САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Андрей Геращенко: Отец Владимир Ладик

Андрей Геращенко: Отец Владимир Ладик

« Назад

29.04.2017 08:36

Андрей Геращенко: Отец Владимир Ладик

Старчество, как и религиозное отшельничество на Руси, имевшее в своё время богатую историю и традиции, сегодня фактически исчезло, став лишь воспоминанием о той, ушедшей Руси, оставившей после себя многочисленные сказания и предания, в которых историческая правда давно обросла легендами и религиозной романтикой.
Как же появлялись легендарные старцы, какой след они оставили после себя в истории. Наверное, об этом нужно судить историкам, религиоведам, однако я хочу поделиться с читателями «Камертона» историей моего знакомства, личной дружбы, а затем и прекращения контактов и отношений с уникальным человеком, одним из представителей той старой, уходящей в небытие Руси, религиозным философом и мыслителем, художником и поэтом, который множеству людей в Белоруссии, а в большей степени – в древнем Полоцке и его окрестностях известен под именем «отец Владимир», а точнее – «отец Владимир Ладик», божий человек, старец, блаженный.
В его судьбе удивительным образом переплелось творчество, религиозная философия, православие, катакомбная церковь, активное участие в сложных общественно-политических процессах в Белоруссии конца 90-х, его редкие, но яркие встречи с белорусским лидером А.Г.Лукашенко, разочарование в людях и земной жизни, отшельничество и, наконец, не менее загадочная смерть.
Я познакомился с отцом Владимиром в самом начале 90-х, сразу после развала Советского Союза и это знакомство быстро переросло в дружбу, хотя В.Ладик и был старше меня на 20 лет.
У нас было очень много самых разных бесед и обсуждений, но я почти ничего не записывал, поэтому буду писать этот материал по воспоминаниям о наших личных встречах, тексту своего предисловия к книге В.Ладика «Скорбя неистовой душою» и свидетельствам тех, кто встречался с отцом Владимиром и после прекращения нашего общения в 2001 году (о причинах этого ниже) – в частности, его духовной дочери Марины Самусенковой и новополоцкого поэта Андрея Шуханкова.

Владимир Кузьмич Ладик родился 6 апреля 1947 года в г. Риге. С раннего возраста у него проявилось художественное дарование. Уже в 10 лет В.К.Ладик решил стать художником – после того, как вместе со своей старшей сестрой побывал в картинной галерее во Львове и увидел подлинники Левитана, Шишкина, Айвазовского.
Мать В.К.Ладика была глубоко верующим человеком, чья вера шла ещё от староверческих поморских традиций, а вот отец – твёрдым коммунистом, имевшим, по словам самого отца Владимира, «трёх богов – Маркса, Энгельса и Ленина». Как выражался сам отец Владимир: «Я пил живую воду веры, которую давала мне мать, и мёртвую воду, даваемую отцом». 
Рано познав первые успехи в живописи, Владимир, уехав из семьи, стал жить «богемной» жизнью «творческого бомонда» - посиделки до утра, сигареты, алкоголь. В итоге – сильнейший внутренний конфликт.
В таком разбитом, потерянном состоянии его и застала мать, приехавшая к сыну в Ригу и, не выдержав увиденного, неожиданно умерла у сына практически на руках.
Потрясённый произошедшим, В.Ладик ушёл в запой. Выйти из этого состояния и окончательно порвать с прошлым Владимиру Ладику помог случай, произошедший с ним вскоре после смерти матери. Сам отец Владимир рассказывал мне об этом, но я лучше воспользуюсь записью, сделанной Андреем Шуханковым со слов самого В.К.Ладика: «Я лежал пьяный на полу своей мастерской. Открылась дверь и вошла мать, вся в черном одеянии. Она сказала: «Помнишь, мы с тобой договорились, что я скажу тебе, есть ли Бог? Так вот – Он есть! И, если ты не изменишь своей жизни, то погибнешь. Я задумался, очень сильно задумался, тем более что через некоторое время видение повторилось». 
Это произвело настоящий переворот в сердце и душе Владимира. Он вынес из мастерской и сжёг около 2 000 своих работ и бросил пить – впервые и окончательно и бесповоротно – навсегда.
С этого момента он фактически покидает вначале мысленно, а затем и физически нашу мирскую действительность. Впрочем, вся его жизнь была очень яркой и необычной -с самой ранней юности Владимир был страстным путешественником и искателем приключений. Перед его глазами открывались удивительные места и пейзажи Прибалтики, Молдавии, Украины, вершины Карпатских гор, бескрайние Охотское и Японское моря, Дальний Восток, Заполярье, Беломорье, Карелия, Белоруссия. Общение и дружба с моряками, геологами, промысловыми охотниками, пожарными, десантниками, работы, связанные с морем и тайгой, постепенно, крупица за крупицей, наполняли его душу жизненным опытом.

Ладик позднее фото
о. Владимир. Позднее фото

Но вместе с чувством восхищения от величия природы у В.К.Ладика все более крепло глубочайшее разочарование в современной цивилизации, столь враждебной к первозданной красоте окружающего мира, ведущей хищное уничтожение лесов, беспощадное истребление животного мира и безумное загрязнение всего вокруг.
Тяжелый, мучительный поиск смысла жизни стал принимать всё более глубокие, сакрально-религиозные формы. Вся его жизнь становится проповедью евангельской любви, сострадания и самопожертвования. Замечательный дар красноречия и большая образованность сделали его известным христианским проповедником. Он поддерживал тесные связи со многими религиозными конфессиями, сошёлся с рядом влиятельных религиозных деятелей, но все больше тяготел к православию, сблизился с представителями русской православной церкви.
Крах перестройки, распад государственности, деградация общества сближают его с патриотически-настроенными представителями церкви и интеллигенции. Он становится активным борцом за возрождение новой России. Именно тогда и произошло наше знакомство. Я был активным членом партии «Славянский собор», командиром молодёжного крыла «Славянские соколы», а В.К.Ладик активно поддерживал наши идеи по сохранению русского культурно-цивилизационного пространства, стремился прежде всего строить всё это на нашей православной традиции и духовности.
Мы оба вошли в инициативную группу по сбору подписей за выдвижение А.Г.Лукашенко. Тогда же у В.К.Ладика было несколько эпизодических встреч с будущим белорусским президентом. На первой же встрече, где был и я, В.К.Ладик произнёс небольшое напутствие в адрес Лукашенко со словами о том, что и белорусский народ, и всё растерзанное и разрушенное Отечество нуждается в приходе такого, подлинно народного лидера и подарил ему православную икону (уже не помню, какую именно). А.Г.Лукашенко отнёсся к этим словам со вниманием и благодарностью – поддержка ему тогда была нужна, особенно именно такого, сакрально-религиозного характера.
Как-то в 1994 году мы приехали в Минск на встречу с А.Г.Лукашенко в качестве членов его инициативной группы. Этот день выдался для Лукашенко непростым – его не пускали в здание парламента и Александру Григорьевичу пришлось прорываться в буквальном смысле этого слоя через кордон милиции. Нас не приняли, сославшись на происходящее, но отца Владимира провели к Лукашенко. Они беседовали о будущем, В.К.Ладик ещё раз выразил слова поддержки. В кабинете была и подаренная ранее Ладиком икона.
Я не знаю судьбу этой иконы, но по крайней мере первое время белорусский лидер хранил её у себя (может быть хранит и сейчас, а может уже давно забыл об этом подарке).
В.К.Ладик никогда не преувеличивал значения этих встреч, понимая, что у А.Г.Лукашенко будет множество контактов с сильными мира сего, бесед с высшими церковными иерархами и куда более значимых подарков от них. Но в тот момент всё было очень неопределённо и, понимая, что момент чрезвычайно важный, отец Владимир сделал то, что делал чрезвычайно редко – думаю, что он первым тогда благословил А.Г.Лукашенко на президентство, на борьбу за защиту и восстановление нашего цивилизационного и культурного пространства.

Важно понимать, что В.К.Ладик ездил к Лукашенко абсолютно бескорыстно, желая лишь одного – хоть как-то побудить яркого политика и общенационального лидера на поддержку и борьбу за то, чего желал сам и во что так искренне верил – за новое будущее всего русского народа: русских, белорусов и украинцев.
Те события стоили В.К.Ладику очень многого. Его пытались привлечь на свою сторону те или иные деятели патриотического движения, в том числе для борьбы друг с другом за реальные, а чаще выдуманные портфели и должности. Со стороны православной церкви были неоднократные попытки привлечь его к себе, дать популярному в обществе религиозному философу официальный приход. Но сам Владимир Ладик не искал место в этой жизни, он постоянно искал её смысл.
Немало было у него и последователей, стремившихся к общению, совместной молитве. В его доме даже была оборудована домовая церковь, куда приходили люди. В Полоцке их звали катакомбниками, хотя они посещали и обычные православные храмы, но предпочитали именно совместные молитвы. Я также был пару раз их участником. Именно поэтому В.К.Ладика и называли отцом Владимиром (как и я сам), хотя это его и тяготило. У нас в тот период было немало задушевных искренних бесед. Отец Владимир говорил, что не может вот так сразу оттолкнуть людей, которые просили побыть в домовой церкви, просили о совместной молитве, шли к нему на беседу, превращавшуюся в исповедь. В.К.Ладик советовал им чаще посещать обычные православные церкви. Но многие жаловались, что в домовой церкви Ладика атмосфера куда теплее, а сам отец Владимир – куда внимательнее местных батюшек. В местные храмы сам В.К.Ладик ходил редко, на что были весьма веские причины. Любой его приход едва не срывал службу – люди смотрели на В.К.Ладика, шушукались, священники откровенно терялись. В итоге вместо сосредоточенной молитвы для самого отца Владимира выходило какое-то совсем иное действо. Не всегда родственники приходивших в домовую церковь к В.К.Ладику смотрели благосклонно на их визиты. Были и жалобы во властные органы. В местной епархии отношении к В.К.Ладику было тоже сложным – с одной стороны он не нарушал никаких канонов, но с другой его аскетизм, яркий талант проповедника, огромная популярность поневоле делали его неким конкурентом и священников, и даже местного владыки.
Он часто жаловался мне, что всё это отвлекает от мыслей о Боге, вовлекает в ненужную мирскую суету, конфликты.
В итоге с тяжёлым сердцем он принял решение закрыть домовую церковь, свести контакты с миром до минимума. Дом с ликвидированной домовой церковью продали, и купили часть поменьше. Там некоторое время В.К.Ладик проживал со своей семьёй – женой, сыном Мишей и дочерью Машей. Но и это было полумерой. Живя в Полоцке, он не мог окончательно уйти от своих почитателей, их визитов, да и не мог быть просто семьянином-обывателем по определению.
В это время он много работал над своими рисунками. Также впервые увлёкся стихосложением, стараясь изложить в рисунках и строчках то, что не мог уже теперь сказать большому количеству людей или же то, что не хотели от него слышать.
Я был тогда в числе его наиболее близких друзей, часто бывал в доме. Наши беседы и вечера украшали самодельные блины с мёдом, и особый домашний сыр.
Вызвавшись помочь в издании первой книги стихов В.Ладика, которую очень ожидали все его почитатели и собрали деньги, я его подвёл. Получилось так, что взявшись за эту работу, неофициальный витебский частный издатель В.Брус (уже покойный), деньги взял, и немалую сумму, а книги издал только небольшой обещанной частью, просто присвоив средства себе. Почему я отдал деньги заранее (с согласия самого В.Ладика)? Потому, что по словам В.Бруса тот не мог без этого закупить бумагу и порошок. Теперь то, по прошествии лет, я понимаю, что поступил очень глупо, но тогда я ещё доверял договору на словах, а куда более мудрый отец Владимир не хотел меня, вероятно, обижать скепсисом. Я после такого поступка хотел что-то предпринять, но сам отец Владимир отнёсся к этому философски и запретил мне, как хозяин денег, что-либо делать, оставив произошедшее на совести издателя.

Это всё происходило в тяжёлые, переломные 90-е годы ХХ века. Всеобщее предательство, пассивность и корыстолюбие постепенно привели отца Владимира к глубочайшему разочарованию. Скорбя о падении элит и полном безразличии народа, он решает уйти из мира и, по благословлению одного из высших церковных иерархов становится на трудный путь христианского подвижника и отшельника. Приняв монашеские обеты, оставив семью, он поселяется в деревне Изобылино Россонского района – одного из глухих уголков Витебской области, приспособив дом на окраине под скит. Вместе с ним в скиту проживали и его две верные духовные ученицы – Мария Самусенкова и ещё одна пожилая женщина, имени и фамилию которой я не помню. Жили они раздельно, встречаясь для трапезы и молитвы. 
Мне несколько раз удалось побывать в этом новом и, вероятно, последнем земном прибежище отца Владимира. Мы много говорили о мире, природе, создателе, вере. Его вера была живой – в том смысле, что будучи глубоко религиозным человеком, он следовал не догматам, а тому, что подсказывали его душа и сердце. Хоть он и был, безусловно, отшельником и старцем, но скорее был сродни мудрецам и философам Древней Греции. Говоря о своём религиозном мировосприятии, сам В.К.Ладик отмечал, что это воссоздание в себе нового Адама, создание внутри себя царства Божия, жизнь вне времени и пространства, слияние и полное общение с миром живым и растущим, которое невозможно без огромной любви, сострадания и милосердия к Божьему творению, распространяющейся даже на диких зверей. Это путь стяжания высшей любви, отрицание всякого насилия в жизни, которое пришло после грехопадения древнего Адама. Отсюда и исключительная строгость в пище. В.К.Ладик не ел мясо и рыбу, пил только чистую воду - никому не приходилось умирать, чтобы он жил. При этом всё его мировоззрение было поистине эсхатологическим – он полагал, что мир лежит во зле и избавление от несчастий и бед придёт к человеку уже после его смерти.
Вся его жизнь была наполнена молитвой, созерцанием, размышлениями и… творчеством.
Он и жил за счёт своих рисунков и стихов. Сегодня его работы в сотнях частных коллекций по всему миру. Но свои работы или книги он не продавал – «покупатели» и почитатели просто оставляли свои деньги в его доме. Это были небольшие суммы, но на скромную аскетическую жизнь этого хватало.
И в его изобразительном искусстве, и в поэзии нашли отражение порывы его души, его мировосприятие – Спаситель, Богоматерь, ангелы, апокалиптические сюжеты гибельного пути человечества, воспевание величия природы, городских улиц, Беломорья, Севера, острая сатира и добрый, весёлый юмор, полные тепла детские произведения, деревенские зарисовки. В.К.Ладик сделал также иллюстрации к книге, где моя проза соседствует с прозой моего коллеги по перу и друга, витебского писателя Валерия Строкина – «Сквозь паутину тьмы».
Обо всём этом нужно говорить отдельно – если читателям «Камертона» будет интересно, я несколько позже сделаю отдельные обзоры его изобразительного и литературного наследия. К слову, книги поэзии и небольшие прозаические произведения вышли, хотя и небольшим тиражом, а вот альбом рисунков так и не появился. Работы разошлись по всему миру, а у меня остался неполный, но довольно обширный архив снятых на цифровой фотоаппарат рисунков, сделанный по моей просьбе в начале 2000-х. Когда-нибудь, возможно, удастся издать и альбом.
Отец Владимир сильно болел – у него был панкреатит, большие проблемы с зубами. Но сила его духа была просто потрясающей. Он никогда не роптал, ничего не просил, будучи философом, скитальцем полей и лесов, молитвенником и печальником Русской земли. В его скиту всегда стоял гроб, в котором он периодически спал. Часто в одиночестве он уходил в лес и молился посреди чащи при звёздах. Я не сторонник излишней мистики, но порой складывалось ощущение, что эту молитву чувствовали даже животные. Периодически во время молитвы в скиту раздавался волчий вой – как говорил сам отец Владимир - полный тоски и безысходности. Потом волк подходил близко и при молитве В.К.Ладика в лесу. В.К.Ладик молился и за этого волка. Я слышал о волке, посещая скит в Изобылино.

Много лет спустя из статьи Андрея Шуханкова я узнал, чем всё закончилось. Как-то волк пришёл днём прямо к скиту, посмотрел на отца Владимира и ушёл. Это было прощание зверя – больше не было ни воя, ни волка.
В Изобылино была животноводческая ферма (может, есть и сейчас). Чего греха таить – место глухое, доярки порой заливали свою жизнь горькой и доить или кормить коров было некому. Животные жалобно мычали. Отец Владимир и его духовные дочери тогда шли на ферму, кормили коров, доили, чистили навоз. Председатель местного хозяйства даже доверял скитчикам ключи от кормов – знал, что они не украдут.
В.К.Ладик глубоко переживал упадок деревни, пьянство жителей. Как-то он договорился о массовом крещении. Приехали представители епархии и… отказались массово крестить жителей, когда у тех не оказалось нужной суммы. На упрёки жителей, что вот мол, отец Владимир обещал крещение, они специально приехали, а теперь как же быть, приехавшие священники не нашли ничего умнее ответить, как отговоркой «он – не нашей веры». «Да, мы теперь видим, что он – не вашей веры», - разочарованно ответили пришедшие жители. Насколько я знаю, многие из них зареклись после этого креститься. В.К.Ладик был очень опечален, если не потрясён произошедшим.
Постепенно после 2001 года наша связь прервалась. Мне в Изобылино ездить было сложно, да и новая работа госслужащего в Витебске была по-своему интересной, одновременно не располагавшей к миросозерцанию. Аскетизм отца Владимира я уважал и почитал, но сам его принять не хотел – у меня были и алкогольные пирушки, да и мимо остальных радостей жизни я не проходил. Да и в писательской жизни, которая нас во многом сближала, у меня случился большой перерыв.
Первое время к нам домой ещё заезжала его духовная дочь Мария Самусенкова, передавала новые книги. Думаю, отец Владимир ожидал моих приездов, но удалённость скита, сложность добраться (машины у меня тогда ещё не было), а самое главное, некоторое чувство вины, что я даже близко не пошёл его путём, удерживали меня от поездок. Думаю, что сам В.К.Ладик переживал за эту ситуацию и воспринял это, как некое предательство с моей стороны – из более поздних изданий исчезли мои предисловия, а среди высказываний о нём его почитатели оставили мои строки, но убрали мою фамилию, хотя авторство всех остальных высказываний было сохранено.
Когда по прошествии десяти лет меня за пророссийское интервью выставили из госслужбы, я вдруг, как в сказке «Огниво», вернулся к реальности, а жизнь «кавалергарда» неожиданно оказалась вдребезги разбитой. Тогда я и вспомнил об отце Владимире, хотел его отыскать, но… узнал, что 6 августа 2011 года отца Владимира не стало на шестьдесят пятом году.
Вот как написала об этом его духовная дочь Марина Самусенкова: «Ему, как блаженному Божьему человеку, с особым духовным виденьем, было Господом открыто, когда его душа расстанется с материальным миром. Четвертого августа он сказал: «Знайте, что в субботу 6 августа до заката солнца моя душа покинет это бренное тело. Но вы никому не говорите, что я умер, потому что я не умер — я ухожу Домой, возвращаюсь к Господу!». С особым внутренним состоянием встречал Владимир Ладик этот день, к которому готовился практически всей своей жизнью. Тяжелые, продолжительные изнуряющие болезни терзали тело, но живущая в нем огромная сила бескорыстной, самозабвенной любви к Богу и Его творению не позволила болезням положить свою печать на его лицо. И потому глаза его искрились, а на лице разливалось неземное счастье. С любовью к Господу в сердце и с Его Святым Именем на устах душа блаженного Владимира без сожаления покинула бренное тело и этот материальный мир».
Безусловно, я был очень опечален, если не потрясён его смертью – я не успел с ним увидеться, не успел поговорить, хотя было так много о чём сказать и услышать.

Казалось бы, здесь можно поставить точку, но неожиданно в Интернете в 2014 году я набрёл на странное и загадочное сообщение «Ушли и не вернулись», опубликованное в газете Дновского района Псковской области: «Отделом внутренних дел Полоцкого районного исполнительного комитета разыскиваются без вести пропавшие граждане Ладик Владимир Кузьмич, 06.04.1947 года рождения, уроженец г. Рига, Латвия, зарегистрированный по адресу: Россонский район, д. Изобылино, и Ладик Мария Владимировна, 09.08.1980 года рождения, уроженка г. Новополоцка, зарегистрированная по адресу: г. Полоцк, …которые 05.08.2011 года вышли из дома, намереваясь выехать на территорию Псковской области, станция Локня, и более сведений о их местонахождении не поступало».
Возможно, это формальное объявление, связанное, например, с вопросами признания человека умершим, но обращает на себя внимание дата отъезда – как раз накануне официально объявленной смерти.
Это дало мне слабую надежду на то, что может быть и сейчас возносятся к небу молитвы скитальца и отшельника, окончательно разорвавшего под видом смерти все связи с нашим миром и своим прошлым. Но надежды эти слишком призрачны.
Во многом под влиянием нашего с ним общения я три года – с 2013 по 2016 был главным редактором газеты Витебской епархии «Наше Православие».
На память об этом уникальном подвижнике и старце у меня остались его книги, икона Спасителя (естественно, освящённая по православному обряду) – отец Владимир всегда говорил, что плохо, когда в доме нет икон и их заменяет телевизор или компьютер. А ещё со стены рядом с иконами на меня печально взирает удивительно чистым взором ангел – единственная подлинная работа, подаренная мне самим В.К.Ладиком, внизу которой лаконично подписано – Л.В.К.
В заключении я приведу несколько строк самого отца Владимира, которые будут вместо некролога. 

Я песни пел 

Я песни пел с осенними ветрами, 
Скорбел с опавшей бурою листвой 
И улыбался радостно с цветами, 
Согретый солнцем ласковой весной.

Я с нищими молил Творца о хлебе, 
Быть щедрыми богатых призывал, 
Измученным рассказывал о небе 
И вместе с ними на земле страдал.

Я прокричал, проплакал, просмеялся,
Изранил грудь о жизненную твердь, 
Я дураком казаться не боялся, 
Чтоб мудрецом свою увидеть смерть.

* * *

Хочу я лежать среди диких просторов, 
Не надо мне кладбищ фальшивых уборов, 
Пускай меня тихая осень оплачет — 
И больше не надо, мне этого хватит.

За смертной пеленой 
Пускай в груди наступит тишина, 
И ночь в глаза усталые вольется, 
И пульса еле слышная струна 
Замолкнет и навеки оборвется. 

Но впереди, за смертной пеленой, 
Забрезжит свет желанный, негасимый, 
И встану я, как никогда живой, 
Дай Бог, уже свободный и счастливый.

А изображённый им ангел смотрит на меня прямо сейчас со стены, когда я заканчиваю эти строки об удивительном человеке, философе, старце и религиозном отшельнике – одном из последних посланий старой, уходящей Руси.

Камертон



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru