут им не место» (oldash13), «Молодёжь прекрасно знает, кто такой Суворов-вешатель» (Фик_ус).

Вспомнили комментаторы и историю с бюстом Суворова в Витебске. Лет 15 назад в Витебске националисты ночью демонтировали бюст генералиссимуса на улице его имени, но были схвачены с поличным и бюст сейчас находится на прежнем месте.

Казалось бы, в Белоруссии есть Суворовское училище, есть музей великого полководца, в армии чтутся суворовские традиции. И однако же…

Вообще, в Кобрине целых три памятника Суворову – снесённый автофургоном бюст возле музея, ещё один бюст в парке (тот, на который вешали оскорбительные таблички) и памятник в полный рост. Здесь находилось имение Александра Васильевича Суворова Кобринский ключ, пожалованное полководцу «в вечное и потомственное владение» императрицей Екатериной II после подавления Суворовым польского шляхетского мятежа Костюшко в 1794-1795 годах. Тогда решительные действия А.В.Суворова привели к разгрому мятежников, мечтавших восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года и вернуть под польское господство освобождённые Екатериной белорусские и малороссийские земли. Белорусские крестьяне и мещане во время мятежа помогали русским войскам, видели в них своих защитников и освободителей, польская же шляхта воспринимала поход Суворова совершенно иначе. В результате разгрома Суворовым войск Костюшко в 1795 году Речь Посполитая прекратила своё существование, а земли Малой и Белой Руси, захваченные когда-то поляками, воссоединились с Россией. Исконные польские территории разделили между собой Пруссия и Австрия.

И ещё одна памятная дата. В Советской Белоруссии 17 сентября 1939 года отмечалось как дата начала освободительного похода Красной армии, в результате которого Западная Белоруссия и Западная Украина были освобождены после 20-летней польской оккупации и вошли в состав СССР. Тогда же в состав БССР и СССР вернулся и город Кобрин. После победы в Великой Отечественной войне в Кобрине был открыт военно-исторический музей имени А.В.Суворова, существующий по сей день.

Шофёр с мясокомбината снёс своим фургоном бюст русскому полководцу точь-в-точь 17 сентября! (Тоже символика, образованный шофёр). А ещё говорят, что антисоветизм и русофобия – явления разной природы.

Белорусские СМИ сообщили, что поверженный бюст Суворова вернут на место, но не сразу. После реставрации.

Вспомним комментарий белорусского интернет-пользователя: «Молодёжь прекрасно знает, кто такой Суворов-вешатель». С воспитания такой ненависти всё начиналось на Украине.

Власти обошли происшествие полным молчанием – в официальных СМИ не было ни одного сообщения об инциденте.

В своё время вандалы, пытавшиеся уничтожить бюст Суворова в Витебске, отделались минимальным наказанием: оказывается, витебский бюст не значился в официальном белорусском перечне историко-культурных ценностей. Та же ситуация и со снесённым бюстом Суворова в Кобрине, хотя он является бронзовой копией скульптурного портрета Суворова работы П.Кюферле 1901 года, а бюст в парке – копией работы также 1901 года скульптора Н.И. Рукавишникова. Оба памятника имеют близкую художественно-историческую ценность. Несомненна и ценность памятника Суворову в полный рост на пересечении кобринских улиц Советской и Пушкина, созданного ленинградским скульптором В.С. Чеботарёвым в 1964 году.

Наверное, на уровне Союзного государства следовало бы более внимательно отнестись к общему культурно-историческому наследию наших народов.

Ведь целятся не просто в памятники – целятся в общерусское единство, пытаются вытравить историческую память. Пока одни молодые белорусские ребята с гордостью носят погоны в Минском суворовском училище, другие сеют ненависть к «Суворову-вешателю».

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru