САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Выходцы из Беларуси воссоздали в тайге уголок своей малой родины

Выходцы из Беларуси воссоздали в тайге уголок своей малой родины

« Назад

14.04.2016 17:31

Выходцы из Беларуси воссоздали в тайге уголок своей малой родины

Деревня-кроха Могилевка наречена в честь белорусской Могилевской губернии, здесь на душу населения больше всего пчелиных ульев, но нет медовухи и выпивошек. Сельцо соткано из крестьянской сметки, житейской глубины и неизбывной надежды, что все обязательно будет хорошо.

Здравствуй, Могилевка

Самым лучшим медом в Приамурье считается могилевский. Так его называют в честь села, основанного белорусами в гуще дальневосточной тайги. Места тут глухие, с горными речками и непроходимыми зарослями лиственницы. Крутой свороток с федеральной трассы, минут десять машина осторожно крадется по накатанной, снежной грунтовке, и - здравствуй, Могилевка. Деревенька прячется за густющим полотном березового ситца.

У самой околицы несколько останков от двухквартирных домов бывшего пчелосовхоза. Чуть в отдалении от уличного ряда - крепкий деревянный дом, окруженный "забором" из аккуратных дровяных поленниц.

Завидев нас, зашлись дежурным лаем разномастные дворняги, у каждой из них своя будка, миска и поводок цепи.

От дома навстречу незваным гостям шустро шагал молодой мужик с недоуменным взглядом. Знакомимся.

Юрий Богомолов живет в Могилевке с матерью и тремя братьями. - Мы сюда лет пятнадцать назад приехали из соседнего района, там наше село попало под затопление Бурейской ГЭС. Чем живем? Пчеловодством.

У нас несколько пасек, всего ульев четыреста будет, ага, - басит Юра. Он осторожный в словах и не привыкший к общению с чужаками, из него каждое слово выдираю словно щипцами.

— Баню вот строим, ага. Зимой скучно немного, а летом скучать некогда - пасеки много времени занимают, — обстоятельно рассуждает Юрий.

Коммуна «муравьев»

Свой мед они продают оптом в Благовещенск, Хабаровск и даже в Якутию. Четырех братьев Богомоловых в деревне называют «муравьями». Работящие, непьющие, малообщительные. Живут своей коммуной, ни к кому за советом не спешат, но и в помощи никогда не откажут. Слева заметенная снегом под толстой ледяной шубой спала протока Старица. Справа выстроилась редкая цепочка хат.

В одну из них стучимся.

— Ой, только не надо меня фотографировать! Жизнь-то уже почти прожита! К чему это? — запричитала Вера Михайловна Понизова.

Говорю, что фотограф просто делает вид, что фотографирует, а на самом деле у него нет фотопленки. Хозяйка заговорщицки улыбается и подмигивает.

— Мои предки с Белоруссии приехали, с Могилевской губернии. Я сама столько двоек в школе получала, не могла чисто по-русски говорить и писать. Долго белорусские слова мешала, — говорит баба Вера.

Она всю жизнь проработала продавцом в сельмаге, а ее супруг Анатолий Никитович прошел путь от пастуха до председателя сельского совета.

— А мои предки тоже из Белоруссии, у прабабушки было тринадцать родов, она родила семнадцать детей. Все были великие труженики, — говорит Анатолий Никитович.

Из трех детей Понизовых в селе живет только старший сын, средний сын и младшая дочка живут неподалеку, в Архаринском районе.

Хозяева признаются, что огород сейчас сажают небольшой, «всего тридцать соток»... Держат баранов и кур. Да пчел ульев тридцать. Все это они на полном серьезе называют «маленьким хозяйством».

Сестра под Минском

— Мы про Белоруссию часто по телевизору смотрим. Там порядок, душа за них радуется. Молодцы, — подхватывает разговор бахнувшая входной дверью баба Нина Запорожцева.

Ее родовая ниточка тянется тоже из Беларуси.

— Там у меня где-то под Минском сестра двоюродная жила, ее фамилия Лугакова. Давно, правда, никаких весточек не было, — печалится баба Нина.

Старожилы рассказали, что раньше Могилевка была большим селом: «Человек триста жило, а сейчас осталась жменя, всего пятьдесят душ».

Пчелосовхоз от перестроечных реформ разорился. Деревня без совхоза как улей без матки... Но фитилек жизни не гаснет здесь благодаря пчелкам и частным пасекам.

Сегодня в Могилевке признаков цивилизации немного: электричество, два раза в неделю приходит почта и хлебовозка. Есть фельдшер, да раз в неделю ходит автобус до райцентра.

Тайга и никакого начальства

Четкий маркер цивилизации — вездесущий Интернет — здесь так и не прижился. Сотовая связь сла-а-бенькая.

— Пробовал Интернет подключить, но дело не пошло. Одна страница по три часа грузится, — машет рукой Виктор Трегубов.

Виктор родился здесь полвека назад, из родной деревни уезжал только на время учебы в аграрном институте, с дипломом зоотехника вернулся назад.

Вскоре после его возвращения совхоз приказал долго жить, и Трегубов устроился на пасеку Дальневосточного агроуниверситета, где и проработал более двадцати лет пасечником.

— Это были счастливые годы. Тайга, спокойствие и никакого начальства. Благодать, — улыбается Виктор.

Университет пасеку свернул, теперь пасечник с дипломом зооинженера кормит семью домашней пасекой. У Виктора четверо детей, двое старших уже взрослые. Пару лет назад они с супругой оформили опекунство над шестилетней Соней. Девочку взяли в детском доме Благовещенска.

— Это было большое желание моей жены, которое я поддержал. Соня замечательный ребенок. Ласковая, хорошо учится, она стала нашей в полном смысле этого слова, — улыбается Виктор.

Виктор Трегубов уверяет, что нет лучшего места на Земле, чем Могилевка: «Дорогу перешел - и рыбалка, в Старице рыбка всегда есть. А какой у нас мед замечательный. В окрестной тайге заросли отборной липы, очень много цветов. Мед у пчелок получается просто божественный», — загибает пальцы потомок белорусов.

Его прадеды приехали сюда в числе первых поселенцев из Беларуси.

Мед — дело сладкое

Геннадий Александрович Комогорцев тридцать шесть лет проработал пчеловодом на совхозных пасеках.

— Ученые до сих пор не разгадали, что такое пчелы! Более умной твари на Земле не сыскать. Я за ними мог часами наблюдать. Пчелу с медом из другого улика в свой улей запустят, а пустую никогда, — не перестает удивляться Геннадий Александрович.

Он в молодости пробовал уехать в город, работал на ТЭЦ, принимал ванны в благоустроенной квартире, вечерами с мужиками ходил на футбол.

— Асфальт, туфельки чистые, красота, а не жизнь. Но меня хватило ровно на три года. Сбежал! Без пчел и тайги я жить не смог, — густым басом гудит пасечник Комогорцев.

Полдня я провел в деревне, где нет даже магазина, — и не услышал ни одной жалобы на жизнь! Ни единой! Все разговоры — про пчел да про мед с тайгой. То ли местные люди знают какой-то секрет благоденствия, то ли пчелы здесь — те самые, правильные.

На вопрос, выгодно ли сегодня сладким бизнесом заниматься, могилевцы хитро щурятся.

— Да, пойдет, ага...

Только бывший «министр культуры» таежной деревеньки, отставной завклуба Боря Жигло чертыхнулся через затяжку сигаретного дыма, заявив, что нет уже того веселья, которое плескалось у них раньше.

— У нас был вокально-инструментальный ансамбль «Радуга», Серега Понизов солистом был. На районных смотрах художественной самодеятельности призовые места занимали, — ностальгически вздыхает Борис.

Кино, танцы, кружки художественной самодеятельности, молодежь в клубе была частым гостем, сейчас все это осталось только в воспоминаниях Бориса.

Сегодня в Могилевке всего шесть учеников, которых школьный автобус возит за пять километров в соседнюю Грибовку.

Здесь с нетерпением ждут весны: «Скорее бы улики выставлять». Это тут главный градообразующий и жизнеутверждающий фактор.

...Малолюдный таежный угол Приамурья живет размеренной, тихой жизнью, в окрестных речках чистейшая до хрусталя вода, со всех сторон Могилевку обнимает не тронутая цивилизацией тайга. Она больше века дает миру отборный мед, слава о котором живет в поколениях. Мед янтарный, пахучий, тает во рту в первые секунды. Могилевский. Считай, белорусский.

Прямая речь
Александр Свининников, глава администрации Грибовского сельского совета:

— Я бывший военный, двенадцать лет живу в этих краях. Тут тихо, спокойно, люди живут надежные. Медовые края у нас, а медовуху никто не варит. Пьяниц нет. Кстати, я девять лет жил в Беларуси, в городе Жодино. О том периоде жизни у меня остались самые светлые воспоминания. Поклон от меня всем полещукам.

Досье «СОЮЗА»
Село Могилевка основано в 1899 году переселенцами из Могилевской губернии, которые назвали ее в память о своей родине. В 14 километрах от села проходит федеральная трасса Чита - Хабаровск.

Федеральная национально-культурная автономия белорусов в России



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru