К осени 1942 года после создания военно-оперативных органов по руководству партизанским движением (ЦШПД и БШПД) и воссоздания на Урале и в Сибири новых мощных индустриальных центров на базе эвакуированных заводов из западных районов Советского Союза, все потребности фронта, в том числе партизан стали удовлетворяться в полном объеме.
Это особо проявилось в установлении постоянно действующего воздушного моста между партизанами и Большой землей.
Рассмотрим конкретно один вопрос. Кто и как устанавливал такой мост с партизанскими формированиями на временно оккупированной фашистскими войсками территории Белоруссии. И какую роль в этом сыграло руководство БССР?
Во-первых, ЦШПД возглавил 1-й Секретарь ЦК ВКП(б)Б Пономаренко П.К.
Во-вторых, БШПД возглавил 2-й Секретарь ЦК КП(б)Б Калинин П.З.
В-третих, во всех этих органах работали многие партийные и государственные деятели нашей республики.
Безусловно, решающую роль в этом сыграла Красная Армия.
И в первую очередь в снабжении партизан Белоруссии главную роль сыграла советская авиация.
По заявкам ЦПШД и БШПД на республику работали следующие авиационные соединения и воинские части:
- Авиация дальнего действия (АДД).
Командующий генерал-майор А.Е. Голованов.
Начальником Управления бомбардировочной авиации АДД был белорус генерал-майор Горбацевич Леонид Антонович.
На белорусском направлении работали:
- 1-я авиатранспортная дивизия ГВФ. (Командир генерал майор Казьмин). Состав: 101, 102, 110, 112 авиаполк. (Командир 101 ап Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
- 7-й авиакорпус АДД. (Командующий генерал майор Нестерцев).
- Дивизия ГВФ. (Командир Герой Советского Союза генерал майор Молоков В.С). Состав: 62, 120, 105 авиаполк.
- А также ночные бомбардировочные полки 213 и 314 и 979 шап из 211 Невельский штурмовой авиадивизии.
- Непосредственно в подчинении БШПД постоянно находился 19-й отдельный авиаотряд. (Командир старший лейтенант Сараев Сергей Филиппович).
С начала освобождения Белоруссии и до ее полного освобождения (сентябрь 1943 года – июль 1944 года) при многих общевойсковых армиях были отдельные авиаэскадрилии. Их командование тесно взаимодействовало с представительствами БШПД на всех 4-х фронтах, освобождавших Белоруссию.
За планирование и регулярное авиационное обеспечение партизан всем необходимым для борьбы с противником отвечали: майор Полосухин Порфирий Порфирьевич и майор Задорожников Владимир Иванович старший помощник начальника оперативного отдела БШПД.
БШПД (с марта 1944 года и до октября 1944 года) начальник оперативного отдела был полковник А.И.Брюханов после войны издал книгу «В штабе партизанского движения».
Все войска ГВФ подчинявшиеся Маршалу авиации Астахову Федору Алексеевичу, который с 1943 года и до окончания войны возглавлял Главное управление ГВФ и одновременно был заместителем Командующего ВВС РККА.
Следует отметить, что все полки ГВФ в годы войны обеспечивали боевые действия партизан не только Белоруссии, но и Украины, Северного Кавказа и других регионов, временно оккупированных фашистами. Кстати начальником управления кадров ВВС РККА был белорус генерал Орехов Вадим Иванович. Он оперативно выполнял заявки Начальника БШПД П.З.Калинина о направлении авиаполков для обеспечения партизан с прифронтовых аэродромов, а также подготовки комендантов партизанских посадочных площадок и по другим вопросам.
По интенсивности и по времени полетов к белорусским партизанам надо выделить летчиков 1-й авиатранспортной дивизии генерала Казьмина (247 летчиков в течении почти 2-х лет летали в Белоруссию. 21 летчик погиб.
За годы войны отдельные пилоты произвели в тыл врага по 200-300 и более вылетов, их них по 100-150 с посадкой в партизанской зоне.
Больше всех боевых вылетов совершили: Г.А.Таран – 660; Н.П.Локтев – более 700; П.М.Михайлов – 520; Б.Г.Лунц – 405.
За доблесть, мужество и героизм проявленные при выполнении сложных боевых заданий 17 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, а один их них штурман майор Таран Григорий Алексеевич был удостоен этого звания дважды.
Из этой кагорты 4 летчика были удостоены звания Героя Югославии за спасение руководства Югославской национально освободительной армии во главе с Иосифом Броз Тито (Шорников, Якимов, Калинин, Шкадунович).
Абсолютное большинство этих летчиков в послевоенные годы продолжали службу в ВВС или в ГВФ.
Достаточно сказать, что первый заместитель Министра ГВФ генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины. После войны был удостоен звания Герой России, кавалер 10 боевых орденов. Именно он 9 мая 1945 года доставил из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Лично он совершил за годы войны на Ли-2, в том числе 120 в блокадный Ленинград, 150 за линию фронта с посадкой на партизанских аэродромах. Войну встретил лейтенантом, закончил полковником, командиром полка. В 1957 году он первым в СССР совершил трансантлантический перелет Москва – Нью-Йорк на самолете Ту-104. В 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного пилота СССР. В авиации прослужил почти 40 лет.
Среди летчиков белорусов и уроженцев Белоруссии, которые летали к партизанам землякам следует назвать имена.
- Гнезденко Прохор Борисович из Шклова более 600 боевых вылета, 59 с посадкой в партизанской зоне.
- Командир эскадрилии Богданов Николай Григорьевич.
- Гришаков Иван Андреевич.
- Голубев Иван Васильевич совершил 325 боевых вылета в том числе 25 к белорусским партизанам.
- Ползунов Василий Степанович, кстати минчанин. После войны стал Героем Социалистического труда.
И многие и многие другие.
Всего за 1941 -1944 года (до начала операции «Багратион») в справке БШПД «Об авиаперевозках партизанам Белоруссии» указано:
- доставлено грузов1591 тонна;
- заброшен в тыл людей1409 человек;
- вывезен людей в советский тыл5335 человек.
Эти цифры в комментариях не нуждаются.
- Н.А.Якубовский, В.Н.Якубовский «Крылатые помощники партизан» Мн. Белар.наука, 1998г.
- Авиация партизанам Мн, НА РБ, 2005г. Долготович Борис Дмитриевич, член Совета Военно-научного общества, кандидат исторических наук, профессор, член Белорусского союза журналистов
Комментарии
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые "не замечают"в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента - исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- "Политики принимают решения, но жизнь отдают не они". Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!