Белорусский писатель: Западнорусизм - естественное состояние белорусов
После эскалации политического конфликта на Украине, имеющего, по мнению экспертов, признаки братоубийственной гражданской войны, особого внимания заслуживает Белоруссия - соседняя славянская республика, где также немало тех, кто относительно недавно служил комсомолу и КПСС, а ныне от имени всех белорусов активно продвигает антирусский проект. О текущем положении дел в сфере белорусской культуры 18 мая в интервью ИА REGNUM рассказал известный белорусский писатель и публицист, общественный деятель, член Союза писателей Белоруссии и Союза писателей России Андрей Геращенко.
ИА REGNUM: Каковы основные тенденции в культурной жизни Белоруссии?
Мне сложно сказать, откровенно говоря. Вероятно, самое главное для наших многих деятелей культуры - просто постоять в европейском предбаннике и сказать, что мы - не русские, есть страна, она называется Белоруссия, и она - не Россия. Одна сплошная антитеза. Ну не русские вы, и что дальше - что вы предложили своему народу, миру? И вот тут самая большая проблема - предложить особенно и нечего. Нельзя превращать "белорусскую идею" в религию с иконами в виде Купалы, Колоса, Богдановича, Быкова и т.д.. Это всего лишь авторы произведений, а не некие новые религиозные - "культовые" персоны.
ИА REGNUM: Как Вы, как писатель, оцениваете качество современной белоруской литературы? Востребована ли она читателем?
Думаю, что в основном белорусская литература практически не востребована читателем. Проблема в том, что у нас полагают, что достаточно быть неким "заслуженным", и всё само собой получится. Нет социального лифта писателей - в большинстве случаев одни и те же люди печатаются за счёт бюджета. Нет движения вперёд, нет поиска нормальных, интересных читателю авторов, и в результате возникает несправедливое мнение, что у нас нет писателей. Они есть, но нужно изменить подход - печатать нужно не "лауреатов", а тех, кто может написать интересный текст.
ИА REGNUM: Насколько оправданно суждение "читатель голосует рублём" за книгу, музыкального исполнителя, художника, скульптора?
У меня твёрдое убеждение: писатель должен учитывать потребности времени. Допустим, если мы делаем табуретки, которые никто не покупает, то мы - плохие столяры, нужно смотреть более интересные эскизы, варианты. Речь не о том, чтобы писать "на потребу дня", но если ты абсолютно не уважаешь читателя, пишешь то, что никто кроме библиотек не купит, нужно ли это издавать? Можно сколько угодно раздувать щёки, но люди голосуют рублём - если людям нужна та или иная литература, то она должна быть. А будем умничать и лицемерить - нашу нишу займут российские донцовы. И поделом, если мы пишем не для наших людей, а для себя "любимых". Рубль важен: если ты бездарь, тебе трудно заработать - ты можешь рассчитывать только на помощь всякого рода "административных ресурсов". Я ничего плохого в "рубле" не вижу. Профессионалы своего дела те, кто профессионально зарабатывает, а не просиживает штаны и юбки в президиумах.
ИА REGNUM: За последние годы какие белорусские проекты в сфере культуры оказались коммерчески успешными?
Откровенно говоря, мне сложно ответить на этот вопрос. Я не помню таких проектов. Возможно, они есть, но я о них не знаю. Я не думаю, что наша культура никому не интересна - вопрос, вероятно, в тех людях, кто не способен по определению сделать такие проекты успешными.
ИА REGNUM: Недавно наблюдался очередной всплеск критики "взрослого "Евровидения": "Белорусский славянский комитет" призвал власти отказаться от участия в этом конкурсе. Почему власти продолжают тратить деньги на этот конкурс, зная, что отношение к нему в обществе, мягко говоря, неоднозначное, а результаты участия - хронически плохие?
Ну, я полагаю, что у нас есть "туристы" от культуры. Интересно ведь за счёт бюджета проехаться "по европам", что-то там изобразить и вернуться назад. Это лобби, каста. Эти люди малоуспешны, они реально не могут заработать творчеством, но зато готовы осваивать бюджет. Я думаю, что это нужно прекращать - хватит тратить бюджетные деньги, заработанные рабочими, комбайнёрами, врачами и т.д. Можешь выступать, чувствуешь свой уровень - возьми кредит в банке для конкурса, дай пару концертов при переполненном стадионе и заработай на то, что тебе хочется, а не тащи копейку у народа. Теперь о победителе... Он намеренно отрастил бороду, её оттенили красками, и получилась яркая "бородатая женщина". Это вызов морали, норме. Зачем это сделано? Чтобы дети спросили - это дядя или тётя? Хватит нам толкаться в приёмных разного рода европейских и американских конкурсов! Неужели кому-то непонятно, что эти конкурсы - ИХ. Для НАС у них только утешительные призы. Так же, как и в случае Нобелевской премии - её дают сами себе американцы и европейцы и для вида - пару номинаций нам. А мы носимся с этой премией, как с писаной торбой. Да, наши нобелевские лауреаты - таланты, но... У нас что - в целом, такие убогие учёные, писатели, что получают только крохи с барского стола? Нам нужны свои конкурсы и премии. А престиж... Сделаем достойный приз в смысле финансовой составляющей - вся Европа и Штаты в очередь встанут. Чтобы уважали тебя другие, для начала нужно уважать себя самим.
ИА REGNUM: Пресловутые "звёзды белоруской эстрады" - это искусственные растения или недооценённые зрителем таланты?
Конечно же, возможности Белоруссии уступают возможностям России. Но практически все наши "звёзды" - просто пародия на соответствующих персон за рубежом. Вот кто такой Тео? Он - звезда? Тогда я - мегазведа! Нашёлся мальчик, который что-то поёт. Не на русском - основном для белорусов языке, не на белорусском даже, а на английском. Для чего? Чтобы стать успешным и зарабатывать. Это понятно. Непонятно другое: почему именно на Тео должны работать наши теле- и радиоканалы? Из всех певцов я запомнил только Петра Елфимова (представитель Белоруссии на "Евровидении" 2009 года, - прим. ИА REGNUM) - сильный, хороший голос, умение петь красиво и искренне. И где сейчас Елфимов? Я его не вижу. Зато вижу Тео, Гео и Мео...
ИА REGNUM: На что можно потратить деньги налогоплательщиков с большей пользой, чем на финансовую поддержку кланов в шоу-бизнесе?
Давайте просто купим какую-то аппаратуру для Минска, регионов, создадим хорошую некоммерческую студию звукозаписи. Не нужны эти затратные поездки. Ну, поехал Тео и "тьма с ним". Ну, попал в финал, выиграл титул "его тепло встречали". Нам это нужно? Или нужны элементарные условия для работы нашей молодёжи - записать фонограмму, спеть, записать диск? Я ничего не имею против Тео - возможно, он талантливый человек. Я просто о системе в целом. Знаете, я до сих пор люблю слушать музыку Яниса Лусенса из группы "Зодиак". А у нас что - есть такого же уровня музыканты? Не российского, не европейского, а хотя бы уровня Латвии?
ИА REGNUM: При входе в минский Ботанический сад посетителей встречают картины с изображениями костёлов - у белорусов и зарубежных гостей Чемпионата мира по хоккею целенаправленно создаётся образ Белоруссии как католической страны?
Там несколько православных храмов есть - я один раз мельком видел эту экспозицию. Впрочем, у нас уже давно в СМИ католики правят бал, что не совсем уместно в нашем случае: мы - православная в своей основе страна и именно православие должно пользоваться первостепенной поддержкой государства, потому что это вера большинства белорусов. Но, вероятно, у Минкульта свои взгляды. Я, к слову, за то, чтобы у нас чётко обозначали национальность и вероисповедание. Дело не в национализме, а в том, чтобы мы видели, кто "правит бал" в той или иной сфере. Я за мир и сотрудничество с католиками, но я против того, чтобы те же католики играли решающую роль в ряде СМИ в православной Белоруссии.
ИА REGNUM: Сначала в минском метро, а затем и на минских улицах появились указатели на странной латинице. Что это за шрифт, кто его придумал, от кого исходит инициатива его внедрения и прошла ли общественное обсуждение данная инициатива?
Мне трудно сказать, кто автор этого "креатива". Ранее, в 19 веке, пропольски настроенные деятели, сообразив, что их пропаганда против России малоуспешна, решили попробовать прейти на белорусский язык в варианте латиницы. Для этого использовали практически польские символы. Никакого обсуждения сейчас не было - просто Топонимическая комиссия, невзирая на требования нашей Конституции и референдума о статусе русского языка, "упражняется" в создании некоей новой "виртуальной реальности".
ИА REGNUM: На дерусификации топонимики в Белоруссии кто-то хорошо заработал?
Безусловно, это некие "аффилированные" фирмы и конторы, которые делали указатели, атрибутику. Это бизнес, и бизнес выгодный, полагаю, так как плательщик - бюджет, то есть все мы.
ИА REGNUM: Почему в Белоруссии действует госпрограмма по возведению новоделов на местах имений польской шляхты, но нет аналогичной программы по возрождению старинных ремёсел и промыслов, древнерусской старины, старинного белорусского крестьянского быта? Кроме пресловутых Дудуток куда ещё можно съездить, чтобы посмотреть, как жили белорусы, а не польская шляхта, пять веков назад?
Эти деятели, которые сегодня "возрождают" польско-литовские замки, сами страдают комплексом неполноценности. Помните пана Быковского, который стеснялся быть крестьянином? Наши предки кормили и поили эту шляхту, горбатились на неё. Мои предки были крестьянами, казаками в лучшем случае, и только при советской власти получили образование, стали успешными людьми. А если бы не СССР или Российская империя - так бы и носили квас полупьяной загулявшей шляхте. Но, наверное, многие у нас стесняются этой доли белорусов, хотят изобразить из себя шляхту, хоть и с деревянными саблями. Вот и возрождают эти польские замки - опорные пункты владычества над нашим народом. А о настоящих белорусах - "панах сохи и косы" забыли, это не модно, "не вдохновляет". А для меня наш народ, его судьба - это не польские замки, это красивые гончарные изделия, соломоплетение - те нехитрые и недорогие вещи, которые с таким искусством наши люди делали веками, чтобы хоть как-то избавиться от векового рабства. К сожалению, настоящая, народная Белоруссия уходит в прошлое, постепенно умирает.
ИА REGNUM: Востребованы ли белорусами авторы, которые пишут стихи и прозу на "беларускай мове"?
"Чукча - не читатель, чукча - писатель". Абсолютно не востребованы. Более того: даже в сельских населённых пунктах народ, интуитивно ощущая искусственное, предпочитает литературу на русском языке. Сфера белорусскоязычных авторов - студенты белорусских филологических факультетов, преподаватели и небольшое количество ярых оппозиционеров. Я знаю белорусский язык, иногда на нём говорю и пишу. Скажу так: в белорусском языке множество уникальных словесных оборотов, понятий. Это настоящая ценность Русского мира. Но наши русофобы настолько всё испохабили, что сейчас люди ассоциируют человека, говорящего на белорусском языке, с ярым русофобом и националистом. И это очень прискорбно. Белорусский язык и так мало популярен, а из-за политиканства отдельных деятелей он и вовсе может исчезнуть.
ИА REGNUM: Те деятели, которые идентифицируют себя как "литвинов" - они что-то возрождают или конструируют?
И то, и другое. Они пытаются "возродить" дух "литвинской шляхты". Эта шляхта по крови была русско-литовской, но по вере и менталитету, по языку своего быта - польской. Люди это понимают, поэтому современные "литвины" пытаются сочинять разного рода байки, конструируют, перевирают историю, чтобы хоть как-то зацепиться за "белорусскость" Великого княжества Литовского и Русского. Белорусскость здесь как раз в окончании названия княжества. Сколько ерунды сказано про бело-красно-белый флаг, метко прозванный в народе "полторы Польши". Где историзм этого флага? Его до революции вообще не было, зато художники старательно его рисуют сейчас. Где исторические полотна с этим вариантом польской символики? Их просто нет. Зато море фотографий, где деятели под бело-красно-белым флагом маршируют и славят вначале кайзера, а затем и Гитлера. И наши клоуны от оппозиции всерьёз полагают, что белорусы об этом не узнают? А если нет никакого нормального прошлого, то не грех и присочинить, сконструировать. Правда в другом: была Русь Московская и Русь Литовская. И Великое княжество Литовское ("Литва"), как ещё одно русское государство, безусловно, играет огромную роль в общерусской истории - столь же важную, как и Великое княжество Московское ("Московия"), хотя это и составные части единого Русского мира. Именно об этом нужно говорить, а не о той чуши, которую сочиняют разного рода "литвины"! Сочиняя небылицы и сея вражду, они закладывают основу и для "украинского сценария", и для последующей "Русской весны".
ИА REGNUM: Насколько обосновано мнение о том, что глобализация похоронит давние споры сторонников "литвинской идеи" с "западнорусистами"?
Думаю, что это рано или поздно произойдёт. Архаика везде уходит - ирландский, шотландский языки... Поэтому никакого будущего, кроме краткосрочного варианта построения недолговечной хунты наподобие киевской, у белорусских литвинов нет. А глобализация, хотим мы этого или нет, всё это нивелирует. Люди хотят общаться и жить, используя те коммуникации, которые им удобны - английский язык, русский, китайский, испанский. Поэтому, безусловно, глобализация несовместима с пещерным национализмом литвинов. Что касается западнорусистов¸ то это более прогрессивный проект, потому что он ориентирован на один из мировых языков - русский. Скажу более того - литвинизм возможен только при насилии над белорусами, а западнорусизм - естественное состояние белорусов, являющихся, наряду с украинцами, составной частью общерусского этноса.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1803304.html#ixzz32GoWPBf9
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM