САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

« Назад

10.11.2021 12:40

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка художника. На трех этажах собрано более 300 работ Михаила Врубеля из девяти российских и зарубежных музеев и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски…

Врубель и Савва Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за мимолётным увлечением циркачкой приехал без денег, но в новом пальто.

5-Utro-Panno

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская, его новое страстное увлечение, для него –рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи, даже – с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

16-Portret-Savvy-Mamontova.-1897

На майолике – особый акцент на выставке. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале.

«Этот вид искусства был важен для Врубеля – как такой магический процесс формообразования, когда глину помещают в печь, и она превращается в кристалл, переливается драгоценными оттенками. Так из праха, из земли рождается свет, энергия», – поясняет искусствовед Екатерина Середнякова.

Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом – камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно.

11-Demon-poverzhenyy.-Fragment

В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен (портрет он ее тоже написал). Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» – скрывает в сирени, а сидящую у камина – пишет прямо поверх «пророка».

Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.

Они угадываются и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в гётевской Маргарите, и даже в его последней большой и самой загадочной работе – «Шестикрылом серафиме». Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка, потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным». И только прелестный голос жены возвращал Врубелю связь с миром.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал его талант. «Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – поясняет куратор выставки Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает...

6-Demon-sidyashchiy

Последние шесть лет он не покидал квартиры, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер от пневмонии в лечебнице для душевнобольных в Петербурге, куда попал в очередной раз в 1910 году.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» – предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

В отдельном зале, в который заходишь, будто в темный тоннель, помещены рисунки, созданные в клиниках в период ремиссий его психического расстройства.

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», – отмечает куратор Ирина Шуманова.

Врубель создал новый творческий язык, первым дошел в своих экспериментах до беспредметного искусства и открыл путь следующему поколению художников авангарда. Он уникальный мастер, который проявил себя практически во всех областях искусства.

Такая вот универсальная творческая личность, а символисты его считали, что он один из немногих, кто осуществил их главный завет: сумел превратить свою жизнь в произведение искусства.

Мария Максимова, Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
25.05.22

В настоящее время Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

24.05.22

Безусловно, то напряжение, с которым жил и работал наш великий конструктор, не могло не сказаться на его здоровье. С.П.Королёв в тяжёлом состоянии попал в больницу, ему собирались сделать операцию. 8 января 1966 года к нему приехали обеспокоенные Юрий Гагарин и Андриян Николаев. С.П.Королёв чувствовал себя плохо, но вида не подавал – много говорил о своих планах. В этот день остановились его часы, и Ю.Гагарин уговорил конструктора принять в подарок часы от него. С.П.Королёв вначале не хотел брать, а затем всё же согласился и попросил Ю.Гагарина написать что-нибудь на них на память, что первый космонавт и сделал. Это была последняя встреча великого конструктора и первого космонавта. 14 января 1966 года С.П.Королёв умер после неудачно проведённой операции - сказался старый перелом челюсти, полученный им ещё в заключении, что привело к проблемам при анестезии.

20.05.22

Вернер фон Браун находился в момент получения известия о полёте Юрия Гагарина в баре вместе с руководителем программы спутников генералом Дж.Медарисом. В. фон Браун, до глубины души уязвлённый триумфом своего извечного соперника Сергея Павловича Королёва, устроил настоящую истерику и принялся кричать: «Я так и знал... Надо что-то делать!». Вспоминая об этом, Медарис так передал своё состояние и состояние других американских специалистов: «Мы все чувствовали себя футболистами, вымаливающими позволения уйти со скамейки запасных».

19.05.22

Атака нацистских бандеровцев была отбита, а летчика, проявившего и высокое мастерство, представили к ордену. Фамилия героя была известна всей стране – Каманин. Николай Каманин был одним из первых Героев Советского Союза, участником спасения челюскинцев.

15.05.22

Для осуществления далеко идущих планов нацистских вождей усилий лишь одной нацистской партии было явно недостаточно. Ведь они вознамерились не только максимально расширить жизненное пространство «расы тевтонов» в основном за счет славянских земель на востоке, но и полностью изменить облик человеческой цивилизации на началах оккультно-биологического расизма и кастовости.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru