О георгиевской ленте и чем не угодили Святая Ольга и князь Александр Невский витебским властям?

Наш собеседник – известный в Белоруссии писатель и общественный деятель, председатель Витебского общественного объединения «Русский дом» Андрей Евгеньевич Геращенко.

 

– Андрей Евгеньевич, насколько нам известно, по итогам восьмой страновой конференции российских соотечественников Белоруссии было направлено обращение к парламентам Российской Федерации и Республики Беларусь с предложением разработать и принять законодательные акты, предоставляющие возможность свободного использования российской и белорусской государственной символики на всей территории Союзного государства? Чем вызвано это обращение и каковы его цели?

 

– Уже почти 15 лет действует Договор о создании Союзного государства, подписанный в Москве 9 декабря 1999 года, который в числе прочего предполагает и утверждение союзной символики. Но, к сожалению, в силу ряда причин Договор по большинству позиций так и не выполнен до настоящего времени. В том числе не решён и вопрос с символикой. Однако символика чрезвычайно важна не только при проведении различного рода мероприятий, но и для того, чтобы белорусские и российские граждане осознавали себя единым сообществом. Ведь не зря любое более-менее значимое действо в Евросоюзе проходит с использованием флагов Евросоюза. Пока не решён вопрос с союзной символикой, необходимо на законодательном уровне закрепить свободное использование флагов, гербов и гимнов Российской Федерации и Белоруссии на всей территории Союзного государства. Сейчас всё это регулируется внутренними законодательствами, создаёт ненужные бюрократические препоны и отдано на откуп местных чиновников. Известны случаи, когда власти не позволяли использовать белорусским гражданам одновременно белорусскую и российскую символику, когда они хотели выразить свое положительное отношение к России и Союзному государству.

 

На самом же деле и в России, и в Белоруссии большинство граждан считают символику братской союзной страны очень близкой для себя. У обычных людей имеется большое желание использовать российские флаги и символы в Белоруссии, а белорусские – в России. И это совершенно естественное и закономерное желание, потому что наши государства не просто союзники, а самые близкородственные друг другу страны, образующие единую общерусскую (восточнославянскую) цивилизацию.

 

В настоящее время российские флаги вывешиваются вместе с белорусскими в публичных местах 2 апреля – в День единения народов Белоруссии и России. Думаю, что было бы правильно на законодательном уровне определить несколько дат в государственном календаре Российской Федерации и Республики Беларусь, связанных с общей историей, когда российские и белорусские флаги в обязательном порядке вывешивались бы на территории всего Союзного государства. Полагаю, что законодательно важно также закрепить право свободного использования гражданами флажков, ленточек и другой атрибутики цветов белорусского и российского государственных флагов на всей территории России и Белоруссии. Это будет способствовать упрочению чувства белорусско-российского единства, осознания того, что Союзное государство – это реально действующее межгосударственное объединение.

 

Было очень приятно видеть обилие российской символики в дни чемпионата мира по хоккею в Минске. Весьма органично смотрелись российские флаги перед подразделениями российской армии на параде в День Независимости 3 июля 2014 года – в этой связи можно только приветствовать данную инициативу белорусского президента и высказать благодарность за отклик России, которая пошла в этом вопросе нам навстречу.

 

Хотел бы обратить внимание и на степень использования белорусского государственного флага в Российской Федерации. Бывая в Москве и Санкт-Петербурге, я обращал внимание на то, что рядом с российским флагом различные гостиницы и фирмы вывешивают иностранные. К сожалению, белорусский флаг там встретишь редко. Это тоже неправильно – я думаю, что Белоруссия куда ближе России, чем Германия, Франция или Норвегия. Вероятно на законодательном уровне в подобных случаях (рекламного вывешивания государственных флагов) необходимо закрепить преимущество белорусского флага в России и российского в Белоруссии. Но, безусловно, необходимо преодолеть, наконец, застой в союзном строительстве, идти дальше, принимать Конституционный акт, создавать союзный парламент, суд и другие союзные органы, двигаться в сторону единой валюты. Всё это – в интересах наших народов. Процессы это непростые, но дорогу осилит идущий, а не тот, кто топчется на месте.

 

То же и о союзной символике. Сложно сказать, каким будет флаг союзного государства – может быть, это будет возрождённый флаг СССР – во всяком случае, советский флаг над новым музеем Великой Отечественной войны в Минске, вызывает сильные патриотические чувства и гордость за прошлое нашей русской цивилизации. Это может быть и чёрно-золотисто-белый флаг Российской империи – ведь и нынешняя Россия, и Белоруссия были её частями. Это может быть и некий синтез – например, российский триколор с белорусским орнаментом или же флаг цветов георгиевской ленты. Думаю, что стоит провести общественный конкурс проекта союзного флага – ко времени его принятия будет из чего выбрать. Предлагаю «Материку» подумать о проекте такого конкурса. Может быть, и мы в Белоруссии проведём такой общественный конкурс. Но в любом случае это должен быть узнаваемый флаг, показывающий историческую преемственность нашей цивилизации, а не некий «лепесток на цветном фоне» вроде маловыразительного флага СНГ.

 

– В обращении шла речь и о георгиевской ленте.

 

– Дело в том, что назрел вопрос и о законодательном закреплении статуса георгиевской ленты. Эта лента, с одной стороны, уже не одно столетие является символом воинской доблести, с другой – олицетворяет Великую Победу. Это цвета Георгиевского креста, ордена Славы, медалей «За Победу над Германией», «За взятие Берлина», множества других наград Российской империи, СССР, Российской Федерации и Республики Беларусь. Георгиевская лента, она же – гвардейская лента, для военного человека всегда была отличительным знаком мужества, стойкости и героизма.

 

– Однако в Белоруссии раздаются и голоса с требованиями запретить использование российской символики и георгиевской ленты на территории Республики Беларусь?

 

– Давайте расставим точки над «і»! Кто в Белоруссии против российской символики? Явное меньшинство! Те, кто против союза с Россией и Союзного государства. Те, кто хотел бы оторвать Белоруссию от России, сделать её беззащитной перед агрессией с Запада. Посмотрите, что происходит с теми, кто остаётся один на один с США и НАТО – Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия, Югославия, теперь и Украина! То же самое и с георгиевской лентой. Кто против этого символа Победы? Тот, кто против самой Победы – идейные, а то и прямые внуки и правнуки разного рода предателей, полицаев, бандеровцев и прочих пособников фашистов. Сегодня георгиевская лента насущна, как никогда ранее. Она стала не только символом Победы, но и символом антифашистского сопротивления на Украине. Против нашей цивилизации идёт уже не холодная, а самая настоящая война. Люди в Донецке и Луганске отдают жизни, сопротивляясь карателям, отстаивая всё то, за что боролись наши деды в Великую Отечественную войну. Люди, сожжённые боевиками в Одессе заживо, но не покорившиеся нацистам, также были с георгиевскими лентами. Символом борьбы против современного нацизма является именно георгиевская лента. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что белорусский президент А.Г.Лукашенко, выступая 1 июля 2014 года в Минске на торжественном собрании, посвящённом 70-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, надел галстук цветов георгиевской ленты. Озадаченные официальные СМИ никак это не прокомментировали, однако оппозиционные националистические СМИ буквально захлебнулись от негодования, назвав президента «колорадом». Я же считаю, что А.Г.Лукашенко поступил верно. Полагаю, что в душе он также уважительно относится к георгиевской ленте и почитает её, как символ Победы. В одном из своих интервью белорусский лидер признался, что его младший сын Коля любит читать детские книги о войне. Это очень хорошо и вместе с тем показательно. Ведь не книги же про подвиги полицаев и гестапо он читает? Вероятно, про партизан и Красную Армию. Но для этого нужно было, чтобы кто-то сориентировал ребёнка, передал свои предпочтения. Думаю, что это сделал его отец. Тогда, тем более нужно решить вопрос о законодательном закреплении георгиевской ленты как символа Победы и антифашистского сопротивления, чтобы не повторять глупую ситуацию нынешнего Дня Победы, когда некоторые особо ретивые чиновники, пытающиеся предугадать настроение А.Г.Лукашенко, и вовсе додумались до того, что начали говорить в унисон с оппозицией о том, что «георгиевская лента – не наш символ», а наш символ – «красно-зелёная лента». Я не имею ничего против красно-зелёной ленты – она так же важна для Белоруссии, как для России – лента-триколор, но георгиевская лента является общим символом, объединяющим наши народы.

 

Что же касается всякого рода деятелей, в настоящее время безнаказанно глумящихся над георгиевской лентой, высказывающихся против российской символики, то законодательство должно содержать чёткие нормы по защите символики России и Белоруссии и георгиевской ленты, предусматривающие конкретные меры административного и в отдельных случаях уголовного характера. Наши оппоненты в Польше и Прибалтике не гнушаются прямыми запретами на советскую символику и уголовным преследованием за её использование. Хватит и нам церемониться с разного рода деятелями, которых содержат иностранные государства исключительно ради одной цели – разрушить наш Союз с Россией.

 

Антироссийские высказывания, оскорбительные реплики в адрес Президента России В.В.Путина и русского народа в целом фактически представляют угрозу для национальной безопасности Республики Беларусь, так как в итоге ставят своей целью разрушение российско-белорусской интеграции и незаконный захват власти в Белоруссии. К чему всё это может привести, мы видим на примере Украины. Если мы не хотим, чтобы и у нас убивали людей и бомбили и обстреливали города, нужно вовремя одёрнуть тех, кто вбивает клин между нашими народами.

 

– Недавно в Витебске был установлен памятник литовскому князю Ольгерду и сделано это, невзирая на активные протесты общественности. Почему власти проигнорировали мнение жителей города?

 

– С этим памятником связана долгая история. Лично я был против его установки и полагаю, что витебские власти, у которых много амбиций, но при этом маловато знаний и опыта в таких делах, совершили серьёзную ошибку, которая ещё не раз аукнется в будущем…

 

– Но ведь изображение Ольгерда находится на барельефе памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде?

 

– Давайте обо всём по порядку. Сам Ольгерд – известный средневековый князь русско-литовского происхождения. До Куликовской битвы в 70-е годы XIV века главным собирателем русских земель фактически был Великий князь Литовский и Русский Ольгерд, считавший, что «вся Русь должна принадлежать Литве» и проводивший соответствующую политику. Это был умудренный опытом государь, имевший самый высокий авторитет и помнивший о славных временах Киевской Руси. Но после его смерти в 1377 году положение стало меняться, его сын Ягайло был не в состоянии продолжить дело отца, это был деятель небольшого ума, но зато огромного тщеславия, полный коварства и жестокости. Ему не хватало ни политической прозорливости, ни государственной мудрости, именно он толкнул Великое княжество Литовское и Русское на губительный путь подчинения Польше, приведший к его закату. А в это время на первые роли на Руси стало выходить Великое княжество Московское. Москва становилась новым общерусским центром. Именно поэтому другой сын Ольгерда Андрей Полоцкий осознанно встал на Куликовом Поле под стяги Великого князя Московского. Важно понимать, что Куликово Поле и в целом эпоха Куликовской битвы стали тем рубежом в русской истории, когда первенство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание русских земель начало переходить от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Так что сам по себе русско-литовский князь Ольгерд – персонаж нашей русской истории. Кровавый, властный, типичный феодальный хищник того времени, однако одновременно и опытный и талантливый политик и правитель. Поэтому в самом памятнике Ольгерду нет ничего крамольного. Но зато есть вопрос во вкладываемом в него смысле и общей ситуации с памятниками в Витебске. Ведь изначально было решено поставить памятник святой равноапостольной княгине Ольге и памятник святому благоверному князю Александру Невскому. Ольга по преданию основала Витебск, а Александр Невский был женат на полоцкой княжне, в Витебске некоторое время жил его сын, а полочане, витебчане, псковичи и новгородцы совместно громили крестоносцев и литовцев под его началом. Оба эти персонажа являются общими православными святыми для белорусов и великороссов (русских), а Ольга – вообще объединяющей фигурой для России, Белоруссии и Украины, т.е. для всей Руси.

Были проведены соответствующие конкурсы, изготовлены проекты памятников, потрачены деньги. И вот, когда уже был опробован макет памятника Ольге в натуральную величину из фанеры, началась истеричная компания националистов – памятники чужие, русские, белорусам не нужные, имперские и т.д. Начались абсурдные обвинения в том, что нет доказательств основания Ольгой Витебска и подробностей пребывания Александра Невского в городе. Вероятно, великая княгиня Ольга должна была оформить документы основания города в бюро технической инвентаризации, а князь Александр Невский – отметить командировочные удостоверения?! Это было бы смешно, если бы не было столь грустно. В качестве примера можно вспомнить Рим, где куда бережнее относятся к своей истории, и существует памятник волчице, вскармливающей сосками Ромула и Рема, которые основали нынешнюю столицу Италии. Достоверность этой легенды труднее доказать, чем истинность дошедших до нас сквозь века преданий о временах Ольги и Александра Невского, но итальянцы ценят и берегут свою историю. В итоге всей этой пропагандистской вакханалии, к которой подключились члены оппозиционного русофобского Белорусского народного фронта и по совместительству – официальные сотрудники нашей Академии наук, власти отказались от установки памятников Ольге и Александру Невскому. А взамен возникла идея установить памятник хоть кому-то, но не так явно русскому. За неимением лучшего подошёл Ольгерд – и имя не русское, и ходил с междоусобными походами на Москву. Кстати, князя звали именно Ольгерд, а не Альгерд, как написано на памятнике. Но у его авторов своё понятие об исторической правде… Именно поэтому я был против установки памятника. Власти, ранее сами инициировавшие установку памятников Ольге и Александру Невскому, пошли на попятную, а Ольгерд в этом случае невольно стал символом неприятия всего российского и общерусской истории в целом, хотя это и ошибочное представление, о чём я уже ранее сказал.

Не случайно установку памятнику Ольгерду так восторженно встретили именно оппозиционеры и русофобы разных мастей – почитайте форумы и обсуждения этой темы, и всё станет ясно. Если мы строим Союзное государство, то и памятники должны быть выверенными и продуманными, а не направленными на раскол и противостояние. Всё, что нужно было сделать – это установить уже заявленные и обещанные памятники Александру Невскому и Ольге, а уже затем – Ольгерду. И все три памятника органично бы вписались в историю и архитектуру Витебска. Как говорил В.С.Черномырдин: «Хотели, как лучше, а вышло – как всегда». В любом случае неприятный осадок остался. Это понимают и сами власти – церемония открытия была предельно краткой, без речей и выступлений. А до открытия памятник круглосуточно охраняла милиция – от греха подальше. После истории с Ольгердом как-то иначе смотришь и на другой вопрос – именно в Витебской области официальным гербом сделали «Погоню» тот самый символ, который является гербом Литвы и был гербом Белоруссии до А.Г.Лукашенко. И это не случайность, а продуманное решение. Вопрос только в том, чьё именно?

Отдел Белоруссии Института стран СНГ


Главная  »  Из первых уст  »  О георгиевской ленте и чем не угодили Святая Ольга и князь Александр Невский витебским властям?

О георгиевской ленте и чем не угодили Святая Ольга и князь Александр Невский витебским властям?