САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Великое переселение: как миллионы советских людей вдруг стали иностранцами

Великое переселение: как миллионы советских людей вдруг стали иностранцами

« Назад

Великое переселение: как миллионы советских людей вдруг стали иностранцами 09.12.2016 12:03

8 декабря 1991 года главы трех государств-учредителей СССР подписали Беловежское соглашение, в котором констатировалось прекращение существования Союза как «субъекта международного права и геополитической реальности». Вместо него возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), которое уже не было единой страной.

Распад СССР застал в национальных республиках за пределами Российской Федерации более 28 млн россиян (в том числе, 25,3 млн этнических русских). Вне своей исторической родины оказались 6,8 млн украинцев, 2,1 млн белорусов, 1,6 млн казахов, 1,5 млн армян - в общей сложности, более 40 млн человек, почти 15% населения всего Союза.

По живому

СССР жил как единый организм. Все составлявшие его республики непрерывно обменивались между собой не только сырьем, продуктами и товарами, но и людьми. С 20-х годов XX века шли массовые переселения по социально-этническому признаку. После «кулаков» и их семей настал черед целых народов. Первыми в 1937-м были корейцы с Дальнего Востока, затем в 1941-м - советские немцы из европейской части России, потом, в 1944-м - крымские, кавказские этносы. Всех их выгоняли из домов и под охраной, в товарных вагонах, отправляли на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

В разные годы, следуя призывам партии и правительства, десятки, сотни тысяч со всей страны ехали строить Магнитку, поднимать целину, прокладывать Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. Шла и обычная внутригосударственная миграция, характерная для любой страны. К моменту распада СССР и возникновения на его месте 15 новых государств Союз представлял собой изрядно перемешанное в национально-этническом плане пространство.

Пожалуй, самый яркий пример - Казахстан, во все времена принимавший и сосланных, и «мобилизованных». Согласно данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 года, там тогда проживали представители более чем 120 разных национальностей. Причем доля титульной нации - казахов - составляла менее 40%.

Но пройдет меньше трех десятков лет, и ситуация в корне изменится. В том же Казахстане сегодня доля этнических казахов превысила 66% - при том что общая численность населения республики вовсе не сократилась, а увеличилась примерно на миллион человек - с 16,5 млн до 17, 5 млн.

Похожим образом изменилась за эти годы демографическая ситуация и в других бывших советских республиках - правда, не везде эти изменения сопровождались приростом населения.

По домам

Процесс возвращения населения СССР в свои национальные квартиры начался задолго до распада СССР, утверждает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Леонид Рыбаковский. По его словам, постепенное «мягкое» выдавливание из национальных республик СССР «нетитульных» граждан наблюдалось еще в 70-е годы прошлого столетия.

Началось это в Закавказье, где уже тогда, пока неявно, зрел и нагревался застарелый Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном. Но уезжать из становившихся опасными мест стали не только армяне и азербайджанцы. В растущем потоке мигрантов все больше преобладали русские, переезжавшие в Россию.

«Начиная примерно с 1975 года, в РСФСР отмечается положительное сальдо миграции из республик Закавказья - Армении, Азербайджана, а затем и из Грузии. Следом этнические русские поехали из Казахстана и Средней Азии. Это было связано с ростом бытового - пока что - национализма. После распада СССР эти, тогда еще только наметившиеся, миграционные процессы значительно усилились», - говорит профессор Рыбаковский.

По словам социолога, этот рост так же был стимулирован ростом националистических настроений в республиках, и теперь уже не только на бытовом, но и на государственном уровне. Выйдя из «единой семьи народов», национальные правительства и парламенты стремились самоутвердиться, очищая свои вновь обретенные государства от «посторонних».

«Всплеск миграционных процессов между новыми государствами, образовавшимися на развалинах бывшего СССР, на 90% был спровоцирован действиями молодых национальных правительств», - убежден Леонид Рыбаковский.

С демографией на «ты»

Миграционные процессы 90-х определялись тем, что в республики приезжали в основном представители титульных этносов, а выезжали люди, этим статусом не наделенные. С 1989-го по 2003 годы в России стало меньше на 17,2 тыс украинцев, но больше на 351,6 тыс русских, приехавших с Украины; убыло 7,4 тыс казахов, но прибыло 1 267 тыс русских из Казахстана. Из Средней Азии переехали 1090,6 тыс этнических русских, из Закавказья - 393,8 тыс, из Прибалтики - 201,7 тыс, приводит цифры статистики Леонид Рыбаковский.

«Это была целенаправленная политика: вытеснить из национальных республик как можно больше "нетитульных", заменив их "титульными". Она проводилась в большинстве постсоветских республик, кроме, пожалуй, России и Белоруссии. Скажем, в Латвии и Эстонии "нетитульным" просто отказывали в гражданстве. Везде активно использовалась языковая политика, применялись законы и правила, создающие этнические фильтры при приеме на работу, предпочтения в карьерном росте - везде разные, но в то же время схожие методы», - рассказывает заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева.

Эти методы ей сполна пришлось испытать лично. В конце 80-х Александра Викторовна работала научным сотрудником в Институте ионосферы Академии наук Казахстана. Потом занялась политикой, была избрана депутатом Верховного Совета республики, стала одним из основателей, а затем главой республиканского славянского движения «Лад», имевшего свою фракцию в парламенте, которое отстаивало права «нетитульных».

Казахстан Александра Докучаева покинула в 1995 году - вскоре после того, как была жестоко избита в собственном подъезде неизвестными, которые посоветовали ей поскорее уезжать из республики. После чего переломали ребра.

Кто такие «оралманы»?

«В Казахстане процесс искусственного изменения демографической ситуации проходил, пожалуй, наиболее аккуратно и мягко. Намного хуже была ситуация там, где "нетитульным" семьям, детям угрожала реальная опасность для жизни, а таких мест было немало. Потому после 1991 года изменилась не только плотность миграции, но и ее структура - к переселенцам добавились беженцы», - говорит Леонид Рыбаковский.

«Особенно много беженцев в начале 90-х хлынуло в Россию из Киргизии, где то тут, то там вспыхивали межэтнические столкновения. После того, как в 1989-м в Ферганской долине произошли кровавые столкновения местных жителей с насильственно переселенными туда в конце войны из Грузии турками-месхетинцами, русскоязычное население начало массово уезжать и из Узбекистана. Казахстан тогда действительно казался оазисом спокойствия», - вспоминает Александра Докучаева.

Одновременно с выдавливанием «чужих» шел встречный процесс - привлечения в национальные республики «своих». Скажем, в Казахстане была принята целая программа по приему так называемых оралманов - соотечествеников из других стран: Китая, Монголии, Ирана. По словам Александры Докучаевой, она действует до сих пор. В частности, благодаря этой программе, численность населения Казахстана не сокращается, а увеличивается.

«Программой предусмотрены значительные льготы для добровольных переселенцев, включающие пособия, выделение земельных наделов и предоставление жилья. И хотя реализация ее столкнулась с серьезными трудностями - например, с тем, что адаптация вновь прибывших в республике часто оказывается очень сложной, - она по-прежнему действует. Похожие программы поддержки соотечественников в разные годы принимались и в других постсоветских государствах - например, на Украине, в странах Балтии», - говорит Александра Докучаева.

Не ждали

Из бывших союзных республик, разумеется, уезжали не только русские и не только в Россию. Например, в Казахстане к моменту распада СССР проживал почти миллион этнических немцев - примерно половина всей советской немецкой диаспоры. Значительная их часть уехала в Германию. С этническими русскими в республиках дело обстояло иначе: бóльшая их часть, по словам Александры Докучаевой, так и осталась в местах прежнего проживания.

«Первая причина - весьма сдержанная позиция России в отношении приема тех, кого называют российскими соотечественниками, в отличие, например, от той же Германии, которая, благодаря программе репатриации зарубежных этнических немцев, приняла в 90-е годы около 10 миллионов своих соотечественников. В России за все эти годы не смогли решить две важнейшие для переселенцев задачи: во-первых, немедленного предоставления гражданства реальным соотечественникам, желающим вернуться на родину, и, во-вторых, обеспечения репатриантов дешевым социальным жильем», - объясняет Александра Докучаева.

Не имея российского паспорта, переселенцы в России не могут легально устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства даже в принадлежащих им помещениях, переоформить пенсию, получить полис обязательного медицинского страхования, говорит она. Именно вопрос получения гражданства, согласно исследованиям Института стран СНГ, по-прежнему остается для них приоритетным и более важным, чем даже наделения жильем. При этом порядок предоставления гражданства для них за четверть века неоднократно менялся, но так и остался долгим, трудным и для многих нереализуемым.

С 1992 по 2013 год миграционный прирост населения России составил 9,6 млн человек. 65,1% из них - этнические русские, и в основном из «ближнего зарубежья». Эти цифры приводят в Институте стран СНГ. В то же время, по словам Леонида Рыбаковского, вести точный учет мигрантов по этническому признаку сегодня можно только очень приблизительно, ведь графы «национальность» в паспортах больше нет.

Русский век, Владимир Ардаев


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru