САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ В 1941 году Чапаев выплыл!

В 1941 году Чапаев выплыл!

« Назад

13.03.2022 00:00

Легендарному советскому фильму исполнилось 90 лет

«Чапаев» на Бродвее

В 1941 году Чапаев выплыл!

Образ легендарного комдива покорил зрителей в США и Европе, а Сталин посмотрел картину 30 раз

В феврале исполнилось 135 лет со дня рождения всенародно любимого героя Гражданской войны. Образ Василия Ивановича Чапаева в нашем сознании неразрывно связан с фильмом, работа над которым началась в 1932 году. О том, как «Чапаева» восприняли на Западе, кем и чем он был для советского зрителя, рассказывает заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.

– В 1935 году во время международного кинофестиваля в Москве показали фильм «Чапаев». А потом фильм стали демонстрировать и за рубежом. Как восприняли его западные зрители?

– Да, на первом московском кинофестивале «Чапаев» прогремел, советский зритель принял его на ура. В 1934 году, в первый год проката, «Чапаева» посмотрели более 30 миллионов советских зрителей.

Создатели фильма Георгий  (слева) и Сергей Васильевы с исполнителем главной роли Борисом Бабочкиным (в центре)

Создатели фильма Георгий (слева) и Сергей Васильевы с исполнителем главной роли Борисом Бабочкиным (в центре)


Что касается Запада, в 30-е годы некоторые советские фильмы уже были известны там во многом благодаря новаторским картинам Сергея Эйзенштейна «Октябрь» и «Броненосец Потёмкин». Но это были немые картины. «Чапаев» же стал первым советским звуковым фильмом, который получил мировую известность. Он шёл в кинотеатрах Европы и в разных городах США. В течение нескольких месяцев «Чапаева» показывали в бродвейских театрах, он собирал полные залы. Для сравнения: фильм «Москва слезам не верит», который в 1981-м получил премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм, шёл в американских кинотеатрах всего несколько дней.

Иностранная афиша  1930-х годов

Иностранная афиша 1930-х годов


«Нью-Йорк таймс» писала о «Чапаеве»: «Американская публика от души восторгается этой картиной». Американцы тогда ещё не присуждали «Оскары» иностранным лентам, но неофициально «Чапаев» был признан заокеанскими критиками лучшим зарубежным фильмом года.

После войны «Чапаев» стал очень популярным в странах соцлагеря. А в 1978-м был назван в числе 100 лучших фильмов, снятых в ХХ веке.

– Неужели власти враждебных СССР капстран стран не пытались запретить показ фильма или, может, помешать его распространению?

– Пытались, но фильм проник даже в фашистскую Италию. В Болгарии (которая в 30-е годы ориентировалась на Германию) фильм закупили, но устроили его прокат в летний сезон. Власти надеялись, что люди, занятые своими огородами, пропустят картину, но народ повалил. В итоге коммерческие соображения взяли верх – прокат продлили до осени.

Василий Чапаев с женой  Пелагеей. 1915 год

Василий Чапаев с женой Пелагеей. 1915 год

– Как удалось так быстро сделать хороший перевод в титрах, ведь успех фильма во многом связан с колоритной речью героев?

– Перевод был не только в титрах, в то время в залах часто «живьём» работали переводчики. Конечно, юмор до конца не поняли, западного зрителя больше тронули эпизоды сражений. Можно сказать, что это был первый звуковой фильм, в котором с таким драматизмом были показаны батальные сцены, когда пулемёт выкашивает идущих в «психическую атаку» белых, на зрителя несётся чапаевская конница и всё это сопровождается берущей за душу музыкой. Некоторые американские режиссёры признавались, что впоследствии учились эстетике батального кино у создателей «Чапаева» братьев Васильевых.

В 1941 году Чапаев выплыл!

– За границей тогда и о Василии Чапаеве вряд ли слышали, да и историю Гражданской войны в нашей стране знали весьма слабо. Откуда же такой интерес к фильму?

– Герой русской революции очень обаятелен и не мог не понравиться западному зрителю. К тому же в 30-е годы в мире нарастало антифашистское движение, и «Чапаев» стал символом народа, который отстаивает идеалы интернационализма и свободы. Те же болгары увидели в Чапаеве борца за независимость. Фильм нравился и тем, что белые там показаны довольно человечно, они так же храбро сражаются, как и красные.

– В самом СССР «Чапаев» долго оставался самым популярным фильмом…

– Да, он был лидером проката, а потом, когда телевидение стало массовым, вплоть до 1970 годов он был в программе чуть ли не каждые полгода.

Конечно же, фильм смотрели во время войны. В 1941-м даже выпустили короткометражку, в которой живой Чапаев выплывает из реки Урал и призывает сражаться против гитлеровцев. Во время войны несколько крупных партизанских отрядов носили имя Чапаева. Советские дети играли в Чапаева, взрослые рассказывали анекдоты с крылатыми фразами из фильма.

 

– Известно, что герой фильма в блистательном исполнении Бориса Бабочкина имел мало общего с реальным Чапаевым, да и Сталин после просмотра фильма сказал про режиссёров: «Врут, как очевидцы».

– Сталин оценил картину очень высоко, смотрел её более 30 раз! У него вообще было два любимых произведения о Гражданской войне: пьеса «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и фильм «Чапаев». У Владимира Путина, к слову сказать, это тоже любимый фильм.

Сейчас фразу вождя «врут, как очевидцы» иногда воспринимают как издёвку, но на самом деле это был комплимент братьям Васильевым. Сталин имел в виду, что надо снимать так, чтобы люди верили в то, что видят на экране. Фильм на 90% состоит из вымышленных фактов. И вождь прекрасно это понимал, однако на первом же просмотре почувствовал, что герой станет всенародным и тем самым принесёт не только политические дивиденды власти, но и славу стране. Так и получилось. Впоследствии Сталин очень любил показывать картину иностранным гостям, в частности Мао Цзэдуну, и в Китае фильм широко показывали после войны.

Легендарный Чапай с исполнении легендарного Бориса Бабочкина 

Легендарный Чапай с исполнении легендарного Бориса Бабочкина

– Но почему героя сделали именно из Чапаева, ведь были же и другие не менее яркие участники Гражданской войны?

– Чапаев геройски погиб и уже не мог себя ничем запятнать. Из него было удобнее сделать икону, чем, например, из Будённого или Ворошилова. Кстати, именно Ворошилову мы обязаны тем, что из фильма не вырезали ключевой момент – ту самую «психическую атаку» каппелевцев, которую с трудом отбивают чапаевцы. Цензоры опасались, что сцена героизирует белых, но нарком отстоял задумку режиссёров.

В 1941 году Чапаев выплыл!

– А почему они всё-таки решили сделать трагический финал?

– Было много сомнений по поводу того, стоит ли ставить точку на том, что любимые герои погибают, а дивизия Чапаева разгромлена. Были предложения не показывать гибель Чапаева, сделать некий открытый финал. Режиссёры рассматривали и такой вариант завершения фильма: в саду гуляют молодожёны Петька и Анка и вспоминают Чапаева. Такой намёк на светлое будущее. Ведь в фильме есть момент, когда Чапаев говорит Петьке, о том, что он ещё молодой и увидит вместе с Анкой рассвет коммунизма. Мол, слова главного героя оказались пророческими и дело его живо в его любимом ординарце. Но в итоге от такой концовки отказались, посчитав её слишком слащавой.

В 1941 году Чапаев выплыл!

К СВЕДЕНИЮ

Успех «Чапаева» вдохновил партийную элиту на создание ещё нескольких фильмов, посвящённых героям Гражданской войны. Так, например, в 1939 году Александр Довженко на киевской киностудии снял фильм о Николае Щорсе.

Историко-революционная лента с обилием великолепно поставленных батальных сцен рассказывает о полководце Николае Щорсе, легендарном герое гражданской войны. 
Действие происходит на Украине в 1919 году, когда войска красных шли к Киеву. Предстояли бои с войсками Петлюры и Драгомирова

Историко-революционная лента с обилием великолепно поставленных батальных сцен рассказывает о полководце Николае Щорсе, легендарном герое гражданской войны. Действие происходит на Украине в 1919 году, когда войска красных шли к Киеву. Предстояли бои с войсками Петлюры и Драгомирова
В Минске в1935 году состоялось заседание бюро ЦК КП(б) Белоруссии, на котором согласно поступившему из Москвы задани, решили «в 15-дневный срок рассмотреть вопросы, связанные с созданием фильма, посвящённого белорусскому Чапаеву».

Партдеятели, кинематографисты и писатели изучили биографии потенциальных героев и из 8 кандидатур остановились на Алесе Соловье, сыне крестьянина из полесской глубинки, основавшем на оккупированной немцами территории знаменитую «Рудобельскую республику» и в 1920 году погибшем в бою с белогвардейцами.

За сценарий взялись молодые литераторы Григорий Кобец и Анатоль Вольный. Чем дольше шла работа, тем больше критики она вызывала на заседаниях Союза писателей, в прессе: отход от исторической правды, слишком бурная фантазия авторов…

В середине 2000-х годов в Российском государственном архиве социально-политической истории отыскалось письмо, в котором руководители республики Николай Гикало и Николай Голодед просили Сталина о личной встрече, чтобы проконсультироваться по поводу эпохального героя. Однако «белорусский Чапаев» так и не был снят. Когда сценарий был уже почти готов, после очередного его «творческого» обсуждения Анатоль Вольный был арестован НКВД. Руководитель белорусского отделения Института истории партии Сергей Поссе, имевший прямое отношение к созданию фильма, первый секретарь ЦК КП(б)Б Гикало и глава Совнаркома БССР Голодед были репрессированы.

Белорус и Я 

Екатерина БАРАНОВА, Москва

Фото: РИА Новости, wikipedia.org. Так же в оформлении материала использованы кадры из фильма "Чапаев".

© "Союзное государство", № 10, 2021



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru