САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Колядные встречи в музее имени Я. Коласа.

Колядные встречи в музее имени Я. Коласа.

« Назад

03.02.2023 00:00

Очень интересная встреча была недавно в музее Якуба Коласа в Минске. Перед присутствующими выступал диакон Андрей Горбунов. Он прочел отрывок из поэмы «Новая зямля» Якуба Коласа про коляды накануне Рождества.

Диакон Андрей Горбунов

«Если говорить с точки зрения церковного человека, то здесь отражено, какое было в народе отношение к празднику Рождества Христова. Тут самая основная мысль в этом отрывке в том, что все очень ждали этих коляд, потому что это в первую очередь было большое угощение. Такого, как Церкви пощения, ожидания богослужебного празднования Рождества Христова, к сожалению, здесь не видно. Но все равно, даже люди, которые не ходили в Церковь, были связаны с древней культурой христианской; они не могли не отмечать христианские праздники, пусть немножечко по-своему, пусть не так, как у нас в уставах церковных прописано, но зато с большой любовью. Конечно, очень важно, чтобы читались эти стихи, потому что у нас в век глобализации очень стираются границы между культурами, а в каждом языке есть какая-то своя особая нотка. Например, у нас в семинарии церковнославянский язык преподавали на белорусской мове. Немножко богаче раскрывается значение тех или иных слов. Не говоря о том, если начать изучать другие языки. В Библии мы читаем, что когда-то был один язык на земле, все говорили на одном языке. Только безумие человека стало причиной, как сейчас модное такое слово «триггером» того, чтобы разделился народ на языки. Так получилось, что в каждом языке какие-то свои оттенки остались для того чтобы начать опять понимать друг друга. Языки разделились, чтобы люди оставили свое безумие, чтобы они не были единодушны в своем безумии. Когда пришел Господь, он послал Святого Духа на свих учеников и апостолов для того, чтобы объединит все смыслы, всех людей объединить под покровом святой Троицы.

Из этого отрывка Коласовского произведения мы видим, что сначала выставляли и ели все яства, на которые были способны, а потом уже кутью, чтобы отметить коляды, хотя все мы знаем, что это строгий пост, и едят только кутью и потные блюда.

Когда я учился в семинарии и Академии, то я пришел к выводу, что человек стремиться к покою. Человек все время суетится, суетится, но в глубине души хочется покоя. «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой». Так вот Христос говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф. 11:28) По-еврейски слово «покой» будет звучать как «шабат», «суббота». Заповедь о субботе звучит так: помни день субботний, чтобы его освящать. Шесть дней работай, а седьмой Господу Богу. Под субботой мы понимаем все эти наши праздники: Рождество, Пасху, все большие праздники – это тоже то время, когда мы оставляем свои проблемы, оставляем свою суету и это время, как можем, посвящаем Богу. В разделе «Коляды» поэмы «Новая зямля» обращает внимание на себя то, что в колядный период каждый старался никакого плохого слова не сказать, помыться, одеться хорошо – показывал самые теплые свои внутренние качества, самые лучшие черты характера старался поставить во главу.

Мы все понимаем, что у нас и отрицательных качеств много, все равно хотя бы ради этого, чтобы этот праздник как-то освятить, все старались в вести себя благопристойно».

Перед началом исполнения песен и колядок отец Андрей рассказал, почему он считает пение важным и необходимым в проповеди наших традиционных духовно-нравственных ценностей.

«Пока я шел к пониманию покоя, о котором я уже говорил, осознал, что песня – самое лучшее, что может передавать наши чувства. Человек создан, чтобы петь, потому что ему дан дар речи. И дар речи ему дан не для того, чтобы ругаться, а для того, чтобы воспевать Того, Кто его создал. Так получилось, что, когда изучал историю песен, я писал научную работу про «околоцерковные» песнопения, точнее «околобогослужебные», на научном языке называются паралитургические: колядки, псальмы. Те, кто их пели, в народе назывались «калики перехожие». Потом появились сборники таких песен, стихов, колядок, кантов. Среди них были не только церковные, но и народные».

Юлия Чирва



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

30.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru