« Назад 17.10.2016 08:19 Александр Штефанович: Выходка антиправославных экстремистов в Витебске не должна остаться безнаказанной В последнее время Александр Лукашенко неоднократно заявлял о том, что Республика Беларусь на фоне трагических событий на Украине и в Европе является «островом стабильности в регионе» и что «Беларусь осуждает любые формы экстремизма, и нет ничего более важного, чем мир и покой в обществе»[1]. Преподносилось это с такой убедительностью, что среди белорусской, российской и международной общественности в большинстве своем распространено мнение, что где-где, а в Белоруссии в области межнациональных и межрелигиозных отношений всегда будет царить согласие и взаимное уважение. Нечто подобное официальный Минск декларирует и во внешней политике. Так, выступая 7 октября в Национальном собрании РБ, Лукашенко следующим образом характеризовал действия официального Минска в европейском регионе: «Мы вынуждены проводить такую политику, чтобы никого не обидеть, никому не навредить, чтобы устоять и чтобы опять не стать какой-нибудь провинцией»[2]. Таким образом, получается, что минский официоз в своих действиях на внешнеполитической арене движим не союзническим долгом перед Российской Федерацией и другими государствами-союзниками, не национальными интересами белорусского народа, а какими-то надуманными страхами. И все же, какую провинцию имел в виду Лукашенко? Это важно понять, т.к. увидев источник страхов белорусской верхушки, можно разобраться и в логике ее действий. За последнюю тысячу лет западнорусские/белорусские земли находились в составе Древнерусского государства (IX - XIII вв.), Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР, XIV - XVI вв.), Речи Посполитой (XVI - XVIII вв.), Российской империи (конец XVIII - начало XX вв.), Российской республики, РСФСР и СССР (1917 - 1991 гг). Кроме того, Западная Белоруссия пребывала в составе Польши (вторая Речь Посполитая) с марта 1921 по сентябрь 1939 года. Таким образом, согласно терминологии Лукашенко в прежние эпохи территория современной Белоруссии была или русской (российской, советской) или польской провинцией. Какую же их них он опасается в большей степени? Если следовать исторической правде, а не измышлениям русофобствующих псевдоисториков (включая и деятелей из Института истории Национальной академии наук Белоруссии), то нахождение Западной Руси/Белоруссии в лоне русской (древнерусская эпоха, ВКЛР до унии 1385 г., российский период) и советской государственности было для нее временем национальной свободы и поступательного развития. Достаточно сказать, что в российский период белорусской истории (а именно он подвергается наибольшему оболганию) белорусы были спасены Россией от полного ополячивания, сохранены как народ и освобождены от жестокого национального и религиозного гнета польско-католических магнатов и шляхты. Однако в последние годы в идеологических построениях официального Минска доминирует пресловутая польщизна (т.е. польский взгляд на историю и польско-шляхетский дух в культурной политике), следствием чего является фактическое не желание минского официоза следовать союзническому долгу в рамках Союзного государства («мы не будем мальчиками на побегушках»[3]) и ОДКБ и крайне медленное с бесконечными препонами развитие Евразийского экономического союза. Созданная в Республике Беларусь идеологическая атмосфера польщизны с воодушевлением воспринята самыми мракобесными русофобскими кругами, которые в расчете на безнаказанность начали совершать вызывающе провокационные действия. Так, в начале октября в Витебске совершена вопиющая провокация против Белорусской православной церкви, которую А.Г. Лукашенко неоднократно публично называл одним из столпов белорусского государства. Вот, к примеру, как Лукашенко определил роль Православной церкви в Республике Беларусь в своем выступлении на рождественском богослужении 7 января 2016 года: «Сегодня церковь в Беларуси превратилась в один из оплотов нашего государства, который обеспечивает вместе с другими заинтересованными органами власти и организациями баланс нашего общества»[4]. Так, что же произошло в Витебске? В 2013 году Синод Русской православной церкви одобрил, предложенную Витебской епархией БПЦ идею возведения в Витебске Софийского собора по образцу одноименного древнерусского храма, который был построен в Полоцке в XI веке. Позднее во времена польско-католического господства на западнорусских землях полоцкий Софийский собор был перестроен по униатскому образцу и в настоящее время от исконного храма остался только фундамент. Ныне в полоцкой униатского вида Софии находятся музей и зал органной музыки, и вернуть ей первозданный облик не представляется возможным. Во времена «Слова о полку Игореве» Софийские соборы на Руси имелись в Киеве, Новгороде и Полоцке и олицетворяли национально-культурное единство Русской земли. Современным символом общерусского культурно-цивилизационного единства призван стать возрожденный в первозданном виде (пусть и в Витебске) Софийский собор. Последнее обстоятельство и порождает крайнюю враждебность к будущей витебской Софии у деятелей пораженных русофобской патологией. В настоящее время эти персонажи пытаются, если и не организовать, то хотя бы изобразить (в первую очередь, для прозападных СМИ) некий общественный протест против строительства Софийского собора. Вначале витебские русофобы попытались собрать подписи под петицией «протеста». Однако на 350-тысячный Витебск не набралось и три сотни желающих поставить подпись под антиправославной петицией. Тогда, понимая всю тщетность своих потуг, недруги витебской Софии встали на путь провокаций и угроз. В начале октября группа антиправославных русофобов устроила грязную провокацию против настоятеля будущего Софийского собора протоиерея Михаила Мартыновича. Назвавшись жителями близлежащего от места строительства храма микрорайона, провокаторы пригласили о. Михаила на встречу якобы для разговора о будущем развитии Парка партизанской славы, на территории которого будет возводится собор. Придя на встречу, настоятель Софийского собора и несколько сопровождавших его прихожан столкнулись не с жителями окрестных домов, а с группой оголтелых провокаторов. Последние набросились на о. Михаила с оскорблениями как его лично, так и Православной церкви. Более того, протоиерею Михаилу Мартыновичу угрожали участью Иосафата Кунцевича, а это не что иное, как угроза убийства. Ведь униатский архиепископ Иосафат Кунцевич был убит в 1623 году в Витебске, а его тело было утоплено в Западной Двине. Помимо этого, в отношении о. Михаила и его спутников звучали угрозы, что «им не жить на этой земле» , что «российские попы должны убираться из Беларуси» и прочие подобные мерзости[5]. Теперь остается ждать реакции властей. Будут ли они следовать закону и защитят православных граждан от угроз и нападок со стороны экстремистов, а Православную церковь от поругания, или же постараются замять это дело, дабы не раздражать своих новоявленных партнеров в Польше и Евросоюзе. В любом случае, по реакции властей на эту преступную выходку антиправославных экстремистов можно будет судить о подлинной цене официозных разговоров о «мире и покое в обществе», об опоре государства на Православную церковь. [1] http://www.interfax.by/news/belarus/1209334 КомментарииКомментариев пока нет
|