САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

« Назад

14.06.2023 00:00

Говоря о проблемах импортозамещения культуры, в первую очередь следует учитывать демографический аспект. Из истории мы знаем, что развитие искусства – это следствие общего развития цивилизаций с большой численностью населения. Поэтому для относительно небольшой Белоруссии сотрудничество с другими государствами оказывает положительное влияние. Одной из причин подавления местной культуры западным влиянием является «незалежность», т.е. изолированность, плохое финансирование в силу ограниченности региональной экономики, отсутствие подготовленных кадров. 

Запад объединяется в Евро-Атлантическое партнерство, имеет общие ресурсы, поддерживает свою культуру, намеренно создает суррогатные симулякры для насаждения либеральной идеологии в странах-конкурентах. 

Исторически белорусская культура формировалась в тесной связи с русской. Именно союз с Россией позволял нам сохранить свои традиции. Как ни странно, но вестернизация очень часто идет к нам через российские либеральные круги. Этот фактор следует учитывать. Не следует полностью отказываться от влияния Запада, надо принимать положительные направления. Особой популярностью начинает пользоваться восточные направления, это связано с усилением китайского влияния. 

Есть несколько стратегий противодействия негативному западному влиянию – реагирование на угрозы и выработка своей системы идей и ценностей. Пока мы с некоторым опозданием реагируем на угрозы, но необходимо самим разрабатывать цели, ставить задачи, находить способы реализации. В основу должна быть заложена система традиционных христианских ценностей и наша государственная идеология. 

На данном этапе мы ведем двойную работу: противодействуя угрозам, мы вырабатываем критерии того, что достойно высокого звания культуры, а что нет. 

Ориентирами должны служить христианские ценности и историческая традиция, на основе которых формировалась культура, выстраивались социальные отношения. 

Одной из проблем является юридический запрет реагировать на угрозы в сфере культуры – это конституционный запрет на цензуру и либеральная идеология, которую обязуется защищать государство – 2-я статья Основного закона. Эта статья дает приоритет либерализму, а, следовательно, формированию мультикультурализма без учета национальных интересов нашего народа. На основе либеральной антропологии доминирует эгоцентрический, зачастую гедонистический тип личности. Также в 4-й статье Конституции РБ, даже после внесения поправок о государственной идеологии, сохраняется плюралистическая модель идей и ценностей, что является косвенным препятствием к ограничению деструктивного контента. 33-я статья Конституции запрещает цензуру, т.е. лишает государство и народ - источник власти – рычагов воздействия на культуру и ограждение себя и своих детей от разрушительного влияния негатива в сфере информации, в том числе и в области современного искусства. 

Если принять во внимание ограниченность финансирования данной сферы, то наше культурное пространство все больше и больше наполняется «импортируемым продуктом ширпотреба». Ярким примером может служить активная деятельность иностранных фондов и НКО, которые многие годы оказывали активное влияние на культуру в РБ. 

Если говорить о конкретных шагах по решению проблемы, то наиболее оптимальным в ближайшей перспективе будет создание художественных советов, выполняющих роль цензоров на переходном этапе, пока не будет проведена Конституционная реформа и не будут приняты поправки в законодательство. Худкомиссии и худсоветы могли бы быть уполномочены рецензировать произведения деятелей культуры и художественных коллективов.  Например, до сих пор не определены четкие критерии, на основании которых вводятся возрастные ограничения 12+, 16+, 18+. 

Сегодня мы наблюдаем процесс так называемой «макдонализации» культуры. С экономической точки зрения это выгодно для региональных территорий. Госбюджет не позволяет выделять большие средства, чиновники соглашаются на импортизацию культуры, в итоге утрачивается национальная самоидентичность. К сожалению, в перспективе это может привести к утрате государственности. А с учетом миграционных процессов инкультурализма, хаотизации на фоне глобализации данный процесс разрушения государственности ускоряется и через несколько десятков лет может быть утрачена национальная культура, одна из задач которой формирование следующих поколений. Поэтому вопрос сохранения национально-культурной идентичности – это один из аспектов национальной безопасности.

Следует обратиться к опыту прошлого и вернуть дома культуры, вернуть парки отдыха Министерству культуры, сейчас они в ведомстве ЖКХ; наладить работу в торговых центрах и других местах проведения досуга. Государство должно контролировать СМИ не только в сфере новостной информации, но и в наполнении развлекательного контента. 

Широкий охват населения и вовлеченность большого числа граждан в данную сферу не только помогает вырастить талантливых деятелей искусства, но и формирует эстетические запросы населения, что повышает общий уровень культуры. Напротив, для продвижения «макдонализации» одним из условий является примитивизация вкусов и эстетических запросов граждан данной страны. 

Напомним, что гармонизация общества и человека требует определенных затрат и капиталовложений, а вот хаотизация – это не контролируемый процесс энтропии, т.е. деградации, поэтому сфере культуры должно быть уделено особое внимание. 

Юлия Чирва, теолог-религиовед



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru