САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ «Прямое попадание в сердце». Размышления после просмотра художественного фильма «Небо»

«Прямое попадание в сердце». Размышления после просмотра художественного фильма «Небо»

« Назад

25.11.2021 17:53

Снимать кино о войнах, которые ещё не улеглись в памяти людей — и тем более о тех, которые ещё идут — безусловно, сложно. Голливудские кинорежиссеры многие годы искали подходящий язык для высказываний о вьетнамской войне, отечественные кинематографисты испытывали затруднения, снимая кино о войне в Афганистане.

Фильмы выходили в широкий прокат, но в них, как правило, собственно война оставалась за кадром. Иногда удавалось наложить сюжет из произведений классиков на современные реалии, как сделал Сергей Бодров-старший в «Кавказском пленнике», но чаще всё-таки приходилось ждать, пока страсти не улягутся. На сирийской войне — как и на любой другой — свои трагические события. И об одном из них взяли на себя смелость снять сегодня художественный фильм, который назвали просто и очень говоряще — «Небо»…

Это — не придуманная, а рассказанная с документальной точностью история подвига и гибели российских военнослужащих в Сирии в ноябре 2015 года.

 

…24 ноября 2015 г. бомбардировщик Су-24М под командованием подполковника Олега Пешкова вылетел на боевое задание в район сирийско-турецкой границы и был сбит турецким истребителем. Самолет упал на сирийской территории, находившейся под контролем боевиков ИГИЛа (организация, запрещенная в РФ). Лётчики — Олег Пешков и его штурман, капитан Константин Мурахтин — успели катапультироваться, но Пешкова террористы расстреляли в воздухе. Для спасения Мурахтина была организована поисково-спасательная операция с участием российских и сирийских военнослужащих; во время этой операции погиб морской пехотинец Александр Позынич.

Турецкая сторона долгое время настаивала на том, что якобы российский самолет нарушил воздушное пространство Турции. Эту версию поддерживали и другие члены НАТО. Минобороны Российской Федерации утверждало, что турецкий истребитель запустил ракету над территорией Сирии, на что не имел абсолютно никакого права. Вопиющая наглость турецкой стороны привела к серьезному охлаждению отношений между Россией и османским государством. Лишь через год, когда сбившие Су-24М пилоты были арестованы за участие в попытке военного переворота в 2016 году, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения семье погибшего летчика. Пешков посмертно стал Героем России, а Мурахтин и Позынич награждены орденами Мужества.

Сюжет фильма «Небо» почти полностью повторяет реальную историю, особенно в той её части, в которой запечатлены моменты воздушного боя и спасательной операции. Часть сцен снималась в Сирии, на базе Хмеймим, а эпизоды «официальной» части — прямо в здании Министерства обороны в Москве на Фрунзенской набережной…

Поставил фильм о сирийских событиях режиссер Игорь Копылов, ранее снявший сериалы «Ленинград 46», «Ржев» и «Крылья империи».

В военной драме «Ржев» Копылов показал пример, как снимать боевые сцены, чтобы они не выглядели фальшиво, применил схожий приём и в «Небе». Операция российского спецназа, охотившегося на одного из лидеров боевиков, и особенно сцена погони террористов за Муравьевым, вышли на редкость динамичными и захватывающими. И тем более сильное воздействие — на жёстком контрасте — оказывают мирные сцены, которые получились очень трогательными…

Вообще, надо отдать должное, режиссер «Неба» сумел в своем новом фильме удержать баланс между пафосом, неизбежным при рассказе о ярком подвиге, и живой историей, которая должна быть интересна зрителю. Ибо одно дело — читать сухие строки новостей о сбитом самолете, о гибели лётчиков, и совсем другое — увидеть это собственными глазами, выступив в роли непосредственного свидетеля трагических событий шестилетней давности. Конечно, «бармалеев», как называют боевиков ИГИЛа герои фильма, после увиденного совсем не жалко. Не заслужили они никакой жалости своим пещерным отношением к жизням людей…

Операция России в Сирии — та война, в которой российские военные участвуют и в настоящее время. Эта операция началась, как известно, в 2015-м. Была создана база Хмеймим, в военных действиях участвовала в основном боевая авиация, а наземные силы задействованы, как правило, в охране. Точных данных о действиях российских войск в открытом доступе нет. Но по факту уже в 2018 году запрещенное в России «Исламское государство», занимавшее большую часть Сирии, перестало существовать…

Предварительный показ фильма «Небо» состоялся в Липецке 12 ноября с.г., а в широкий прокат страны лента вышла 18 ноября. Первыми зрителями её стали военные летчики Липецкого авиацентра имени Чкалова: именно в этом авиацентре до Сирии служил Герой России Олег Пешков.

На премьеру картины в Липецк приехали участники съемочной группы: режиссер и автор сценария Игорь Копылов, актёры Игорь Петренко, Иван Батарев, Сергей Губанов. Игорь Петренко в фильме сыграл роль Олега Сошникова (прототипом которого стал Олег Пешков), молодой актер Иван Батарев – штурмана Константина Муравьева (его прототип — Константин Мурахтин). Сергей Губанов воплотил в фильме образ майора Захарова, возглавлявшего отряд Силы специальных операций (ССО).

На премьеру вместе с военными летчиками пришла вдова Олега Пешкова — Гелена с сыном Александром. Её в фильме сыграла Мария Миронова.

«Небо» — весьма зрелищный блокбастер, с головокружительными сценами пилотирования военных самолетов, взрывами и спецэффектами. Но нельзя забывать, что в его основе — реальный подвиг. Олег Сошников в фильме вовсе не супергерой, а простой человек, который любит семью и Отечество. Но, когда перед ним встает выбор — остаться дома или бороться за него с террористами в Сирии, — он выбирает второе.

Такой выбор был подготовлен предыдущими решениями и поступками Олега Сошникова. В начале 1990-х он не уволился, как многие другие курсанты-авиаторы, из военного училища в поисках более сытой жизни, а остался в Вооружённых Силах, твердо решив стать военным лётчиком. Тот же выбор ему приходится делать и в зрелом возрасте: между военной авиацией и гражданской. Вместо высокой зарплаты и красивой жизни Олег Сошников выбирает трудную службу и офицерский долг.

Очевидцы свидетельствуют, что первые и самые требовательные зрители — военные летчики и члены их семей — восприняли фильм «на ура». Женщины утирали слезы…

Чтобы кино получилось максимально достоверным, при работе над фильмом съемочная группа постоянно консультировалась с лётным персоналом Липецкого авиацентра. Игорь Копылов рассказал, что во время съемок фильма летчики учили артистов даже таким «мелочам», как грамотно залезать в кабину самолета, правильно надевать форму и снаряжение. Артисты даже выучили специальную военную терминологию. Кроме того, они провели две недели в военном лагере с представителями ССО, где знакомились со всеми современными тонкостями военного дела.

По словам режиссёра, при подготовке фильма он плотно общался с сослуживцами Олега Пешкова, с его вдовой Геленой, их детьми и спасшимся штурманом Константином Мурахтиным. Недаром в фильме подробно, буквально поминутно воссоздана операция по его спасению.

Перед премьерой Игорь Копылов, рассказывают, заметно волновался. Ведь фильм предстояло смотреть людям, лично знавшим Олега Пешкова и каждый день общающимися с Константином Мурахтиным. Трудность работы режиссера состояла и в том, чтобы, с одной стороны, в картине нужно было показать реальных людей и реальную войну, а с другой — создать не документальную, а художественную киноленту. По словам Игоря Копылова, целью съёмок «Неба» было не развлечь зрителя, а попасть ему в самое сердце!

«Самым сложным было вписаться в жесткие рамки, — говорит режиссёр, — сделать так, чтобы художественность не переросла в вольницу художника, который дописывает то, что ему нравится, а не то, что необходимо. Не придумывать, не додумывать и не обманывать зрителя!».

Фамилии реальных героев изменены в киноленте не случайно, ведь образы главных персонажей — собирательные.

«Мы захотели рассказать не только об Олеге Пешкове, Константине Мурахтине и людях, которые принимали участие в спасательной операции, но ещё и обо всех тех, кто вообще занимается лётным делом, — обратился к зрительному залу режиссер. — Кто не изменяет своей мечте с детства: подняться в небо, жить там, а, если придётся, умереть...».

Участники съемочной группы в один голос отмечали, что без помощи Минобороны и лично министра обороны Сергея Шойгу фильм такого масштаба создать было бы невозможно.

Актёр Игорь Петренко признался, что вживаться в образ Олега Пешкова ему было очень сложно. «Это же не фантазия некоего художника — мне предстояло сыграть реального человека, — поделился актёр на премьере. — Фильм будут смотреть родные Олега Пешкова, его однополчане. Такая высокая ответственность не позволяла расслабиться…».

Гелена Пешкова в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» призналась, что она была под большим впечатлением от увиденного: «Фильм мне очень понравился. Он не только о моем муже, он — о военнослужащих, о летчиках, которые защищают Родину. И пока будут такие мужчины, настоящие мужчины, у нас всегда будет мирное небо над головой. Это художественный фильм, не документальный, поэтому здесь много вымысла. Тем не менее, я благодарна Министерству обороны, съемочной группе, актёрам, Леониду Агутину, который сочинил для фильма новую песню — она пробирает до мурашек. Спасибо им за память об Олеге Анатольевиче и всех погибших военнослужащих...».

В восторге от фильма и сын Олега и Гелены Пешковых Александр. Причём он смотрел фильм не только в готовом, но и в черновом варианте, а Игоря Петренко с самого начала съемок воспринимал буквально как родного человека. «Я поддерживал Игоря и переживал за него. Хочу выразить огромную благодарность съемочной группе и лично Игорю Копылову», — заметил в беседе с журналистами Александр.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-лейтенант Юрий Сушков заметил, что военные летчики в Липецке живут именно той жизнью, которая максимально достоверно показана в фильме.

«Мы в нашем авиацентре не готовим людей к подвигу. Они живут и служат так, чтобы в экстремальных ситуациях вести себя достойно. Олег Пешков и Константин Мурахтин это показали», — подчеркнул Ю. Сушков.

Штурман Константин Мурахтин признался, что во время просмотра фильма ему было очень тяжело заново переживать трагические события 2015 года. Свои впечатления майор резюмировал одной фразой — «высший пилотаж», подчеркнув, что лента понравится не только военным лётчикам…

«Фильм получился — в прямом смысле этого слова, — сказал майор Мурахтин. — Мы с Олегом были теми, кто поступал в военное училище в трудные времена для страны. Как показано в фильме, народ увольнялся — не только курсанты, но и офицеры. А люди, которые оставались в авиации, были поистине влюблены в небо…».

Военный летчик-исследователь ЦНИИ ВВС Минобороны России Евгений Фленов считает, что фильм «Небо» производит впечатление, сопоставимое с легендарной культовой лентой «В бой идут одни старики».

«Давненько у нас не снимали таких фильмов. Получилось хорошее кино обо всех — об офицерах, о летчиках, техническом составе. С такими людьми мы выиграем в любой войне», — отметил Евгений Алексеевич.

По мнению лётчика Назара Дмитриевского, фильм «Небо» получился очень искренним.

«Это лента о подвиге, о тех людях, которые идут с нами плечом к плечу в строю, тех людях, которые нас учат и передают свой опыт. Я уверен, что многих ребят, стремящихся быть офицерами России, этот фильм вдохновит на большие подвиги. Почему "Небо"? Небо олицетворяет безмятежность и безграничность, небо — это стихия, которую невозможно объять. Это и внутренняя стихия людей, их волнения, их чувства и эмоции…» — подытожил Назар Дмитриевский. Трудно с ним не согласиться.

Александр Пронин, stoletie.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
25.05.22

В настоящее время Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

24.05.22

Безусловно, то напряжение, с которым жил и работал наш великий конструктор, не могло не сказаться на его здоровье. С.П.Королёв в тяжёлом состоянии попал в больницу, ему собирались сделать операцию. 8 января 1966 года к нему приехали обеспокоенные Юрий Гагарин и Андриян Николаев. С.П.Королёв чувствовал себя плохо, но вида не подавал – много говорил о своих планах. В этот день остановились его часы, и Ю.Гагарин уговорил конструктора принять в подарок часы от него. С.П.Королёв вначале не хотел брать, а затем всё же согласился и попросил Ю.Гагарина написать что-нибудь на них на память, что первый космонавт и сделал. Это была последняя встреча великого конструктора и первого космонавта. 14 января 1966 года С.П.Королёв умер после неудачно проведённой операции - сказался старый перелом челюсти, полученный им ещё в заключении, что привело к проблемам при анестезии.

20.05.22

Вернер фон Браун находился в момент получения известия о полёте Юрия Гагарина в баре вместе с руководителем программы спутников генералом Дж.Медарисом. В. фон Браун, до глубины души уязвлённый триумфом своего извечного соперника Сергея Павловича Королёва, устроил настоящую истерику и принялся кричать: «Я так и знал... Надо что-то делать!». Вспоминая об этом, Медарис так передал своё состояние и состояние других американских специалистов: «Мы все чувствовали себя футболистами, вымаливающими позволения уйти со скамейки запасных».

19.05.22

Атака нацистских бандеровцев была отбита, а летчика, проявившего и высокое мастерство, представили к ордену. Фамилия героя была известна всей стране – Каманин. Николай Каманин был одним из первых Героев Советского Союза, участником спасения челюскинцев.

15.05.22

Для осуществления далеко идущих планов нацистских вождей усилий лишь одной нацистской партии было явно недостаточно. Ведь они вознамерились не только максимально расширить жизненное пространство «расы тевтонов» в основном за счет славянских земель на востоке, но и полностью изменить облик человеческой цивилизации на началах оккультно-биологического расизма и кастовости.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru