САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ О западной сети влияния в Белоруссии. «Мягкие силы» Запада и России – некоторые сравнения

О западной сети влияния в Белоруссии. «Мягкие силы» Запада и России – некоторые сравнения

« Назад

21.04.2021 18:13

Попытка государственного переворота в Белоруссии была организована в интересах Запада, который долго и последовательно формировал в Белоруссии своё лобби. Результатом стало создание в республике разветвлённой сети агентов западного влияния – центров сопротивления власти.

В то же время, как показывают события последних месяцев, российское влияние в Белоруссии осталось на уровне отдельных экономических проектов и личных отношений между главами государств. В отличие от Запада, Москва не создала в Белоруссии оформленной сети дружественных России организаций. Это прямо сказалось на общественно-политической ситуации в республике.

С начала 2000-х годов работа НПО в Белоруссии сопряжена с трудностями. В республике существуют ограничения для получения неправительственными организациями иностранного финансирования; с 2006 года запрещена деятельность любых НПО без государственной регистрации. Поэтому множество западных организаций, работающих на белорусском направлении, осели в Литве или Польше и действуют в Белоруссии через своих представителей нелегально. Это не мешает им успешно формировать в белорусском обществе западнические настроения.

В Белоруссии не один десяток лет существует неформальная сеть НПО, контролируемых властями США и Евросоюза. Принцип их деятельности – работа с наиболее активной частью населения, формирование лидеров общественного мнения, идеологическая пропаганда через СМИ.

Американская сеть лоббистов в Белоруссии напрямую связана с Агентством США по международному развитию (USAID)**, Международным республиканским институтом (IRI)** и Национальным демократическим институтом по международным вопросам (NDI)**. Через USAID в республику поступают многочисленные гранты на общественно-политические и культурные проекты, проводятся неформальные мероприятия, обучаются будущие лидеры мнений, формируются связи между представителями белорусского и американского бизнеса (например, через фонд «Евразия»).

При непосредственном участии американцев финансируется в Белоруссии деятельность местных оппозиционных организаций (Белорусская ассоциация журналистов, правозащитный центр «Весна», Фонд им. Л. Сапеги, издание «Народная Воля», центр «Супольнасьць» и др.). В проекты NDI вовлечены практически все оппозиционные политические силы Белоруссии. Среди них выделяется Белорусский народный фронт, лидер которой Григорий Костусев обвиняется сегодня в участии в заговоре с целью переворота. Продолжает действовать в Белоруссии признанное в России иностранным агентом «Радио Свобода».

Европейская сеть в Белоруссии представлена не меньшим количеством агентов влияния, чем американская. По линии «Восточного партнёрства» учреждён Европейский фонд в поддержку демократии**, который контролирует популярное в Белоруссии СМИ Еврорадио. Получают финансирование польский канал «Белсат», националистический портал «Хартия`97» и другие СМИ. В их задачу входит формирование в Белоруссии позитивного образа ЕС, популяризация «европейского пути» в противовес сближению с Россией, создание представлений о преимуществах либеральной модели экономики над социально-ориентированной.

Открытыми агентами западного влияния в Белоруссии были и остаются: Белорусский институт стратегических исследований (BISS), Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), Центр европейской трансформации, международный консорциум «ЕвроБеларусь», Либеральный клуб, Институт политических исследований «Политическая сфера», НКО «Зеленая сеть» и другие. В ряде случаев их деятельность носит отчётливо деструктивный характер.

Так, незарегистрированный Союз поляков Белоруссии долгие годы лоббирует на территории Республики Беларусь интересы Польши, пропагандирует идеи польского возрождения, схемы фальсификации истории Великой Отечественной войны, героизирует нацистских преступников. Всё это плохо сказывается на попытках сохранить здоровый общественный климат. Отсутствие со стороны властей должного внимания к деятельности правозащитных организаций наподобие «Весны», «Правовой инициативы», движения «Отсутствие страха перед наказанием» должно было расшатать и в конечном счёте расшатало обстановку.

Нельзя забывать и о множестве образовательных программ, предлагаемых западными структурами. Наиболее активны здесь Польша и Литва. Популярными среди оппозиционно настроенных молодых белорусов являются стипендиальные программы для обучения в польских вузах: стипендия Калиновского, стипендия Лейна Киркланда, «Школа лидеров» Фонда Стефана Батория. В Литве одной их крупнейших структур белорусской оппозиции является Европейский гуманитарный университет, где ежегодно (!) обучается около 2000 белорусов.

В отличие от Запада у России в Белоруссии ничего такого нет. Москва за основу отношений с Минском выбрала когда-то работу не с гражданским обществом, а с представителями власти. Все остальные линии сотрудничества либо не созданы, либо находятся в зачаточном состоянии. Формально за продвижение интересов РФ отвечает Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Однако никакой существенной работы Россотрудничество в Белоруссии не проводит уже долгие годы, ограничиваясь малозначительными культурно-просветительскими мероприятиями.

Российские фонды грантовой поддержки, в отличие от западных, практически не представлены в Белоруссии. А некоторые из них (как, например, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова) финансировали и тех, кто выступает против российско-белорусского сближения, в частности представителей Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсения Сивицкого и Юрия Царика, штамповавших после переворота на Украине материалы, в которых Россия представлялась главной угрозой суверенитету и независимости Республики Беларусь. Есть и другие примеры.

Пожалуй, единственным работающим инструментом российской «мягкой силы» в Белоруссии являются немногие средства массовой информации. К ним относятся в первую очередь агентства Sputnik и Russia Today, но в последние месяцы их информационное воздействие на белорусское общество направлено не столько на продвижение идеи белорусско-российской интеграции, сколько на оправдание действий властей по наведению порядка.

В конечном счёте западная сеть влияния в Белоруссии приобрела отчётливый вид, наполнилась активистами и финансами. При этом белорусские власти долгое время активно не боролись с агентами влияния Запада, пытаясь за счёт такого «непротивления» выстроить диалог с западными центрами силы. Диалога не получилось. Однако и развёрнутая российская сеть НПО в республике не появилась. Даже связи Белоруссии и России в сфере образования и науки нельзя считать проявлениями российской «мягкой силы», так как они практически не носят идеологического характера.

Игорь Новицкий, fondsk.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru